Несколько школ в Усть-Каменогорске могут закрыть для создания специализированного пансионата
Аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов поручил подчиненным уже в этом году открыть в Усть-Каменогорске образовательное учреждение для детей с особыми потребностями. Чтобы организовать жилой корпус для воспитанников нового интерната, власти планируют закрыть одно из действующих учебных заведений. В минувшие выходные комиссия посетила школу № 28 на улице Революционной. Специализированный центр для одаренных детей могут расформировать, а в нынешних классах организовать спальни и кабинеты для физиотерапии.
Родительский комитет пока еще действующей школы бьет тревогу, администрация хранит молчание, а в профильных ведомствах прикидывают, сколько воспитанников сможет принять будущий пансионат. Почему родители детей с ограниченными возможностями боятся появления нового учебного заведения и какие организации образования могут закрыться из-за предстоящих реформ, разбирались корреспонденты YK-news.kz.
Благими намерениями
Напомним, YK-news.kz писал о благородном порыве областной администрации открыть в Усть-Каменогорске учебное заведение нового типа. Согласно планам властей, дети с особыми потребностями смогут жить и получать медицинское обслуживание в одном месте. На учебу воспитанников пансионата направят в обычные городские школы.
- Проблема заключается в том, что около тысячи особенных детей в области воспитываются и, самое главное, получают образование от своих родителей, - прокомментировал аким ВКО Даниал Ахметов во время посещения школы № 28. - Мы хотим здесь открыть пансионат для этой категории детей. И дать им наряду с образованием профессию. При этом наши дети должны обучаться в обычных общеобразовательных школах. Не стоит думать, что ученики плохо примут новичков с особенностями. Я знаю по своей практике, что дети в этих школах будут с огромным вниманием и заботой относиться к своим друзьям.
По проекту управления образования, в будущем жилом корпусе смогут проживать около 250 мальчиков и девочек из всех городов и районов области.
- Мы откроем пансионат осенью этого года, - внес некоторую ясность в планы Даниал Кенжетаевич. - Мы сейчас подсчитываем количество желающих. Пока у меня данные о том, что из родителей тысячи детей согласились 92 человека. Но я думаю, что цифра вырастет. И когда мы узнаем это число, начнем реконструкцию одной школы города Усть-Каменогорска.
В качестве основного варианта для размещения нового объекта рассматривают специализированный центр развивающего обучения для одаренных детей "Восток", также известный в городе как школа № 28.
- Конечно, найдутся люди, которые скажут, что эта инициатива не нужна, - продолжил глава региона. - Поверьте мне, это не так. Школ в городе достаточно, мы это здание переоборудуем, и большая часть учителей будет работать там. Специалистам работы хватит.
Информацию о том, что при создании пансионата специализированный центр с уникальной программой может быть ликвидирован, аким области решительно опроверг.
- Просто есть те, кто не хочет покидать насиженные места, некоторые увлеклись профильностью школы, - пояснил господин Ахметов. - Что такое профильная специализированная школа, если английский и казахский языки преподают всего по четыре часа в неделю? Разве можно за это время постичь глубину мирового английского языка или нашего замечательного казахского? Не нужно подходить к вопросу формально и говорить, что необходимо сохранить профильность. Я сам знаю английский и знаю, как ему обучают. Четырех часов точно не хватит, должно быть по семь-восемь часов в неделю, тогда, может, и получится углубленное образование.
Фас на профиль
Родители не знают, кому верить |
Родители учеников 28-й школы с таким мнением в корне не согласны. О предстоящем закрытии учебного заведения они узнали из местных новостей, так как в администрации учебного заведения всю неделю хранят молчание. Мамы и папы одаренных учеников решили взять дело в свои руки и собирают подписи под обращениями в государственные инстанции.
- Нужно отправить письма в прокуратуру и на сайт президента Казахстана, - выступила на собрании родителей мама восьмиклассника Татьяна. - Необходимо, чтобы госэкспертиза дала запретительное заключение на объект. Ведь наша школа просто не подходит для детей с ограниченными возможностями. Здесь сплошные лестницы, переходы и пороги. Чем выгонять нас и перестраивать все здание, стоило бы сразу выбрать или построить соответствующее помещение.
Несмотря на дамоклов меч, нависший над учебным заведением, руководство продолжает принимать документы будущих первоклашек и нулевичков.
- У меня двое детей, один учится во втором классе, второй пойдет в нулевой, - рассказывает Светлана. - Школу нашу пытаются забрать практически каждый год. Было время, когда тут хотели разместить что-то вроде курсов повышения квалификации для учителей. Но ведь наша школа для одаренных детей - единственная полиязычная в этом районе. И предложение сменить место обучения нас не устраивает. Многие родители, узнав о планах властей, начали обзванивать школы поблизости - нигде нет мест! В школе № 7 по 41 человеку в классе. 15-я школа вмещает казахские и русские классы. 37-я школа тоже забита. Нам попросту некуда переводить своих детей.
Родители будущих одиннадцатиклассников и вовсе опасаются, что дети зря потратили десять учебных лет.
- В аттестате у моей дочери должно было быть написано "специализированная школа". А теперь, выходит, она закончит общеобразовательную. При этом у них история Казахстана идет на казахском языке, биология - на английском. Мы ведь поступали сюда из-за программы и статуса! - негодует Александр.
Отметим, что, по данным родительского комитета, в школе № 28 обучаются по специальной программе больше 600 детей из всех районов города.
Корректировка в проекте
Примечательно, что менять место учебы детей не хотят не только родители одаренных ребят, но и мамы и папы тех, для кого власти собираются создать пансионат. Более того, горожане опасаются, что под предлогом создания нового заведения действующие коррекционные комплексы могут попросту закрыть.
- Моя дочь учится в специализированной школе № 14 для слабовидящих детей, - делится Елена Калугина. - Сейчас ее зрение перестало снижаться. Каждый день с нашими детьми работают не только учителя, но и врачи. Они проводят массу процедур, физиотерапию, массажи. И так изо дня в день. Такие условия невозможно воссоздать дома или в условиях обычной школы. Если наш комплекс закроют, то у 60 ребятишек отнимут шанс на нормальную жизнь. Дело в том, что у большинства ребят проблемы со зрением, которые поддаются коррекции. До 12 лет это поддерживающая терапия, а после возможна операция, которая позволит детям видеть! Недавно нам сообщили, что нашу школу закроют, учеников переведут в новый пансионат, а в освободившееся здание заселят слепых ребятишек.
О своих опасениях родители слабовидящих детей рассказали начальникам городского и областного образовательных ведомств на специально организованной встрече.
- Решение еще не принято, - попыталась успокоить присутствующих руководитель гороо Мадениет Ахметова. - Никакие документы не подписаны. Ни сейчас, ни осенью никто не собирается закрывать коррекционные школы.
На прямой вопрос родителей о планах на следующий год госслужащие однозначного ответа, тем не менее, так и не дали.
- Ко мне поступили письма, чтобы коррекционные комплексы "школа-сад" остались, - подтвердил руководитель управления образования области Аскар Нургазиев. - Не думайте, что с открытием пансионата все остальные заведения закроются. Одним пансионатом на 250 мест мы ведь все проблемы не решим. У нас в области 8 800 детей с особыми потребностями только школьного возраста. Изначально мы предполагали, что пансионат будет создан для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но потом решили открыть его для всех. Сегодня это особенно важно для семей из социально уязвимых слоев, которые нуждаются в поддержке.
Оказалось, чиновничий проект пока хромает, что называется, на обе ноги. Не нашлось у авторов идеи и ответов на вопросы об условиях проживания и обучения в будущем пансионате.
- Аким дал нам задание систематизировать все вопросы, - резюмировал Аскар Кисаевич. - Потом мы рассмотрим разные варианты. Например, дневной стационар, из которого можно будет забирать детей на ночь, а не только на выходные и каникулы.
Нерешенным остался и вопрос доставки учеников до нового места жительства. Он особенно заинтересовал мам и пап детей, которые могут передвигаться только в инвалидных креслах. Станут ли какие-то услуги пансионата платными, также пока не решено. Однако родители, дети которых сейчас учатся в коррекционных школах, выразили готовность взять оплату обучения на себя, лишь бы действующие комплексы не закрыли.
***
Пока в школе № 28 родители учеников подумывают начать активную акцию протеста, областные власти сообщают, что не определились окончательно с выбором помещения. В пресс-службе областного акимата рассказали, что специально созданная комиссия заинтересовалась помещениями в соседней школе № 15. К сожалению, получить оперативный комментарий от администрации самих учебных заведений не удалось ни родителям, ни корреспондентам YK-news.kz.
Зарина Жумагалиева