Включите JavaScript в настройках браузера.
5 октября 2024
Сейчас читают:

Злоумышленники ведут охоту на казахстанских детей?

В сентябре всю республику потрясла цепь трагедий. Девять подростков добровольно шагнули с высоты. Согласно одной из версий, ребят подтолкнуло к непоправимому участие в суицидальных играх. Министерство просвещения обнародовало список из 17 опасных групп в соцсетях, двух игр и восьми литературных произведений, пропагандирующих самоубийство. Почему несовершеннолетние увлекаются суицидальной тематикой? Какие признаки говорят о том, что ваш ребёнок втянут в игру, которая грозит ему гибелью? Как разговаривать с детьми об этой опасности, пытался разобраться корреспондент YK-news.kz.

Роковой сентябрь

С наступлением нового учебного года один за другим начали добровольно уходить из жизни казах­станские подростки. Первое самоубийство случилось 12 сентября. С высоты шагнула 12-летняя школьница.

16 сентября в Алматы две ровесницы первой жертвы спрыгнули с крыши многоэтажки.

21 сентября ещё одна девочка выпала с балкона 13 этажа одного из алматинских ЖК.

Ночью 22 сентября скончался в результате падения с высоты курсант Пограничной академии КНБ.

24 сентября спрыгнул вниз ещё один парень 18 лет.

26 сентября список самоубийц пополнил 20-летний студент Almaty Management University, учившийся на режиссёра.

По сообщениям респуб­ликанских СМИ, помимо семи трагических эпизодов в Алматы, смертельный счёт пополнили девочка из Щучинска и парнишка из Астаны. Оба также разбились, упав с высоты.

Такие совпадения вообще бывают?

"Все играют, и я тоже!"

Первой версией следствия было участие подростков в суицидальных играх. Позднее МВД РК обнародовало информацию следующего содержания:

"Участие казахстанцев в интернет-играх с суицидальной направленностью не выявлено. Касательно двух подростков, совершивших суицид в Алматы, сообщаем, что проведена проверка телефона, факт участия в суицидальной игре не установлен. В настоящее время дополнительно проводится исследование телефона для восстановления удаленных переписок и приложений".

Однако на последней неделе сентября в родительских чатах стала распространяться памятка, подготовленная Министерством просвещения. Там приводится целый список опасных групп в Telegram, TikTok и ВКонтакте. Некоторые родители решили проверить, не состоят ли их дети в этих группах. Результаты проверки вызвали настоящий шок.

В соцсетях завирусилось видео, где перепуганный отец беседует со своим сыном. Судя по голосу, мальчик учится ещё в начальной школе. Мужчина обнаружил в телефоне сына одну из опасных игр. Мальчик признался, что все его друзья в неё играют, а чтобы родители не узнали, удаляют её каждый раз, а потом открывают заново.

— Мы там выполняем задания, — рассказывает ребёнок. — Сбежать из дома к друзьям. Прыгнуть с крыши на крышу. Пробежаться по проводам. Пойти к рыбаку, утонуть в озере.

Едва ли мальчик понимает, что итогом любого из этих заданий может стать его гибель. Намерения совершить самоубийство у этого младшеклассника явно нет. Он просто занимается тем, что модно в его окружении. И его рассказ опровергает версию МВД о том, что наши дети в суицид не играют.

Неизвестно, где и когда была сделана эта запись. Но буквально на днях жительница Усть-Каменогорска Ирина обратила внимание, что на руке её дочери-пятиклассницы написаны какие-то цифры и буквы. К своему ужасу, женщина опознала название одной из суицидальных групп из списка Минпроса. Дальнейший разговор с девочкой вы­явил её знакомство с опасным контентом. При этом отношения родителей с ребёнком самые доверительные. Девочка отлично учится, не испытывает трудностей в общении, увлекается рукоделием и танцами, посещает несколько кружков. И никогда не помышляла о самоубийстве. В опасную игру начала играть, потому что играют друзья.

