Крестьянские хозяйства, занимающиеся свиноводством, создают экологические проблемы?
Фермеры, разводящие свиней, при ненадлежащем подходе к делу дают серьезный повод для беспокойства. В Уланском районе жители жалуются на образовавшееся на деревенской улице кладбище отходов и поросячьих трупов. А в Усть-Каменогорске директор крестьянского хозяйства, вызывающего многочисленные жалобы местного населения, так умело уклоняется от проведения проверки, что против него, по официальным данным, пришлось возбуждать уголовное дело, передает корресондент YK-news.kz.
Грязь в большом городе
Жители пригорода Усть-Каменогорска — села Степного, Шмелёва Лога и Лесхоза — страдают от невыносимого запаха, который связывают с расположенной поблизости свинофермой. В последний год появились претензии и к качеству воды. Жалоба по этому поводу ушла в администрацию Президента Казахстана. По поручению последней акимат Усть-Каменогорска сформировал группу для ознакомления с ситуацией. Она побывала на месте и обнаружила массу явных нарушений. Было решено провести официальную проверку, но уведомление о её проведении так и не удалось вручить руководителю крестьянского хозяйства: он бесследно исчез. В конце концов по инициативе департамента по экологии на владельца свинофермы завели уголовное дело.
Злополучная ферма расположена на пригорке в сотне метров от села Степного. Бывало, что грязная жижа с запахом навоза свободным потоком изливалась в низину, попадала на огороды и улицы. И местные жители полагают, что результатом такого сосуществования стали непригодная для употребления вода, заболоченная почва и зловоние. Находящиеся поблизости Шмелёв лог и Лесхоз летом тоже накрывает характерное амбре и полчища мух.
Нужно отметить, что владелец крестьянского хозяйства и свинофермы Алексей Митин не принимает претензии сельчан. Главной проблемой, досаждающей людям, предприниматель считает не свинарник, а городскую свалку, которая тоже расположена рядом на возвышенности. По его мнению, во время паводков и дождей грязь на территорию села течет именно оттуда.
Измучившись жить в подобных условиях, сельчане написали письмо в администрацию президента. "Сверху" пришло распоряжение об организации проверки на свиноферме. В феврале городской акимат собрал группу, которая посетила крестьянское хозяйство господина Митина.
— У предприятия нет проектной документации и акта приёма в эксплуатацию, — рассказал об итогах визита исполняющий обязанности главного экологического инспектора по ВКО Ермак Баркышев. — Очистка сточных вод никоим образом не осуществляется. Жидкая навозная фракция льётся с территории свинофермы в низину, попадает в подземные воды и загрязняет окрестности.
Без фиксации фактов загрязнения окружающей среды прекратить деятельность свинофермы или повлиять на её руководство нельзя. После предварительного ознакомления с ситуацией решено было провести официальную проверку. Её организацию поручили специалисту департамента экологии по ВКО Аяну Кайдарову.
— Мы подготовили все необходимые документы, но вручить уведомление о проверке руководителю крестьянского хозяйства так и не удалось, — сообщил Аян Кайдаров. — Алексей Митин исчез.
Игра в прятки
Специалистам департамента по экологии, несколько раз посетившим свиноферму, так и не посчастливилось лицезреть владельца. Потерпели провал и попытки связаться с ним по телефону. Экологи обратились в полицию. Но и визиты участкового по адресу проживания Митина не дали никаких результатов. По всем направлениям звучал однотипный ответ: Алексей Митин в отъезде.
В начале мая истек установленный срок проверки. Терпение экологов лопнуло. Они инициировали возбуждение уголовного производства в отношении неуловимого бизнесмена. Мотивировка — нарушение экологических требований. Уголовное дело на Митина было заведено, подтвердил заместитель акима города Ержан Конырбаев. Чиновник держит на контроле "свиную" проблему.
— Сейчас мы подсчитываем материальный ущерб за стоки, которые сбрасывает на село Степное свиноферма Алексея Митина, — сказал Аян Кайдаров. — Данная справка будет приложена к материалам уголовного расследования.
По словам господина Кайдарова, общий ущерб, предположительно нанесённый окружающей среде многолетней деятельностью свинофермы, определить пока невозможно. Этим должна будет заняться специальная комиссия. Речь здесь может идти о затратах, связанных с комплексным восстановлением масштабных природных ресурсов.
Нос по ветру
Жительница села Восточного Уланского района Ольга Мартыненко пожаловалась в Центр экологической безопасности на соседа, который разводит свиней, а отходы их жизнедеятельности вываливает на улицу.
Кроме навоза, здесь валяются полусгнившие трупы поросят |
Сотрудники ЦЭБ, побывав на месте, убедились, что наискосок от дома Ольги Мартыненко расположен крупный свинарник, откуда, по версии соседей, каждый день вываливают свиные фекалии. Хозяйство поставлено на широкую ногу — судя по доносившимся из свинарника звукам, внутри находилось около 50 животных. При этом отходы по непонятной причине складировались вне участка. Глазам очевидцев предстало огромное зловонное месиво, на поверхности которого валялись полусгнившие трупы поросят.
— Мы сделали замеры, глубина всей этой жижи — почти метр, — рассказывает специалист ЦЭБ Елена Полянцева. — Подобная антисанитария, несомненно, влечет за собой множество последствий: от появления насекомых до инфекционных заболеваний. Нечистоты могут просочиться в грунтовые воды, а это чревато заражением воды в питьевых колонках, которыми пользуются местные жители.
Как рассказали жители Восточного, подобное соседство им приходится терпеть уже не первый год.
— Летом станет еще хуже — появится мерзкий запах, полетят мухи, — сетуют люди. — Мы, даже чтобы белье развесить, ждем, когда ветер с другой стороны подует. Иначе вещи провоняют.
Под другим углом
Владелец подворья со свинарником представился экологам ЦЭБ как Артем Бережной — глава одноименного крестьянского хозяйства и депутат Уланского районного маслихата.
— Мы не вывозили кучу, потому что боялись повредить дорогу, — пояснил он сотрудникам ЦЭБ. — Она здесь хлипкая, тяжелая техника от нее ничего не оставит. Мы весной пытались все вывезти, но Ольга Михайловна сама просила ничего не трогать — поберечь дорогу к ее дому.
Ответ соседа явно озадачил Ольгу Мартыненко.
— С чего бы Бережному так печься о дороге? — недоумевает женщина. — Его трактора круглый год по ней корма возят. Дорога и вправду разрушается, но меня-то никто не спрашивает. А у Бережного с другой стороны дома — перед фасадом, есть хорошая, засыпанная щебнем дорога. Почему-то по ней он свою технику не гоняет.
Кроме того, господин Бережной заявил, что навоз и дохлых поросят к его забору носят со всей деревни. А он лишь периодически вывозит скопившееся.
— Пройдите к любому во двор и посмотрите, — приглашают в ответ сельчане. — Все, кто держит скотину, складируют отходы у себя на участке. И вывозят своими силами.
Мелкое хулиганство
За разъяснением, кто должен озаботиться антисанитарной ситуацией в селе, мы обратились в областной департамент охраны общественного здоровья.
— Личное подворье по содержанию скота, к сожалению, не является объектом, подлежащим санитарному надзору, — говорит исполняющая обязанности руководителя департамента Альмира Манкутова. — Поэтому взять на контроль ситуацию в Восточном и принять какие-либо меры к нарушителям невозможно.
В ведомстве также предположили, что единственным выходом для сельчан может стать возбуждение полицией административного дела по статье "мелкое хулиганство, а именно выброс коммунальных отходов в неустановленных местах". Если виновный будет выявлен, то его оштрафуют на пять месячных расчетных показателей (10 225 тенге).
К счастью для жителей Восточного, в ситуацию все-таки вмешался местный акимат. Когда статья готовилась к публикации, стало известно, что свалка вывезена.
— Акиматом было вынесено предписание господину Бережному до 21 мая убрать территорию, — пояснила главный специалист акимата Усть-Каменогорского сельского округа Уланского района Оксана Карабалинова. — Уже 18 — 19 мая он собственными силами вывез все отходы.
Сельчане говорят, что дышать стало легче. Вот только оптимизма не прибавилось — вдоль дороги сохранилась траншея с грязной жижей, а из свинарника летит навоз.
Владимир Землянский, Дмитрий Григорьев