Включите JavaScript в настройках браузера.
23 февраля 2013
Сейчас читают:

Ничего не боюсь!

Людмила Литовченко говорит, что в этой жизни, наверно, ее уже ничем не испугаешь Когда юная Люда поступила в институт на отделение психологии, ее чуть не сбил мотоцикл. Когда она закончила вуз – едва не погибла в авиакатастрофе. Между этими событиями была февральская ночь в лесу и встреча с волками. А через четыре года она начала борьбу со смертью.

Людмила Литовченко - психолог с 20-летним стажем. Она закончила Хабаровский пединститут еще в 1966 году. Однако после вуза проработала совсем немного. Ни с того ни с сего стали появляться головные боли, непонятная слабость, поднималось давление... Ей тогда было всего 26.

Начались больницы, обследования, стационары. Диагноз поставили в Москве - опухоль головного мозга.

- Мне тогда повезло: я не растерялась. Я как-то сразу поняла, что это надолго. И что нужно будет бороться - каждый день, - говорит Людмила.

В тот год, когда ей дали инвалидность, она 11 месяцев из 12-ти провела в стационарах.

Никакой надежды медики не давали. Одни врачи негромко ворчали - мол, хватит уже сидеть на больничном. Другие доктора, не выбирая выражений, заявляли: "У тебя опухоль, тебе немного осталось".

Сейчас, будучи уже на пенсии, Людмила Петровна пересказывает слова медиков и смеется. Тогда, конечно, хотелось плакать.

- Было обидно?

- Нет, было досадно. Для меня это разные вещи. Досадно, потому что медики видели во мне только тяжелобольного пациента. И не видели сильного человека.

Людмила Петровна очень долго пыталась найти в медицине того, кто нормально объяснит ей, что происходит. Скажет, что делать дальше. Такого человека она так и не нашла.

***

- Я обследовалась в московском институте и там, в приемном покое, увидела интересный лозунг: "Выздороветь - это тоже подвиг". Меня это тогда потрясло. Что-то в сознании перевернулось, - вспоминает Людмила Петровна.

Она прошла полное медобследование. Ей предлагали операцию - правда, без всяких прогнозов на успех. Людмила Петровна отказалась. У такой формы лечения был огромный риск. Женщина решила, что за свое здоровье будет бороться сама.

Она боролась 12 лет.

Сама начала изучать свойства цветов, трав и кореньев. Без медицинского образования. Без большого научного подспорья, без интернета. Благо были медицинские сборники, журналы, специальные издания.

- Машины тогда были редкостью и роскошью. Поэтому за город уезжала на попутках. Ходила по лугам и полям - за день собирала целый рюкзак трав. А потом составляла лекарственные сборы.

Чуть позже Людмила стала собирать корни деревьев. Для лечения и... поделок. Она мастерила из корней сказочные персонажи. Потом с удовольствием дарила их знакомым. Говорит, что улыбки других людей – они тоже лечат.

- Пока мастеришь поделки - есть время подумать. В голову приходят любопытные мысли. К примеру, вот так, за работой, я вспомнила, что в моей жизни было несколько случаев, когда я легко могла умереть. Но почему-то не умерла.

В молодости ее чуть насмерть не сбил мотоцикл. В 1964 году она летела в самолете, у которого отказало шасси. Пассажиры тогда чудом остались живы.

В этом же году произошел еще один парадоксальный случай. Людмила была тогда студенткой. Жила в деревне, после вечерних занятий добиралась до дома вместе с местной ребятней на школьном автобусе. Он шел через лес и отправлялся в восемь часов. Но в тот февральский вечер автобус почему-то ушел раньше обычного.

- Что было делать? Пошла пешком. Конец февраля, холодно и темно. Вдруг из темноты сверкнула пара волчьих глаз. Не знаю, как я тогда не закричала... Странное хладнокровие. Остановилась, постояла. Потом медленно и спокойно пошла. Волки меня не тронули. Не знаю, сколько их было. И не знаю, как это объяснить. Наверное, звери чувствуют бесстрашие. Я только дома осознала, что произошло. И испугалась.

***

Тяжелая болезнь женщину не сломила. Гнула и сгибала в разные стороны, но не сломила.

- Было нелегко, - признается Людмила Петровна. - Временами куда-то пропадала память, исчезало внимание. Я слушала по телевизору диктора новостей и не могла связать между собой части одного сюжета.

В особо острые периоды Людмила проходила курсы лечения и лежала в больницах. А потом выписывалась и снова возвращалась к травам.

От обычной медицины она не отказалась. Просто дополнила ее нетрадиционными средствами лечения. И силой духа, бесстрашием.

- Травы - это просто средства, которые конкретно в моем случае помогли. Кому-то, возможно, поможет что-то другое. Главное - сила духа, вера.

Людмила продолжала наблюдаться у врачей. У нее появились друзья среди медиков. Они с любопытством наблюдали за ее экспериментом.

***

Людмила Петровна начала купаться в проруби и танцевать на горящих углях. У нее нашлись единомышленники.

- Мы собирались на опушке леса и поджигали сухие деревья. Потом ходили по горячим углям. Это такой восторг! Это импульс, это бесстрашие! - объясняет Людмила Петровна. - А когда ты окунаешься в холодную воду Иртыша, приходит понимание того, что ты сейчас слился с природой. Трудности тебя уже не пугают. Ты ни в чем больше не сомневаешься. И ничего не боишься.

Людмила Петровна и сейчас не бросила экстремальных занятий. Летом по утрам делает пробежку и купается в Иртыше. Зимой, дома, выливает на себя ведро холодной воды.

***

Людмила Литовченко победила болезнь. Опухоль никуда бесследно не исчезла и не рассосалась. Но она... как будто покрылась известью. Через 12 лет медики констатировали: опухоль не растет, не развивается, она оказалась в "капсуле". Врачи назвали это сложным медицинским термином. И сказали: такое бывает. Редко, правда, но бывает.

Людмиле Литовченко торжественно объявили: теперь она может жить спокойно.

В ее спокойной жизни уже было два инфаркта и четыре инсульта. А женщина продолжает бегать и купаться в Иртыше. Ее квартиру по-прежнему украшают сухие гербарии. На полках - причудливые персонажи из корней деревьев.

- Инфаркты и инсульты - это уже ерунда. Волки меня не тронули, опухоль отступила, остальные болячки переживу. Тут ведь есть один главный секрет: я уже ничего не боюсь.

***

В 2000 году Людмила Петровна начала писать стихи.

А потом занялась научной работой. Сейчас она - профессор российской Академии наук. Ее краткая биография попала в энциклопедию "Ученые России". Там, кстати, есть даже упоминание о тяжелом перенесенном недуге.

Нет, правда, ни слова о том, что у Людмилы Петровны был любящий муж. Это он помог ей справиться с болезнью. Вместе они вырастили сына. Сейчас у профессора российской Академии наук уже есть внуки и правнук.

***

- Ко мне часто обращаются люди подавленные, уставшие. Они потеряли остроту жизни. Я им объясняю: "Лучшее средство от любых депрессий - разуться и побегать по свежему снегу". Это "встряска" для организма. Проверено! Можно побегать по снегу во дворе или даже просто выйти босиком на балкон. Потоптаться, попрыгать. После этого сразу забудешь про усталость, апатию, ежедневную рутину. Можно окунуться в Иртыш. Главное во всем этом – ничего не бояться.

Ирина Краскова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней