Молодого человека, организовавшего убийство собственной матери, приговорили к 15 годам лишения свободы
Окровавленное тело Светланы Цукановой обнаружила ее подруга. Бизнесвумен, владевшую семью квартирами, убили в сдаваемых ею в аренду апартаментах. На суде выяснилось: женщину заказал ее собственный сын Александр Цуканов. Мотивами стали намерение прибрать к рукам недвижимость и месть матери за издевательства над бабушкой. В какую сумму оценил жизнь женщины ее отпрыск, как жуткая сцена убийства Светланы была записана на мобильный телефон и по какой причине мать погибшей Анна Мамаева уверена, что преступление организовал не Александр? YK-news.kz следил за резонансным судебным процессом.
Чужая семья — потёмки
О семье Цукановых мы впервые рассказали в начале 2014 года. Тогда мы сообщили о непростых взаимоотношениях пожилой горожанки Анны Мамаевой с ее дочерью, 45-летней Светланой Цукановой. Бабушка утверждала: дочь насильно поставила ее на учет в психиатрической лечебнице, объявив недееспособной и организовав подделку медицинского заключения, чтобы завладеть жильем. Сама Светлана, занимающаяся сдачей квартир в аренду и владеющая семью апартаментами, говорила тогда, что ее мать тяжело больна и родительнице необходима помощь врачей. После вмешательства СМИ и финансовой полиции семейный конфликт завершился в суде. Тот факт, что Анну Мамаеву поставили на учет в клинике для душевнобольных, служители Фемиды признали незаконным, а в ее психическом здоровье не обнаружили серьезных отклонений.
С тех пор женщины практически не общались. Светлана просила нас больше никогда не писать о ней.
Светлана Цуканова |
Эту просьбу пришлось нарушить. Светлана Цуканова была убита 9 мая 2015 года. Полиция тогда изложила версию, что женщину заказал киллеру ее собственный сын — 25-летний Александр Цуканов. В сентябре завершился суд над Александром, его друзьями-сверстниками Антоном Михеевым и Кириллом Болмазовым, участвовавшими в организации убийства, и непосредственным исполнителем преступления 42-летним Олегом Левковицким. И вот что установил суд.
Кровавый план
В апреле 2015 года у Александра Цуканова созрел замысел, как избавиться от матери и заполучить семь квартир, которыми владела женщина (здесь и далее приводится картина событий, установленная специализированным межрайонным судом по уголовным делам). Отношения между матерью и сыном испортились за несколько месяцев до этого: женщина, уехав в отпуск, доверила ведение арендного бизнеса сыну. А по возвращении обнаружила, что отпрыск присвоил доходы. Так как подобное происходило уже не в первый раз, Светлана отправила сына в "свободное плавание" — мол, живи, как знаешь, видеть тебя не хочу.
Сначала Александр жил у девушки. А зимой 2015 года переселился к своей бабушке Анне Мамаевой. По версии обвинения, отдалившись от матери, парень встал на сторону пожилой женщины. Обвинял Светлану во всех бедах Анны Григорьевны. Желание отомстить за бабушку, по версии следствия, могло стать дополнительной причиной для организации убийства.
О том, что он хочет учинить расправу над матерью, Цуканов рассказал своему другу, 24-летнему Кириллу Болмазову. Предложил ему полмиллиона тенге за участие в "мокром деле". Парень согласился. Затем к организации преступления подключился еще один знакомый Александра — Антон Михеев. Ему также были предложены 500 тысяч тенге за участие. Михеев сумел быстро найти предполагаемого исполнителя — ранее судимого жителя Черемшанки Олега Левковицкого. Тому был обещан уже стандартный куш в полмиллиона. Ударили по рукам.
Все произошло 9 мая. Утром Михеев и Левковицкий приехали из Черемшанки в Усть-Каменогорск. Пока Анны Мамаевой не было дома, Цуканов с друзьями, заправившись спиртным, разработали нехитрый план убийства Светланы. Александр дал Олегу свою одежду, чтобы после убийства тот смог переодеться. Вручил ему нож. Олег созвонился со Светланой и, представившись клиентом, предложил встретиться во второй половине дня. Далее Болмазов увез всех троих на дачу к Анне Мамаевой. Александр остался с бабушкой, чтобы, по версии следствия, обеспечить себе алиби.
Трое парней вернулись в центр города. Левковицкий созвонился с Цукановой и уточнил место и время встречи. Представился дальнобойщиком из другого города. Женщина вызвалась встретить его в центре и проводить до квартиры. Светлана довезла Олега на своем авто до дома № 34 по улице 30-й Гвардейской дивизии. Следом за ними ехали Болмазов с Михеевым.
В квартире киллер дождался момента, когда Цуканова пройдет в прихожую, где нет окон, и вынул из кармана нож, переданный ему заказчиком. Собравшись с силами, Олег нанес быстрый и точный удар в грудь жертвы и провернул лезвие.
Светлана успела вскрикнуть лишь раз. Она скончалась от потери крови на полу собственной квартиры.
Олег выбежал на улицу и доложил Михееву и Болмазову, что убил женщину. Затем они открыли машину погибшей и вытащили оттуда видеорегистратор, который запечатлел поездку Левковицкого с будущей жертвой. А дальше убийца переоделся в одежду Александра Цуканова и отправился домой.
Олега задержали уже 14 мая. Подельники стали сдавать друг друга, рассказывая о том, что произошло 9 мая. Но на суде поменяли показания.
Это не мы!
Вот какие версии случившегося рассказали вначале следствию, а затем суду Александр Цуканов и его товарищи (речь приводится в сокращении и с некоторыми правками).
Александр Цуканов:
"Последний раз я созванивался с матерью в апреле. Действительно, между нами была ссора по поводу сдачи квартир, но это не повод обвинять меня в желании организовать убийство! Я же не чудовище! Все это время был на даче — мы рассаду сажали! Я действительно встречался с этими ребятами на квартире у моей бабушки. Но все остальное — чудовищная подстава! Кто-то был очень заинтересован в смерти матери, в том, чтобы обвинить в этом меня. Это сделал человек очень умный, с деньгами. Я не виновен. Несмотря на все издевательства полиции, свою вину не признаю".
Олег Левковицкий:
"Я не мог знать, что мать Цуканова сдает жилье! Мы вообще с Сашей до 9 мая не были знакомы — просто посидели-выпили у него на квартире. Там я понял, что нужно снять квартиру на вечер, и нашел телефоны в газете. Женщина, сдававшая жилье, как я потом узнал, мать Цуканова, довезла меня до дома, где находилась квартира. Я назвался Сергеем. Когда мы прошли в комнату, она попросила мое удостоверение личности и, увидев там имя Олег, начала ругаться, что я ее обманул. Я пытался ее успокоить, но она не унималась, достала откуда-то нож и стала им размахивать. Я не помню, что было дальше, наверное, выхватил нож и убил ее. Никто меня не нанимал, я особо-то и не помню, как все произошло. Я чистосердечно раскаиваюсь, но эти пацаны (Цуканов со товарищи — прим. ред.) правда не виноваты".
В первоначальных показаниях и на очных ставках Левковицкий подтверждал, что Цуканов и Михеев наняли его для убийства. Позже он от своих слов отказался.
Антон Михеев:
"Я не сообщил о совершенном убийстве в полицию. Все остальное — неправда. Убийство мы не заказывали".
В первоначальных показаниях и на очных ставках Михеев рассказал, что 8 мая 2015 года в первой половине дня он приехал из Черемшанки в Усть-Каменогорск. Встретился со своим знакомым Цукановым, тот рассказал, что хочет убить свою мать и ему нужен человек, который взялся бы это сделать. Михеев согласился помочь. В этот же день по приезде в Черемшанку он встретился с Левковицким и предложил хорошие деньги за работу. На следующий день, 9 мая 2015 года, Антон вновь встретился с Левковицким, и они поехали в Усть-Каменогорск, чтобы совершить задуманное.
Кирилл Болмазов:
"Я не виновен в организации этого убийства. Да, я не рассказал полиции сразу обо всем этом. Я вообще работаю таксистом и периодически подвожу Цуканова, он мой знакомый. 9 мая я возил его к бабушке на дачу — вот и все..."
В первоначальных показаниях и на очных ставках Болмазов сообщил следствию, что 9 мая они обсуждали в квартире Цуканова, как можно убить его мать. Именно Михеев нашел Олега Левковицкого, который и должен был стать исполнителем убийства.
Дела судебные
То, что исполнителем убийства был Олег, не вызвало сомнений ни у следствия, ни у суда. В качестве доказательства вины была представлена видеозапись с полицейских камер уличного наблюдения, которые засняли Левковицкого вместе со Светланой по пути в квартиру. Опознали подсудимого и жители дома, которые видели, как Цуканова вместе с ним заходила в подъезд.
Однако самым шокирующим доказательством стала аудиозапись с сотового телефона Светланы. Никто из парней до суда даже не подозревал, что незадолго до происшествия женщина установила на мобильный телефон программу, которая круглосуточно записывала на диктофон все происходящее вокруг. В судебном зале участники процесса смогли в буквальном смысле услышать, как киллер убивает свою жертву. На записи отчетливо слышно, как Светлана Цуканова показывает лжеквартиранту апартаменты, рассказывает, где поблизости магазин, и договаривается об оплате. В какой-то момент раздается резкий женский крик. А дальше — жуткое молчание. Гулкий звук шагов и журчание воды из-под крана.
Левковицкий, убив женщину, мыл руки.
Расплата
Изучив все доказательства и выслушав мнения сторон, судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам ВКО Бахытжан Чалабаева вынесла приговор:
— Олега Левковицкого признать виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктами 7, 8 части второй статьи 99 Уголовного кодекса РК "Убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору и из корыстных побуждений, а равно по найму...". Также признать в его действиях опасный рецидив преступления и назначить наказание в виде 16 лет лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Александра Цуканова признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью третьей статьи 28 (организатор преступления — прим. автора), пунктами 7, 8 части второй статьи 99 Уголовного кодекса РК, и назначить наказание 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Друзей Цуканова Антона и Кирилла суд признал пособниками убийства и каждому из них назначил наказание— 15 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Приговор может быть обжалован в вышестоящей инстанции.
Это сделал кто-то другой
Бабушка Александра Анна Мамаева даже после завершения суда не верит в причастность внука к убийству.
— Я не знаю, кто нанял Олега, но я считаю, что эти ребята не виноваты, — высказалась на процессе Анна Мамаева. — Кто заказал это дело, знает только убийца, но я уверена, что за полмиллиона он бы на такое не пошел. Думаю, все понимают, что это не деньги сейчас. Если отправите Сашу в тюрьму, то мне сразу выносите другой приговор, направляйте в дом престарелых — у меня больше никого нет... У Саши были совсем другие планы. Правильно Кирюша говорит — в полиции им дали подписать пустую бумагу. Один раз написали историю, а потом переписывали все показания, как стихотворение. Что так дружно и слово в слово они давали признательные показания, я никогда не поверю. У Светы было много врагов. Когда она начинала свое дело, мы все, как могли, помогали ей. У нас была хорошая и дружная семья, и с сыном у нее были отличные отношения, пока она нас всех не пропила. Вы извините, но отправить родную мать в дурку. Прошу освободить всех троих мальчиков, они не виновны.
Артур Власов, Евгений Фоминых