Николай Зайцев: "Могу дать отпор кому угодно, но вот хамам - не могу..."
Сегодняшний гость нашей "Гостиной" в представлении не нуждается. Имя Николая Зайцева в Усть-Каменогорске уже стало нарицательным. Это значит красиво, качественно, в срок! После презентации таких объектов, как Левобережный музей-заповедник, парк Кирова (ныне "Жастар"), парк Жамбыла и аллея Влюбленных, горожане готовы были доверить Николаю Алексеевичу все коммунальное хозяйство областного центра. Бескорыстного, талантливого и деятельного Зайцева трижды пытались переманить жить и работать за границу, но он остался верен своему делу и городу.
Досье |
Николай Алексеевич Зайцев родился 17 мая 1947 года в селе Карагайском Челябинской области. Отец Алексей Петрович – рабочий, мать Наталья Яковлевна - крестьянка. В 1966 году переехал в ВКО. Окончил Усть-Каменогорский педагогический институт (1979), учитель истории. Работал в школе поселка Бутаково Лениногорского района. В 1968 году создал школьный этнографический музей, который через 10 лет (в 1978 г.) получил статус областного этнографического. Николай Алексеевич был назначен его директором. С 1983 года музей из Бутаково переехал в Усть-Каменогорск. Директор Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, его основатель и бессменный руководитель. Заслуженный работник культуры Республики Казахстан. |
Николай Алексеевич - персона не публичная. Не любит лишних слов, считает, что лучше всего о человеке говорят его дела. Но мы скромничать не будем и напомним читателям, что благодаря нашему герою в областном центре произошел культурный переворот в парковом хозяйстве.
Прежде всего отметим зоопарк, которого до Зайцева в Усть-Каменогорске не было. Первый зверинец, как и первые декоративные клумбы и ландшафтные композиции, появился в парке имени Жамбыла. А молодоженам города особенно полюбился преобразившийся после перестройки парк имени Кирова, ныне "Жастар". Все свадебные кортежи обязательно заезжают сюда на традиционную фотосессию. Также не без участия нашего героя был открыт на набережной имени Славского детский парк "Саулетай".
На этих объектах, как потом выяснится, Зайцев только тренировался, готовясь к марш-броску на левый берег Иртыша. Тогда и представить себе было сложно, что из заросшего кустарником, замусоренного участка земли размером в несколько футбольных полей можно сделать цветущий, неповторимый центр семейного отдыха.
- Николай Алексеевич, наши парки не только не уступают столичным, но и могут составить конкуренцию европейским. Как вам это удается, секрет в рациональном распределении средств или в команде профессионалов?
- Наверное, и то и другое, но главное все же – люди. Коллектив формировался на протяжении многих лет. Это люди с изюминкой и с фантазией. Потеря каждого из них - большая проблема, ведь у нас нет учебных заведений, которые готовят специалистов по ландшафтному дизайну, благоустройству. Больше ста человек, работающих в музее, - это даже не гражданские служащие, это дворники, уборщики, разнорабочие, у которых оклад 24 тысячи тенге. Поэтому на протяжении всего календарного года стараемся с помощью всевозможных доплат, подработок чуть-чуть поднять им уровень оплаты. Все, что мы можем сами заработать, также идет на поддержку технического и научного персонала.
Хотя были и трудные времена. В начале 90-х годов, когда по четыре месяца не получали зарплату. И чем тогда только ни занимались, чтобы выжить: и выставки проводили, и лекции читали. Плату натурой брали. К примеру, выступали на маслозаводе – нам платили маслом, в колхозе – мясом и колбасой. Помню, кызылординцы тогда очень помогли - прислали целую машину риса. И мы каждому сотруднику музея выдали по ведру этой крупы.
- Какие планы на ближайшую перспективу? Чем будете удивлять горожан?
- Президент сейчас сказал, что надо думать об экономии, и аким области это подтвердил. Безусловно, где-то на чем-то придется экономить. Просто сидеть и ждать, что тебе на блюдечке с золотой каемочкой принесут деньги, а ты на них что-то сделаешь - не стоит.
В этом году мы будем наводить лоск на уже существующих объектах. Улучшим экстерьер: заменим беседки, поставим новые скамейки с элементами чугунного литья, дополнительные фонтаны создадим. В зоне семейного отдыха на левом берегу оборудуем песочницы для малышей. Для взрослых - две волейбольные площадки, экстрим-городок. Последний, к слову, планируем открыть уже в марте. К летнему сезону собираемся запустить паровозик по "Шелковому пути", проложить туда асфальтированную дорогу, установить освещение.
- Новый глава региона одним из первых посетил как раз левобережный музей-заповедник. Какое впечатление парк произвел на Даниала Ахметова, а аким - на вас?
- Аким неоднократно посещал зону отдыха. Приезжал в зоопарк уже вместе с внуками. Отметил тогда, что животные у нас выглядят лучше, чем в аналогичных заведениях в Москве или даже Дубае. Чтобы составить полное впечатление об акиме, надо сначала вместе поработать... Но пока могу отметить, что Даниал Кенжетаевич очень эрудирован. Человек высокой культуры, образованности. Вот только пришел он в очень трудное время, 2015 год - пик кризиса, который затронет и нас в какой-то степени.
- Интерес акима к зоопарку отразится как-то на деятельности этого объекта? Может быть, появятся новые обитатели?
- Если нефть поднимется в цене и у государства появятся свободные деньги, возможно, и мы сможем строить амбициозные планы. Впрочем, рассчитываем и на свои силы. В прошлом году в зоопарке появились новенькие: яки, лисы, соболи, корсаки. Нам бы хотелось открыть большой аквариум с местной и экзотической ихтиофауной. Но пока это мечта.
И все же изменения в работе зоопарка будут. Планируем перенести часть зоопарка за этнодеревню. Сделаем там большие, хорошие вольеры. Отселим отдельно всех копытных.
- Некоторые обитатели зоопарка уже пенсионеры. Какая судьба уготована этим животным?
- На мясокомбинат мы не отправляем – это вообще нонсенс! Животное должно себя чувствовать на этой земле точно так же, как и человек: отработал - пошел на пенсию. Сегодня к возрастному пределу у нас подошли мишки, некоторые птицы. Для них будут созданы отдельные апартаменты, не для посторонних глаз.
- Всегда было интересно: как выглядят ваш дом, двор? Там такой же порядок и красота, как на работе?
- Я живу на проспекте Независимости рядом с оптовкой - не самый лучший район. Мимо окон круглосуточно движется транспорт, через два года потолки черные, пластиковые окна не спасают: не открыть и не проветрить... В подъезде, слава богу, у нас теперь убирают. А двор... Сколько мы ни пытались улучшить это место, обращались в КСК – все без толку. Вот когда на улице Новаторов жил, там двор хороший был. Я там сам цветы сажал, формировал кустарники.
- Вы почетный гражданин области и города. Имеете благодарности и награды от президента Казахстана. Приходилось ли как-то использовать эти регалии в повседневной жизни? К примеру, в общественном транспорте бесплатно ездите?
- Когда я был помоложе, много ходил пешком. Стараюсь и сейчас каждый день проходить по паркам километров восемь. На выходные я отпускаю водителей, но сам на работу выхожу. Так вот однажды поехал я с левого берега домой на 60-м автобусе. И вот такая со мной приключилась история: захожу в автобус, предъявляю кондуктору удостоверение. Мне говорят: "Вы инвалид по зрению?" Я даже оскорбился: "Нет, я почетный гражданин города". "А что это такое?! Вы не имеете права бесплатно ездить! У нас нет таких категорий, берите билет!" - "Успокойтесь, пожалуйста. Я возьму билет, подождите, только достану деньги". "Понаделают всяких удостоверений", - не унималась кондуктор. А я готов был сквозь землю провалиться. Не привык к хамству. Могу дать отпор кому угодно, только вот хамам не могу... Это уже потом я выяснил, что решением городского маслихата данная льгота для почетных граждан была отменена ради экономии средств. Но никто ведь не предупредил!
- Кропотливая работа уже давно стала вашей визитной карточкой. Поступали ли вам предложения о смене места работы, а может быть, и места жительства?
- Предложений действительно было много. Приглашали работать в музей под открытым небом в Тверской области России. Если бы уехал, то жил бы рядом с братом... Потом поступало предложение стать директором музея в Красноярске. Звали в Санкт-Петербург, Ереван. Почему я не переменил место? Ну, во-первых, я создавал весь музейный комплекс с первого экспоната. Вот представьте себе ребенка: растите-воспитываете, а потом раз - и всё, до свидания, как хочешь, так и выживай.
- Вы родились в селе Карагайском Челябинской области и уже почти полвека живете в Восточном Казахстане. Какие воспоминания сохранились о малой родине?
- Сам поселок – с самобытной культурой. Это бывшая казачья станица. По числу жителей похож на Риддер. Красивейшее место - Карагайский бор, рядом чистейшее озеро с изумительными карасями. В поселке был заведен такой порядок, который, кстати, до сих пор поддерживается: аккуратно прибранные палисадники, везде на подоконниках цветы. Мама, когда мы жили уже в Бутаково, всегда сажала большой огород. Я спрашивал: зачем столько выращивать? А она отвечала: "Для хороших людей". Я сеял цветы, а она сетовала: вот пусть цветы тебя и кормят. В общем-то, родительское напутствие оказалось пророческим.
- Какое событие последнего времени произвело на вас впечатление и почему?
- У нас у всех одна только рана – это события на Украине. Поэтому мы можем быть благодарны нашему президенту уже только за то, что он смог консолидировать общество на основе толерантности, доверия друг к другу. И подобных майданов у нас быть не может.
Анастасия Куприянова