Побочный эффект
Сами с усами
Напомним, в этом году участковым врачам семейных врачебных амбулаторий Минздрав дал больше полномочий. Теперь доктор – терапевт или педиатр – вправе решать: сам он будет лечить пациента или же отправит на консультацию, скажем, к лору.
К чему это привело, рассказали сами медики на очередном заседании Совета общественности ВКО.
– Сегодня у нас есть претензии к медикам первичного звена. Вы попробуйте взять направление к узкому специалисту – не возьмете! Не направляют, а мы в итоге получаем пациентов с осложнениями. В Центре матери и ребенка реанимация переполнена детьми. В три раза увеличилось количество тяжелых детей! – эмоционально выступила на совещании директор ЦМиР Рая Рахимова. – Дело в том, что критерии направления пациентов к узким специалистам не рассмотрены. Сегодня их просто нет.
Руководители медучреждений не скрывают, что участковые врачи стараются не направлять больных к узким специалистам. Как детей, так и взрослых. Как следствие – 80 процентов пациентов в больницах Усть-Каменогорска – так называемые экстренные, то есть доставленные уже "неотложкой".
– В январе-феврале этого года по сравнению с 2012-2013 годами консультативная помощь в диагностических центрах, поликлиниках уменьшилась на 48 процентов, – такую информацию озвучил заместитель исполнительного директора по развитию ТОО "Амбулаторный центр" Владимир Кравцов.
Горожане, впрочем, жалуются на недоступность не только клинических специалистов. Не так просто попасть и к самим терапевтам.
– Нередко в своей практике мы сталкиваемся с запущенными пациентами, – на условиях анонимности поделилась фельдшер станции скорой и неотложной медицинской помощи Усть-Каменогорска. – Люди не обращаются в СВА, ссылаясь на огромные очереди, невозможность взять талон или направление к врачу. У кого есть деньги – идут платно. У кого нет – тянут до последнего в ущерб своему здоровью.
Это страшное слово "тарификатор"
Впрочем, есть и обратная сторона медали. Связана она с той же самой реформой, но уже с введением так называемого тарификатора: Минздрав оценил прием каждого конкретного доктора в энную сумму. Соответственно, за каждый прием в счет зарплаты врача будет "капать" именно эта денежная сумма.
– Когда мы получили этот тарификатор, то были обескуражены, – говорит Владимир Кравцов. – Стоимость медуслуг в консультативно-диагностических медучреждениях страны разная. Мы вычислили среднюю. Так, положим, врачи терапевтического профиля – это кардиологи, эндокринологи, пульмонологи – получат за консультацию пациента 266 тенге. Уролог, гинеколог, лор – 352 тенге.
Взять, к примеру, ревматолога. "Благодаря" тарификатору его месячный заработок составит по максимуму 66 тысяч тенге. На руки, соответственно, доктор получит еще меньше.
– С такой зарплатой врач от нас просто уволится! – полагает Рая Рахимова.
Из-за низких расценок консультативно-диагностические медучреждения уже ограничили заключение договоров со СВА (а без этого документа пациент не может попасть к специалисту бесплатно).
– Это естественно, поскольку работать себе в убыток невозможно, – вторит коллеге Владимир Кравцов. – Силовыми методами эти медорганизации сегодня заставили работать по тарификатору. Хорошо, три месяца они проработают, а дальше что? Они просто разорятся.
Медучреждения, чтобы "выжить" и сохранить штат специалистов, просто вынуждены будут упор делать на платные услуги.
Гарантированное не гарантируется?
К слову, о платных услугах. В программе развития здравоохранения "Саламатты Казакстан" сказано, что в 2015 году планируется ввести "сооплату некоторых медуслуг, входящих в гарантированный объем бесплатной медпомощи (ГОБМП)". Переведем с казенного языка на понятный: Минздрав собирается легализовать поборы в больницах. Заметим: деньги хотят брать за услуги, которые должны быть бесплатными.
Если обратиться к другому документу, то получается, что в Казахстане к гинекологу или лору бесплатно и вовсе не попадешь.
– Мы получили довольно интересное постановление правительства. Документ называется "Амбулаторно-поликлиническая помощь в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи", – поделился Владимир Кравцов. – В нем есть несуразный пункт: "Хирургические, гинекологические, отоларингологические, урологические, офтальмологические и другие амбулаторные процедуры, в том числе с использованием изделий медицинского назначения и лекарственных средств, выполняются за счет средств пациента или в рамках добровольного медицинского страхования". Нужно направить в Минздрав претензию на этот счет и потребовать исключить этот пункт документа, – полагает господин Кравцов.
Прислушаются ли к медицинской общественности министерские чиновники – большой вопрос.
Отечественную медицину, выражаясь словами председателя местного профсоюза работников здравоохранения Михаила Айзенберга, постепенно переводят на коммерческие рельсы. С превышением скорости. Впереди нас ждет обязательное медицинское страхование. То ли ещё будет.
Елена Супрунова