Включите JavaScript в настройках браузера.
19 мая 2019
Сейчас читают:

Стали известны некоторые подробности гибели вертолёта в ВКО в 2010 году

Стали известны некоторые подробности гибели вертолёта в ВКО в 2010 году
Место крушения вертолета Ми-8, 12 марта 2010 года
Фото из архива редакции

В марте 2019 года в Казахстане произошло крушение вертолёта Ми-8, в результате которого погибли 13 военнослужащих. Это заставило нас вспомнить катастрофу 2010 года, когда санитарный Ми-8 потерпел крушение в небе над Восточным Казахстаном. Почему часто разбиваются аппараты именно этой системы? Какова была причина происшествия девятилетней давности в ВКО, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Почему они падают?

Авиационное происшествие привлекает куда более пристальное внимание общества, чем любая другая авария на транспорте. Должно быть, это связано с тем, что практически каждый такой инцидент, по какой бы причине он ни произошёл, сопряжён с гибелью людей. Реакция на авиакатастрофы бывает разнообразной: от усиления личной аэрофобии до обвинений пилотов и авиаконструкторов.

Между тем, по информации пресс-службы Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, основной целью расследования авиационного происшествия является установление причин и разработка мероприятий по предотвращению таких происшествий в будущем, а не установление чьей-либо вины или ответственности.

Есть ли какая-то система в гибели вертолётов, разбившихся в Казахстане в последние годы? На первый взгляд, она просматривается. Две катастрофы в Кызылординской области и гибель винтокрылой машины в ВКО произошли с вертолётами Ми-8 и примерно в один сезон.

На этом сходство, пожалуй, и заканчивается. Причиной катастрофы 28 февраля 2008 года, когда во время противопаводкого облёта над Сырдарьёй погиб вертолёт Казавиаспаса, предположительно, назвали отказ двигателя. По факту крушения военного вертолёта 27 марта 2019 года ещё ведётся расследование. Рассматривается версия технической неполадки. Зато стали известны, наконец, причины трагедии с санитарным вертолётом в Восточном Казахстане 11 марта 2010 года. И они не связаны с отказом оборудования.

Хроника давней беды

Санитарный вертолёт Ми-8Т вылетел из Усть-Каменогорска в село Маканчи утром 11 марта 2010 года. Необходимо было забрать 17-летнего паренька с острым приступом аппендицита и несколько рожениц, чтобы доставить их в больницу Урджара. В полёт отправились фельдшер санавиации и гинеколог. Кроме них на борту находились акимы Маканчинского и Благодарственного сельских округов. Управлял машиной опытный экипаж с большим стажем работы.

Около 13 часов борт приземлился в Маканчи. Больного подростка погрузили, и час спустя вертолёт вновь поднялся в воздух. Полёт продолжился в направлении сел Карабута, Коктерек и Благодарное, где находились роженицы. После взлёта экипаж передал диспетчеру: "Всё в порядке". Больше он на связь не выходил. Молчал и сотовый телефон фельдшера, по которому пытались дозвониться.

Начать поиски исчезнувшего вертолёта в тот же день не удалось. Во второй половине дня внезапно поднялась сильная метель, так что поисковая операция развернулась лишь 12 марта. Вертолёты обследовали труднодоступные горные районы, а пограничники на снегоходах искали пропавших в степи. Именно они и обнаружили следы катастрофы между сёлами Каратал и Коктерек. Обломки разбившейся машины и фрагменты тел погибших были разбросаны на расстоянии 800 метров. Не выжил никто из тех, кто отправился в тот роковой полёт.

Тайна раскрыта

Несколько лет относительно причин катастрофы в ВКО, унесшей жизни восьми человек, царило молчание. Хотя расследование было завершено ещё в 2012 году, обстоятельства, приведшие к трагедии, мы узнали только теперь. Единственное, что было известно до этого: на момент крушения Ми-8Т был исправен.

30 апреля 2019 года управление по расследованию авиационных происшествий и инцидентов сообщило нам следующее:

По результатам расследования авиационного происшествия, имевшего место 11 марта 2010 года в районе населённого пункта Маканчи Восточно-Казахстанской области с вертолётом Ми-8Т, было установлено, что причиной явилось отвлечение внимания командира воздушного судна от пилотирования из-за вмешательства в деятельность экипажа постороннего лица при выполнении полёта в сложных метеоусловиях. Это привело к неуправляемому падению вертолёта и столкновению с земной поверхностью.

По сведениям ведомства, катастрофе способствовало несколько факторов. Метеорологические условия по маршруту полёта изменились резко и внезапно. Усилился ветер, осадки ухудшили видимость.

Командир воздушного судна запоздало принял решение о прекращении полёта в данном районе, — поясняет пресс-служба МИР РК, — и не перешёл на полёт по правилам приборов в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в сфере гражданской авиации Республики Казахстан. Экипаж вертолёта не включил звуковую сигнализацию радиовысотомера в соответствии с требованиями руководства по лётной эксплуатации вертолёта Ми-8Т.

О присутствии посторонних лиц в кабине пилотов стало известно после расшифровки данных бортового самописца. Расследование пришло к выводу, что именно это вмешательство оказалось в итоге роковым.

Техника пока не отказывала?

Падения вертолётов марки Ми-8Т, по информации управления по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, в Казахстане за последние десять лет случались дважды. Обстоятельства и причины этих катастроф были различными. Тот факт, что среди авиакатастроф эта марка занимает заметное место, можно объяснить тем, что Ми-8 вообще является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире. Всего их было собрано более 12 тысяч.

Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области эксплуатирует всего девять винтокрылых машин. Две из них — это Ми-8МТВ-1 — модернизированный высотный транспортный вертолёт. Оба борта построены в 1992 году. Вертолёты используются для аварийно-спасательных работ, патрулирования лесов и тушения лесных и степных пожаров, санитарных заданий и погрузочно-разгрузочных работ. Мы попытались выяснить, насколько надёжны эти аппараты в эксплуатации.

Единицы измерения надёжности воздушных судов нет, — сообщает исполняющий обязанности директора авиационного подразделения ВКО Виктор Архипов. — За всю историю нашего предприятия аварий вертолётов Ми-8, вызванных отказом оборудования, не имелось.

Когда речь идёт о гибели людей, признаться, не очень успокаивает мысль, что аварии происходят не из-за несовершенства техники. Важно, что они происходят. Но когда необходимо обеспечить быстрый доступ в труднодоступные уголки, когда нужно доставить грузы, вывезти людей, тушить пожары — альтернативы винтокрылому транспорту всё равно нет.

Ирина Плотникова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней