Включите JavaScript в настройках браузера.
21 февраля 2021
Сейчас читают:

Когда, как и почему подростковая любовь трансформируется в уголовное преступление?

Многие подростки начинают вести половую жизнь, не успев достигнуть 16 лет. Свое решение вступить во взрослые отношения они объясняют любовью. А суд может усмотреть в этом, помимо любви, еще и уголовное правонарушение. И с законом, как известно, не поспоришь, а незнание этого закона не освобождает от ответственности.

Ромео и Джульетта из Казахстана

В 2020 году в Актобе развернулась драма, которая привлекла внимание общественности к проблеме подросткового секса. Историю двоих детей, вступивших во взрослые отношения, на своей странице в социальных сетях рассказала правозащитница Дина Тансари. 

17-летний Нурасхан и его 15-летняя девушка А. полюбили друг друга и вступили в интимные отношения по обоюдному согласию. Вскоре об этом стало известно родительнице девушки.

"Эти влюбленные дети в июле первый раз сбежали из дома, к бабушке Нурасхана. Их вернули родители, но что-то между взрослыми и детьми снова не сложилось, и дети опять убежали. Объявили розыск, нашли в этот же день, и мама А. потребовала сделать судмедэкспертизу", — писала Дина Тансари.

В результате Нурасхана арестовали по подозрению в совершении преступления по части 3 статьи 122 УК РК (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16 лет). Парню грозило серьезное наказание. Поняв, что дело приняло серьезный оборот, мама девочки пожалела о своем решении. Но было уже поздно...

В ноябре 2020 года Нурасхана приговорили к трем годам лишения свободы.

Как сообщили республиканские СМИ, в январе 2021 года приговор был смягчен и вместо колонии парню назначили полтора года ограничения свободы.

История казахстанских Ромео и Джульетты закончилась хорошо. Но стоит отметить важный момент: родители влюбленных подростков не подозревали, как суров будет закон к несовершеннолетнему парню. Не знали о потенциальной уголовной ответственности и сами влюбленные.

Знакомая история

По информации департамента полиции ВКО, на территории области за последние пять лет было зарегистрировано 118 фактов вступления в половую связь лиц, не достигших 16 лет. В суд было направлено 72 уголовных дела.

— За последние пять лет за данную категорию преступлений были осуждены 72 лица. Преступления данной категории относятся к средней тяжести, за которые судом назначается наказание в виде ограничения или лишения свободы, — уточнили в ДП ВКО.

По сведениям специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних № 1 ВКО, из всех поступивших дел всего в двух случаях в качестве развратителя выступало несовершеннолетнее лицо (то есть речь идет о вступивших в интимную связь подростках). Оба дела были рассмотрены с вынесением приговора с ограничением свободы.

Назад дороги нет

Председатель специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних № 1 ВКО Анна Жумагулова подчеркивает, что если факт полового сношения с несовершеннолетним лицом установлен, обратной дороги уже нет.

— Статья 122 УК РК касается полового сношения и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста. Как это выглядит на практике? Молодые люди дружат, и девочка не против того, чтобы вступить в интимную связь. Здесь нет никакого принуждения и насилия, все происходит по обоюдному согласию, — объясняет судья. — И факт такой интимной связи зачастую выявляется, когда девочка уже забеременела. Родители или законные представители, узнав о беременности подростка, обращаются в медицинское учреждение. А врач по соответствующей инструкции должен сообщать о таких обращениях в органы полиции.

Так как статья публичного характера, дело возбуждается не по заявлению сторон, а по самому факту свершения данного уголовного правонарушения. Примирение по статье 122 УК РК невозможно, даже если потерпевшая сторона готова простить обидчика и забрать заявление.

— У нас бывали и такие случаи, когда родители узнавали, что у дочери-подростка была половая связь с парнем, — констатирует Анна Жумагулова. —  Взрослые со злости шли и писали заявление в полицию, что вот такой был факт. И потом девочка давала признательные показания. Молодой человек тоже рассказывал, что такой факт был. Потом все мирятся, вина заглажена. Продолжили или не продолжили дальше молодые люди встречаться, суть даже не в этом. А в том, что конфликта между сторонами уже нет. И родители хотят забрать заявление, но это уже невозможно. Потому что, опять-таки, статья публичного характера.

Но почему же тогда по данной статье не привлекают всех подростков, ведущих активную половую жизнь? Судья объясняет: дело в том, что не все они попадают в поле зрения правоохранительных органов.

— Огромное количество подростков начинают половую жизнь, не достигнув возраста согласия. Но нам об этом ничего не известно. Выявить факт могут родители или медики, к которым обратился ведущий половую жизнь несовершеннолетний, — подчеркивает Анна Николаевна.

Также председатель специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних опровергает бытующее в обществе мнение, что закон ставит на одну ступень и вступивших в интимную связь подростков, и педофилов.  

— Что касается педофилии, тут речь уже о другой статье. Статья 124 УК РК — это когда взрослый человек развращает лицо, не достигшее 14 лет. В роли развращающего может выступать как совершеннолетний, так и несовершеннолетний. Именно статья 124 имеет прямое отношение к педофилии. Санкцией данной статьи ограничение свободы не предусмотрено, только лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, — говорит судья.

Умолчать о важном

Бывшая заведующая ныне закрытым молодежным центром "Нурсалаут" КГП на ПХВ "Восточно-Казахстанский областной центр формирования здорового образа жизни" Сания Ануарбекова считает, что с подростками необходимо поднимать тему половых отношений.

— В Европе есть комплексное сексуальное образование (КСО). С раннего возраста и до окончания школы школьникам преподают уроки полового и сексуального образования. Но детям не говорят о сексе с раннего детства. Сначала им говорят о любви, об эмоциональной составляющей отношений, об ответственности. То есть это в младших классах похоже на урок самопознания. Затем начинают затрагивать биологию, а далее уже поднимается тема сексуальных отношений, контрацепции, репродуктивного здоровья и так далее, — объясняет собеседница.

Сания Ануарбекова уточняет: на этих занятиях, помимо вопросов распространения заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), ранних беременностей и абортов, подросткам должны также рассказывать про возможную уголовную ответственность за половую связь, возраст согласия и другие важные вещи.

— Все подростки ходят в школу. И охватить всех такими факультативами можно только в школе, — уверена бывшая заведующая молодежным центром. — В казахстанских семьях, к сожалению, с задачей просвещения детей по теме половых отношений не всегда справляются, так как разговоры о сексе — это для многих табу.

Беседы родителей и ребенка на "взрослые темы" чаще ограничиваются вопросами гигиены и физиологии. Но это закономерно, ведь в свое время родители тоже не получили сексуального образования, а значит, не могут дать его детям.

Сания Ануарбекова объясняет: даже если замалчивать важные темы и избегать разговора о половых отношениях, половое созревание у подростка все равно произойдет. И взрослеющий человек все равно будет испытывать влечение к противоположному полу, интерес к сексу и решать связанные с ним вопросы и аспекты. Вот только какие ошибки он совершит и какие ложные выводы сделает на пути самостоятельного изучения — неизвестно.

— Сексуальное образование не ведет к ранним половым связям. Если подростку рассказывать о ранней беременности и ее последствиях для молодой матери, то девочка будет получать опыт. Она начнет разбираться и понимать, что плохо, а что хорошо. Она не пойдет, получив эти знания, поскорее начинать половые отношения. Ведь если объяснить девочке, как, например, говорить партнеру "нет", возможно, это в будущем поможет ей отстоять свои границы, — акцентирует внимание Сания Ануарбекова.

Стоит ли винить подростков, которые рано выросли? Вопрос спорный.

— Если вернуться к случаю в Актобе, то тут подростков обвинять я не могу. У них на тот момент было мало жизненного опыта. Тут уже не уследили взрослые. Говорил ли кто-то парню о том, что если девушке нет 16 лет, то с ней нельзя спать? А сам он вряд ли об этом знал, — считает наша собеседница.

Сания Ануарбекова отмечает: когда подростки вступили в половые отношения и этот факт вскрылся, а окружающие отреагировали слишком жестко, закончиться все может печально. Как минимум, судебные разбирательства, всеобщее осуждение и угроза тюремного заключения нанесут подросткам психологическую травму, ведь даже судмедэкспертиза для девушки является событием эмоционально травмирующим. Как максимум — влюбленные и непонятые молодые люди не смогут вынести давление со стороны родителей, общества и правоохранительных органов.

— Действительно, многие парни и девушки получают первый половой опыт еще в школьном возрасте. И в случаях, когда это произошло, это уже не изменить. Важно на этой почве не допустить чего-то более серьезного и страшного. Ведь иногда от отчаяния подростки, которые воспринимают все происходящее в жизни очень остро, решаются на суициды, — заключает наша собеседница.

Елизавета Седых

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней