Экологи не смогли оценить ущерб, нанесенный природе попавшим в реки цианидом
Авария на Секисовском золотоизвлекающем предприятии вскрыла ряд серьезных проблем, от решения которых зависит наша с вами безопасность. Одна из них: у большинства государственных лабораторий отсутствует аккредитация на определение в воде цианидов, в том числе и у Иртышского департамента экологии. Потому и учитывать их при определении ущерба, который причинило природе ТОО «Алтай Кен-Байыту», специалисты Иртышского департамента экологии не могли.
Напомним, что в ночь с 29 на 30 октября из-за порыва противофильтрационного экрана в третьей секции хвостохранилища начался сброс технической воды в речки Волчевка и Секисовка. В пробах поверхностных вод Секисовки специалисты контрольно-испытательного центра ГКП «Оскемен Водоканал» обнаружили превышение предельно допустимой концентрации цианида в 516 раз.
С просьбой прокомментировать эту цифру мы обратились к руководителю Иртышского департамента экологии (ИДЭ), главному экологическому инспектору ВКО Канапии Бохаеву. Его ответ был шокирующим.
- Давайте разберемся, имеется ли аккредитация на данный ингредиент у лаборатории Водоканала? По данному ингредиенту не только у Казгидромета, ни у кого нет лицензии в области. Ее убрали, - рассказал нам Канапия Сагатбекович. - Аккредитацию не мы сами делаем, правильно? Ее делают в Астане. В мае вышло постановление о том, чтобы этот ингредиент убрали из аккредитации. Анализ этот можем сделать и мы, и Казгидромет, и СЭС. Правильно поймите - мы свои анализы делаем. Если какие-то превышения обнаружим, даем сигнал, чтобы это не повлияло на здоровье населения. Но дальше мы эту информацию не можем использовать. По данному факту мы ущерб по цианидам не сможем выставить, потому что нет официальных данных, нет аккредитации.
Специалист ИДЭ Сания Божедомова пояснила нам, почему с мая 2011 года в новую аккредитацию данный вид услуг не вошел. Оказалось, изменились инструкции.
- Мы с удовольствием бы делали анализ на цианиды, потому что они у многих предприятий в стоках есть. Мы их делали раньше и хотели бы продолжать, но, к сожалению, какие-то изменения внесены в инструкцию по аккредитации. В связи с этим всем госорганам почему-то в ней отказали. Мы сделали анализ на всякий случай, но официально предъявлять ущерб по цианидам не будем, - отметила г-жа Божедомова.
Чуть иначе ситуацию нам пояснили в СЭС. По словам их специалистов, цианидов в естественном фоне водоемов не должно быть. Поэтому в плановом порядке в связи с ненадобностью они никогда не включались в перечень исследований санэпиднадзора.
- Учитывая сложившуюся в области ситуацию, в номенклатуру исследований на 2012 год будут включены цианиды в питьевой воде, воде открытых водоемов для питьевых и рекреационных целей населения, - сообщила заместитель директора департамента санэпиднадзора по ВКО Мадинет Турабаева.
В следующем году СЭС не станет проверять воду на цианид постоянно, просто будет иметь такую возможность на случай подобных аварийных дел.
Мы бы так и не узнали ни одной конкретной цифры, если бы не ГКП «Оскемен Водоканал». Как оказалось, у них подобная лицензия есть, а значит, определенные ими 516 ПДК - легитимны. Начальник контрольно-испытательного центра ГКП «Оскемен Водоканал» Юрий Май официально подтвердил, что определение цианидов включено в область их аккредитации. К слову, переаккредитация прошла буквально в октябре, и теперь право на исследования этого ингредиента продлено Водоканалу на пять лет.
Один из городских чиновников, комментируя ситуацию, предложил нам искать позитивное объяснение того факта, что начальник Иртышского управления не знает, кто в области имеет не только возможность, но и право определять цианиды. Например, объяснение может звучать так: начальнику предоставили неверную информацию. Если это позитив, то трудно представить, что тогда негатив.
Может быть, отношение главного эколога области к обнаруженному в воде количеству цианидов?
- 516 ПДК - цифра вроде бы большая. Но, может быть, у них положено 520 ПДК? - рассуждал в разговоре с журналистами Канапия Бохаев. - Это ж надо документы смотреть. Прежде чем эту цифру озвучить, надо же посмотреть их нормативы, сколько им разрешено ПДК вообще. А просто сказать 516 - конечно, все в панике.
А может быть то, что влияние самого опасного ингредиента не будет учтено при определении ущерба?
- Ну, по одному ингредиенту не определим ущерб - это не так важно, - сказал нам Канапия Сагатбекович. - По другим ингредиентам выставим претензии, этого достаточно для них. Там медь есть, цинк, свинец.
Претензии - не просто «лишние» штрафы, выплаченные в бюджет. От размера ущерба зависит, будет возбуждено уголовное дело или нет. Не так давно в нашей стране ввели уголовную ответственность за нанесение природе ущерба более чем на 130 миллионов тенге.
- Наказание за это в Уголовном кодексе предусмотрено очень серьезное: от двух до восьми лет, - сообщал ранее республиканским СМИ министр охраны окружающей среды РК Нургали Ашимов.
Будет ли прокуратура района и экологическая прокуратура ВКО возбуждать уголовное дело в данном случае, мы сможем узнать только после завершения Иртышским департаментом экологии комплексной проверки.
Впрочем, чуть позже господин Бохаев заявил журналистам, что ущерб по цианидам предприятию все-таки будет предъявлен. Экологи используют данные лаборатории ГКП «Оскемен Водоканал».