В пору нашего детства взрослые, сердясь на глупые шалости, совершённые в компании сверстников, гневно восклицали: "А если все с крыши прыгать начнут, ты тоже прыгнешь?" Сегодня это жуткое допущение из невозможного внезапно сделалось реальным.

Жертвы манипуляции

По данным Регионального центра психологической поддержки и помощи, на сегодняшний день по ВКО  не было завершённых самоубийств. В летний период суицидальные попытки предпринимали ребята студенческого возраста. Но специалисты предупреждают, что сейчас идёт вовлечение в суицидальные группы детей 11 – 13 лет.

— Интерес к этим играм детей младшего подросткового возраста психологически обоснован, — поясняет директор Регионального центра психологической поддержки и помощи Лилия Куземко. — Они очень много времени проводят в Сети, делятся информацией о том, на каких платформах бывают. И эту информацию они друг другу передают. Это естественный процесс развития интереса и познания нового. Они без всякой задней мысли заходят в эти игры, начинают исследовать, пробовать. А если они уже зашли, начинаются разные манипуляции по вовлечению. Дети не понимают, чем это чревато.

К сожалению, пока наши психологи не исследовали этот контент "изнутри" и не могут с точностью сказать, какого рода манипуляции применяют преступники, чтобы заставить детей играть по своим правилам. Те, кто играет сегодня, не торопятся делиться переживаниями. А те, кто доиграл до конца, уже ничего не расскажут. Можно предположить, что одним из методов является пресловутое "Слабо!".

При попытке покинуть игру может применяться запугивание: "Если ты это не сделаешь, твоя мама умрёт" или что-то подобное. Убедительности этим угрозам может придать то, что предварительно у ребёнка тем или иным способом выманили личные данные и информацию о семье. Противостоять такой угрозе не каждый решится. Первая рекомендация, которая содержится в распространённой на днях Памятке для родителей, гласит, что в интернете не следует делиться своим домашним адресом, номером телефона, данными о своей семье и геолокации.

Печально, но пока никто не потрудился детально исследовать стратегии этих групп. Вместе с тем задания могут носить открыто деструктивный характер: что-то разгромить, поджечь, уничтожить. В настоящее время соседняя Россия шокирована эпизодом в одной из школ Челябинска, где вооружённый подросток 16 сентября напал на сверстников и учителя. Рассматривается версия о том, что к этому его толкнуло участие в какой-то онлайн-группе.

— Идёт намеренное формирование деструктивного поведения, — поясняет Лилия Куземко. — Даже если ребёнок не уйдёт в суицид, всё равно зерно уже посадили и научили его, как можно проявлять агрессию.

Как об этом говорить?

По мере распространения информации об "эпидемии самоубийств" нарастает тревожность в родительской среде. Видеозапись разговора казахстанского отца со своим маленьким сыном, по мнению психологов, демонстрирует ошибку, которую может совершить подавляющее большинство родителей. С одной стороны, можно понять ужас мужчины за судьбу своего ребёнка. По голосу слышно, что он пытается держать себя в руках. Но с другой стороны, сам характер диалога больше напоминает допрос. Такое поведение взрослых может вызвать обратную реакцию. Ребёнок просто закроется, а опасные игры "уйдут в подполье".

— Вначале надо понаблюдать, — советует Лилия Куземко. — Если истина стала очевидна, следует говорить открыто. Но не с позиции запрета. Надо проявить интерес к тому, что привлекает ребёнка. Сначала озвучиваем ситуацию: "Я увидела в твоём телефоне... Мне тоже интересно, про что эта игра. Потому что я слышала про неё не очень хорошее. Можешь мне рассказать?" Надо возглавить интерес и начать вместе с ребёнком разбираться: "Как ты думаешь, почему тебе такие вопросы задают? Есть ли в этом риски? Чего эти люди могут добиваться?" Это всё про внимательность родителей и исследование. Без этого профилактики не получится.

Иными словами, более действенным методом борьбы со злом, по мнению специалистов, является не истерика и запрет, а создание условий, при которых ребёнок сам поймёт, как им манипулируют.  

