Включите JavaScript в настройках браузера.
17 апреля 2022
Сейчас читают:

Девушка-волонтёр из Усть-Каменогорска — о том, как проводятся миллионные сборы на лечение детей и взрослых

Асем Торгаева три года подряд помогала казахстанским семьям собирать деньги на дорогостоящее лечение за рубежом. Чаще всего девушка сама звонила и предлагала свою поддержку. Асем много знает о том, как писать письма-просьбы в организации, как защититься от мошенников, как продвигать аккаунты срочных сборов, как выводить пуб­ликации в "топ" и как реагировать на комментарии "Всем не поможешь!".

Сразу оговоримся: Асем Торгаева сейчас при­остановила свою волонтерскую работу. Но у нее накопился огромный опыт в проведении благотворительных денежных сборов на лечение тяжелобольных людей. И она готова рассказать об этом.

Отдала — и забыла

— Я всегда помогала людям. Просто раньше это было не в таких объемах и не в роли волонтера, — говорит Асем. — Как было раньше? Вижу: женщина стоит на улице с протянутой рукой — дам милостыню. Вижу, что кто-то заплутал во дворах и не может отыскать нужный адрес — помогу найти. Попадется на глаза информация о том, что какому-то ребенку собирают деньги на операцию — переведу им на счет небольшую сумму.

— То есть схема помощи была примерно такая: увидела отдала забыла?

— Да, помогла разово — и всё, дальше живу своей жизнью.

Всё изменилось в феврале 2019 года. Девушка случайно увидела видео больного ребенка из Алматы.

— Кадры тронули меня до мурашек по коже, — вспоминает Асем. — Перешла в аккаунт этого мальчика, прочитала его историю. Поплакала — там была такая ситуация, что читать без слез было невозможно. Мне захотелось помочь этой семье чем-то большим, чем просто денежный перевод. Я позвонила по указанному номеру маме мальчика. Это было очень спонтанное желание — тогда я еще лишь интуитивно понимала, что можно сделать в подобных ситуациях.

Маму болеющего ребенка звали Азизой. Она отправила для подтверждения  все медицинские документы сына. Асем изучила их и решила написать письма на предприятия Усть-Каменогорска с просьбой о выделении финансовой помощи этой семье.

— Я быстро поняла, что текст таких обращений не должен быть длинным — не больше формата А4. Иначе его никто не дочитает до конца, — делится Асем. — Письмо обязательно должно быть адресовано к какому-то конкретному человеку (а не просто к группе директоров, к коллективу в целом).

Сейчас Асем знает точно: такие письма-просьбы о помощи лучше передавать с нарочным, то есть лично или с курьером. В этом случае больше шансов, что обращение прочитают.

— А как вы поняли, каким образом лучше составлять и отправлять подобные письма? Как к этому пришли?

— Это связано с моей основной работой. Я менеджер по связям с общественностью в одной из компаний Усть-Каменогорска. Поэтому я многое знаю про написание писем, ведение и продвижение соцсетей. Свой десятилетний опыт я просто применила к волонтерству.  

Один в поле не воин

— Я стала наблюдать за сбором, который вела Азиза, и под публикациями заметила сообщения разных людей, которые тоже хотели как-то помочь, — рассказывает Асем. — Это были незнакомые случайные люди из разных городов и сел Казахстана. Я написала одному, второму, третьему: "Может, попробуем ВМЕСТЕ помочь этой семье?" Люди откликнулись, мы обменялись телефонами и стали общаться в WhatsApp. Там создали общую группу для обмена идеями. Так впервые был создан чат волонтеров Казахстана.

Изначально в группе было около 50 человек. Это были люди, готовые помогать безвозмездно. Не финансово, а организационно.  Было понятно, что один в поле не воин, а общий чат - огромная сила. Люди в общей группе волонтеров познакомились и подружились между собой. Начали планировать и проводить разные мероприятия в пользу болеющего мальчика. Например, в Алматы часто проходили ярмарки, на которых производители выставляли свою продукцию, деньги от реализации шли в счет срочного сбора.

Осенью 2019 года прошла ярмарка и в Усть-Каменогорске. Асем с командой единомышленников смогла организовать развлечения на Арбате — была концертная программа, музыка, шары, фотографы. На той ярмарке удалось заработать 416 тысяч тенге.

Невидимая работа

Сейчас многие понимают: просто хорошо писать посты в Инстаграме недостаточно. Нужно, чтобы в этих публикациях была большая вовлеченность людей — желательно, из разных городов Казахстана.

— Именно поэтому волонтеры нашего чата ежедневно и в определенное время массово поддерживали публикации о благотворительных сборах: ставили  "лайки", делали репосты, сохранения, писали многочисленные комментарии, — поясняет моя собеседница.

Всё это нужно для того, чтобы такие публикации попадали в "топ" социальной сети. Тогда их сможет увидеть большое количество людей. Соответственно, больше шансов быстрее собрать необходимую сумму. Эта работа волонтеров, которую обычно никто не видит, но она очень важна.

— В комментариях часто указывают аккаунты знаменитостей, блогеров. Как известные люди на это реагируют, помогают ли?

— По-разному. Есть те, кто игнорирует, кто-то принципиально не участвует в благотворительности. Но есть немало известных людей, которые регулярно помогают финансово и размещают информацию о сборе у себя в аккаунте. 

Чат волонтеров Казахстана существует до сих пор. Но помогать постоянно эти люди не могут. Волонтерам тоже нужен отдых. Поэтому у каждого сбора на лечение должен быть свой собственный чат из тех людей, которые заинтересованы в нем. Это могут быть родные, друзья, знакомые семьи.

И еще обязательное правило: все фотографии, медицинские документы должны быть промаркированы официальным аккаунтом, на котором ведется сбор. Это нужно для того, чтобы мошенники не смогли воспользоваться информацией в своих целях.

Разные мнения

— Ведение денежных сборов на лечение — вещь неоднозначная. Часто приходится слышать самые разные высказывания. Например: "Опять очередной сбор, но ведь всем не поможешь..."

— Да, и это еще очень мягкая формулировка. Часто люди не выбирают выражений и говорят резкие слова. Я уверена: не нужно никого переубеждать. Каждый имеет право на свою точку зрения. Не хочешь помогать не помогай.

— Многие думают, что их переводы — капля в море: "Да что там мои 500 тенге, если нужно собрать несколько миллионов! Даже переводить не буду эти крохи..."

— Да, такие мнения встречаются нередко. Чаще всего это происходит потому, что люди не видят результата. Человек перевел 500 тенге — но ничего не произошло. Здесь нужна постоянная обратная связь от организаторов сбора. Мы, например, выкладывали фотографии и скриншоты чеков, даже если это были совсем маленькие суммы. И  людям было приятно, что их перевод показали в сторис (фамилии обычно старались закрывать, а вот сумму и комментарии к переводам оставляли). Однажды деньги отправила 12-летняя девочка, она скинула 100 тенге. И мы отметили этот перевод ребенка, который тоже захотел помочь.

— Многим кажется, что от простых людей ничего не зависит: "Пусть бизнесмены помогают - у них возможностей больше".

— Я верю в людей. Предпочитаю верить в их самые лучшие качества. Каждый из нас может  сделать очень много. По еженедельным и ежемесячным отчетам сборов прекрасно видно, как из переводов в 500 - 1000 тенге в итоге получаются значительные суммы. Эти переводы делают простые люди. Бизнесмены, конечно, тоже иногда помогают, но большие суммы на лечение удается собрать благодаря именно маленьким взносам обычных людей.

Негатив — это норма

Асем по своему волонтерскому опыту знает: во время любого сбора абсолютно точно будет негатив. К этому нужно быть готовым. Люди в комментариях часто не выбирают слова... А женщину, у которой болеет ребенок (муж, родственник), эти слова могут глубоко ранить, обидеть.

— В период почти каждого сбора встречаются комментарии типа: "Зачем вы собираете деньги, лучше продайте свою машину (квартиру/почку)" или "Как же так, вашему ребенку нужна операция, а вы делаете себе маникюр, покупаете тележку продуктов и новую обувь!"

— Как реагировать на такие комментарии? Игнорировать?

— Нет, я всегда советую отвечать — даже на негатив. Переубеждать никого не нужно. Надо спокойно написать: да, мы были в этом магазине и купили новую обувь, так как старая износилась. Мы можем при необходимости купить себе новые ботинки, так как они нам необходимы и мы с мужем оба работаем. Деньги на это идут не со средств сбора, а с нашей зарплаты.

Или можно написать так: "Да, мы были в этом магазине. Представляете, нам тоже нужны продукты!"

В "бан" можно отправлять только в редких случаях, когда речь идет не об единичных негативных комментариях, а начинается травля, бесполезная полемика или комментатор отправляет опасную для психики информацию (все разговоры о карме, проклятиях, гаданиях и т. д.).

Подведём итоги

— Чем закончилась история с Азизой и ее сыном?

— Ребенок полностью не выздоровел, но удалось собрать необходимую сумму для поездки в Германию. Азиза с сыном до сих пор находятся там, мальчик получает хорошую медицинскую помощь.

За три года Асем смогла помочь более десяти казахстанским семьям, которые собирали деньги на дорогостоящее лечение. Во всех этих случаях сборы удалось закрыть.

— Как вы выбирали тех, кому будете помогать?

— Я обычно действую по импульсу. Если история меня зацепила, внутри что-то ёкнуло - звоню и предлагаю свою помощь сама. Так было и с семьей Шаяхметовых: в Усть-Каменогорске многие знают историю Насти и Берика, которому требовалась пересадка почки. Так вот в Анастасии меня зацепила ее простота, преданность, огромное желание спасти своего мужа.

— Почему вы сейчас остановили свою волонтерскую деятельность?

Потому что у меня заболел отец, и сейчас нет ни времени, ни сил  помогать другим. Помощь нужна моей семье.

— Многие из тех, в чью семью пришла тяжелая болезнь, задаются вопросом: "За что мне это?" Что обычно говорите по этому поводу?

— Мне кажется, что вопрос нужно формулировать иначе: "Для чего мне это?" Чаще всего болезнь дается для развития человека. Я знаю множество примеров, когда мамы тяжелоболеющих детей погружались в какую-то определенную тему и потом открывали развивающие центры для особенных детей, благо­творительные фонды, сами становились волонтерами. Есть и внутреннее, духовное развитие. Я убеждена: человек, который провел сбор средств на лечение близкого человека, не может остаться прежним. Он обязательно изменится в лучшую сторону.

Ирина Краскова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней