В Казахстане меняются Правила дорожного движения
В нашей стране появились новые дорожные знаки. Узаконены электросамокаты, уточнены требования к водителям маршрутных автобусов. Ещё ряд изменений находится на стадии доработки и пока не принят. Некоторые готовящиеся нововведения вызывают бурные споры.
Вступили в действие
С 21 июля 2023 года вступило в действие правило, в соответствии с которым сотрудники полиции обязаны предъявлять водителю, превысившему скорость, видео для ознакомления. Превышение должно быть зафиксировано сертифицированными специальными техническими средствами и приборами.
Появились новые дорожные знаки:
5.44 "Зона с ограничениями стоянки" обозначает место, с которого начинается участок дороги, где стоянка запрещена. Знак 5.45, соответственно, обозначает "Конец зоны с ограничениями стоянки".
5.46 "Зона с ограничением максимальной скорости" — место, с которого начинается территория, где ограничена максимальная скорость движения. Конец зоны обозначает знак 5.47.
5.48 "Пешеходная зона" — место, с которого начинается территория (участок дороги), на которой разрешено движение только для пешеходов. Знак 5.49 — "Конец пешеходной зоны".
5.50 "Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств". В этой зоне запрещается движение видов транспорта, экологический класс которых ниже указанного на знаке. Запрещено также движение машин, экологический класс которых не указан в регистрационных документах. 5.51 "Конец зоны с ограничением экологического класса механических транспортных средств".
Появились также дополнительные таблички, регламентирующие электромобили:
7.22 "Вид транспортного средства", 7.23 "Кроме вида транспортного средства", 7.24 "Экологический класс транспортного средства", 7.25 "Зарядка электромобилей".
После многих лет "беззаконного" использования, в Казахстане внесли в ПДД знаки на желтом фоне, применяемые в местах производства дорожных работ и временного изменения направления движения.
Вступили в действие новые требования к водителям общественного транспорта, которых так ожидали владельцы транспортных компаний, чтобы решить проблему нехватки водителей автобусов. Однако правило гласит:
"К перевозкам пассажиров автобусами, имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя (категория D), будут допускаться лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к подкатегории D1, не менее трёх лет".
Внесены изменения в понятие "механическое транспортное средство". Введены термины "малое электрическое транспортное средство" и "электрический самокат", а также определен порядок их движения. Согласно статье 57, электросамокаты имеют право ехать по правому краю проезжей части, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств. Чтобы управлять электросамокатом, нужно быть старше 18 лет и иметь водительское удостоверение на право управления транспортным средством любой категории (статья 73).
Прописано право полицейских останавливать для проверки автомобиль, зарегистрированный в другом государстве (статья 52).
С 1 января 2024 года статья 54 узаконила право водителей на упрощённое оформление незначительных ДТП (так называемый "европротокол"). Если никто не пострадал и все участники сходятся в оценке ситуации, они могут самостоятельно составить схему происшествия, не дожидаясь сотрудников полиции.
Могут появиться
Ещё ряд изменений был представлен на обсуждение общественности на портале "Открытые НПА" в ноябре - декабре прошлого года. Пока эти изменения не приняты.
Ради безопасности пешеходов в Казахстане намереваются запретить стоянку и остановку на расстоянии ближе десяти метров от пешеходного перехода.
Предполагается внести изменения в понятие "перекрёсток". Им будет считаться также пересечение со второстепенной дорогой, не оборудованное знаками приоритета. Если это изменение будет принято, полиции придётся провести ревизию всех ограничений, установленных на дорогах, и расставить дополнительные знаки или таблички, обозначающие протяжённость их действия. Ведь ранее пересечение дорог без знаков приоритета не снимало установленное ограничение.
Может быть ужесточено наказание за пересечение одинарной сплошной линии. В проекте за это нарушение предусматривается лишение прав управления транспортным средством сроком на полгода.
Намереваются окрасить в зелёный свет вместо красного знак "плюс" на дополнительной секции светофора, разрешающий поворачивать налево, пока встречному транспорту горит запрещающий сигнал.
Может быть убрана норма, разрешающая водителям выезжать на жёлтый сигнал светофора, если они не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению. И хотя жёлтый сигнал считается запрещающим, в настоящее время за него штрафуют редко.
В проекте есть изменение, гласящее, что правый поворот необходимо осуществлять на ту же полосу, по которой осуществляло движение транспортное средство. Если водитель ехал по крайней правой полосе, на ней же он должен очутиться после поворота. Это должно сократить аварийность по вине тех, кто любит сразу же после поворота пристраиваться в крайний левый ряд.
Возможно, будет разрешён разворот на перекрёстках по малому радиусу — при условии обеспечения безопасности движения и отсутствия помех для других участников. В настоящее время разворот по малому радиусу приравнивается к выезду на полосу встречного движения.
Одним из самых спорных нововведений является требование разъезжаться только левыми бортами: "Осуществлять разъезд с правой стороны, за исключением случаев проезда перекрёстков с особыми геометрическими параметрами, не позволяющими осуществить такой манёвр". Такое требование может наглухо закупорить перекрёстки, если с каждой стороны одновременно окажется больше одной машины, желающей повернуть налево.
Планируется ограничить скорость движения маршрутных автобусов: в городах — до 50 километров в час, за пределами городов на автомагистралях — до 90 километров в час, на дорогах с разделительной полосой — до 80 километров в час. На остальных загородных дорогах пассажирский транспорт должен двигаться не быстрее 70 километров в час.
Предполагается добавить новые дорожные знаки, а также уточнить значение некоторых действующих. Например, знак "Запрет движения с прицепом" будет распространяться на буксировку транспортных средств. А "Движение мотоциклов запрещено" запретит также движение мопедов. Появится знак, запрещающий движение на самокатах. Знак "Велосипедная дорожка" будет разрешать двигаться на электросамокатах и малых электрических транспортных средствах, но не на мопедах.
На знаках, регламентирующих параллельное перестроение на другую полосу движения, пропишут знаки приоритета, обозначающие, кто кому обязан уступить дорогу.
Появится знак для обозначения диагонального пешеходного перехода.
Будут введены наклейки на передние и задние стёкла для обозначения электромобилей и автомобилей на газу. Спор разгорелся при обсуждении их размеров, которые могут ограничивать обзор водителям.
Под давлением общественности из проекта убрали изменение, предписывавшее пешеходам пропускать на переходе автомобили, завершающие начатый манёвр. Удалось доказать, что такое правило рождает неоднозначные трактовки и приведёт к росту аварийности.
Ирина Плотникова