С Иртышского моста на проспект Сатпаева можно будет проехать без пробок?
Жители левобережной части Усть-Каменогорска теряют драгоценное время, ежедневно простаивая в пробках по пути на работу и обратно. Между тем Левый берег продолжает застраиваться, а значит, численность населения этого района города будет только расти. Как следствие, на одной из самых популярных магистралей областного центра — проспекте Сатпаева — повысится напряженность. Ее пик уже сейчас наблюдается на пересечении этой дороги с улицей Жибек жолы. В будущем нагрузка на данный перекресток может увеличиться: при подтверждении бюджетной заявки в следующем году продолжится прокладка дорожного полотна проспекта Есенберлина, который также будет выходить к указанной развилке. Найден способ избавить горожан от мучительного томления в дорожных заторах — построить разноуровневую развязку. Как она будет выглядеть, узнавал корреспондент YK-news.kz.
О строительстве кольцевой развязки на меновновском перекрестке впервые заговорили в 2012 году. С тех пор прошло шесть лет, а пересечение проспекта Сатпаева с улицей Жибек жолы так и не претерпело значительных изменений. Однако в Усть-Каменогорске не отказались от идеи реконструкции этой развилки – уже подготовлено технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. Об особенностях будущей развязки нам рассказали в ТОО "Казахский Промтранспроект".
На выбор
Перед тем как начать разработку ТЭО, специалисты изучили интенсивность движения на перекрестке проспекта Сатпаева и улицы Жибек жолы. Исходя из расчетов, они предложили три варианта строительства развязки.
Вариант № 1. Трехуровневая развязка с шестиполосной эстакадой по проспекту Сатпаева, распределительным кольцом на три полосы и двумя путепроводами тоннельного типа по улице Жибек жолы.
Такая развязка может влететь в копеечку: из-за тоннелей дорого обойдется не только ее строительство, но и эксплуатация. В этом районе высокий уровень стояния грунтовых вод, что потребует значительных затрат на гидроизоляцию железобетонных конструкций, устройство деформационных швов, содержание насосной станции и очистных сооружений.
Вариант № 2. Двухуровневая развязка с распределительным кольцом на три полосы и двумя эстакадами: шестиполосной — по проспекту Сатпаева и двухполосной –— по проспекту Есенберлина.
Недостатком данного варианта является малый радиус распределительного кольца — всего 60 метров. Зато эта развязка компактна и не требует мероприятий, направленных на защиту от грунтовых вод. Ее преимущество также в низкой стоимости строительства.
Вариант № 3. Двухуровневая развязка по типу обжатого клеверного листа с эстакадой на шесть полос по проспекту Сатпаева и двумя двухполосными эстакадами над проспектом Есенберлина.
По такой развязке транспорт сможет двигаться безостановочно во всех направлениях. Но у нее очень сложная конфигурация, а еще она займет большую площадь.
Учитывая все плюсы и минусы, к реализации был рекомендован второй вариант.
В деталях
В ТОО "Казахский Промтранспроект" подробно рассказали о будущей развязке.
— По основной эстакаде — на проспекте Сатпаева — проектом предусматривается по три полосы движения автотранспорта в каждую сторону. Две из них шириной по 3,5 метра, одна четырехметровая — для общественного транспорта, — поясняет директор ТОО "Казахский Промтранспроект" Евгений Большедворский.
Интересно, что параллельно тротуарам вдоль проспекта Сатпаева планируется устройство велодорожек, однако на эстакаде они не появятся, так как это накладно и небезопасно: расчетная скорость движения по эстакаде — 80 километров в час.
— По эстакадному участку на проспекте Есенберлина предполагается две полосы одного направления движения шириной 3,5 метра. На уровне земли проспект будет иметь по три полосы в каждом направлении, в том числе и полосы для общественного транспорта, — продолжает делиться подробностями проекта будущей дорожной развязки Евгений Викторович.
Улица Жибек жолы, согласно проекту, не имеет эстакадной части. Движение и перестроение автотранспорта станет осуществляться по кольцу, а также правоповоротным и левоповоротным съездам. Дорога будет иметь по две полосы в каждую сторону. Ширина полос — 3,5 метра.
— Учитывая большую нагрузку, по всей транспортной развязке принята дорожная одежда капитального типа, — рассказывает господин Большедворский. — На подходах к железобетонным эстакадам ее толщина составит 78 сантиметров. Покрытие — трёхслойное асфальтобетонное. Основание — двухслойное из горячего черного щебня и щебеночно-гравийно-песчаной смеси. Подстилающий и морозозащитный слой — из гравийной смеси. На эстакадной части предусмотрено двухслойное асфальтобетонное покрытие толщиной восемь сантиметров.
Вода не страшна
При создании ТЭО проекта специалисты учитывали и тот факт, что участок проспекта Сатпаева, на котором планируется строительство, а также прилегающая к нему территория находятся в зоне возможного подтопления в период весенних паводков.
— Принято решение демонтировать восемь водопропускных труб, расположенных под проспектом. Через протоку Иртыша будет построен однопролетный мостовой переход. Это позволит увеличить пропускную способность по указанной протоке, исключит периодические подтопления и переливы паводковых вод, — уверяет руководитель ТОО "Казахский Промтранспроект". — Кроме того, проектом предусматривается устройство ливневой канализации и увязка ее с существующими коллекторами и локальными очистными сооружениями.
С заботой об экологии
Возведение различных объектов зачастую сопровождается вырубкой зеленых насаждений. Устройство транспортной развязки не станет исключением: будут выкорчеваны 252 дерева и 1686 кустарников, попадающих в зону строительства. Предусматривается также санитарная рубка 38 деревьев. Однако после завершения строительных работ вырубленные растения обещают восстановить.
— В ТЭО предусмотрена компенсационная посадка в пятикратном размере — 1450 деревьев и 8430 кустарников, а также устройство газонов и "зеленых островков" общей площадью более 52 тысяч квадратных метров, — говорит Евгений Большедворский.
Евгений Викторович также отметил, что мусор, образующийся в процессе строительства, станут вывозить на специализированные полигоны, где он будет утилизирован.
В настоящее время технико-экономическое обоснование проекта строительства транспортной развязки на пересечении проспекта Сатпаева и улицы Жибек жолы проходит комплексную вневедомственную экспертизу в Астане. Если ТЭО будет утверждено, начнется разработка проектно-сметной документации.
Дарья Хацанович