Но как быть, если родители с перепугу уже наломали дров, накричали, испугали или обозлили своё чадо? Есть ли способ вернуться к конструктивному разрешению ситуации?

— Если я уже на волне своих чувств это сделал, а потом осознал, можно честно пойти и признаться ребёнку: "Слушай, я испугался! Так много жуткого с детьми происходит. Ты меня прости. Давай разберёмся. Расскажи, это действительно так, как нам говорят и в газетах пишут?" — рекомендует педагог-психолог Регионального центра психологической поддержки и помощи Юлия Гаджиева.

Искусство быть собой

Сегодня перед казахстанским обществом во весь рост встали вопросы: почему среди подростков стало модно рисковать и умирать? Почему наши дети попадают в сети злоумышленников, стремящихся их убить? Психологи считают, что наша попытка оградить детей от всех сложностей реального мира иногда играет обратную роль — делает их более беззащитными, менее устойчивыми перед вызовами, с которыми им приходится сталкиваться. Гиперопека взрослых не даёт детям возможности проявлять и развивать свои волевые качества.

— Почему сейчас столько рисков? — размышляет Лилия Куземко. — Потому что мы показываем только негативные стороны поведения ребёнка: "Ты делаешь неправильно!" Нет похвалы и поощрения сильных сторон личности. В итоге ребёнок не находит своих особенностей, которые помогают ему быть устойчивым в мире. Опоры внутри нет, он ищет её вовне. Группа помогает ему вначале найти эту опору. Он начинает полагаться на лидера группы. Им руководят, это привычно для ребёнка. Дети, не осознавая, включаются в игру. А когда попались и даже осознали последствия, сложно из этого выйти. Когда уже столкнулись с трудностью, слишком много эмоций и чувств и нет понимания, что нужно сделать, куда пойти, какое решение принять. Они растеряны, не уверены. Опереться опять не на кого. Искать помощи у взрослых — это значит признаться, что я ошибся, что-то сделал не так. Они на это не решаются. Удерживает страх наказания и последствий, неумение признаться себе, что "я слабак и не справился".

Парадокс в том, что эти преступные игры дают нашим детям то, чего мы их лишили своей заботой — возможность преодолеть страх, проявить волю. Победа над слабостями поощряется мнением группы, за уважение которой ребёнок борется. Это сильно контрастирует с отношением к нему дома и в школе, где взрослые даже одиннадцатиклассников не отпускают без сопровождения из одного района города в другой. Получается, что мы отдали на откуп злоумышленникам то, чему обязаны были учить детей сами: самостоятельность, смелость, силу воли.

Поколению, выросшему в советское время, в каком-то смысле повезло. Тогда воспитание строилось на примерах сильных личностей: пионеров-героев, людей, совершавших подвиги на фронтах и в мирное время. Была общественно полезная деятельность, в которой дети могли ощутить себя сильными и нужными, получить необходимые навыки и личную долю успеха в общем деле. Возможно, в том числе благодаря этому последнее советское поколение сумело выстоять в период крушения СССР, кризиса в экономике и построения нового государства. Но, закалённые чрезмерными трудностями, мы стремимся уберечь от них своих детей. Попутно лишив их чего-то очень нужного для становления личности. Как преодолеть этот перекос?

По мнению педагогов и психологов, сработать могут занятость в кружках и секциях, активное и сознательное участие в каком-то общественно значимом деле, мероприятия, нацеленные на становление детского коллектива. Те, кому интересно жить, из жизни не уходят. А если значимая для ребёнка группа даёт возможность проявить силу и самостоятельность "в мирных целях", у него не будет соблазна вовлекаться во что-то опасное или противоправное. Ну и, разу­меется, нужно учить его самому оценивать риски.

— Необходимо развитие общих навыков противостояния, — считает Лилия Куземко. — Наша задача — научить их здесь и сейчас, в этих рисках взаимодействовать с миром, оставаться уверенным, стабильным, критически мыслящим.

(Продолжение следует...)

Ирина Плотникова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней