Нужно ли нашим детям половое воспитание
В Казахстане неуклонно растет количество подростковых беременностей. Некоторые девушки становятся несовершеннолетними мамами, другие же решаются на аборт. Специалисты винят в ситуации отсутствие полового воспитания, настаивая на его введении ещё в начальных классах. Но подобные нововведения шокируют многих родителей. Корреспондент YK-news.kz попытался разобраться, как в нашем регионе обстоят дела с ранними беременностями и есть ли необходимость полового просвещения подрастающего поколения.
Не уберегли
Оксане (имя изменено) 16 лет, она заботливая внучка и прилежная ученица сельской школы. Когда ей не было и года, родители уехали в город зарабатывать на будущее дочери. Накануне 10 класса девушка встретила свою первую любовь. Подростковая влюбленность быстро перетекла во взрослые отношения и обернулась весьма неожиданной для Оксаны беременностью.
Испуганная и растерянная девочка не знала, как ей поступить и к кому обратиться. Она замкнулась в себе и прервала связь с возлюбленным. Так и не набравшись смелости и не желая беспокоить родителей, Оксана решила скрыть свое положение. На протяжении восьми месяцев будущая мать продолжала трудиться по хозяйству и посещать школьные занятия. В один из дней девушка отправилась на прогулку, во время которой начались схватки. Оксане хватило сил самостоятельно вызвать бригаду скорой помощи. Медики доставили пациентку в роддом, где спустя пару часов на свет появилась совершенно здоровая девочка.
О правнучке бабушка узнала уже после родов, домой позвонили медики. Рождению ребенка были удивлены и в школе, никто и не догадывался, что десятиклассница была беременна. Оксана признается, что не осмелилась рассказать о ребенке и его отцу, который вскоре после расставания уехал из села.
Статистика показывает, что этот случай далеко не единственный. В 2019 году в Восточно-Казахстанской области 354 девушки в возрасте от 15 до 18 лет стали мамами. За два месяца 2020 года у подростков этого же возраста зарегистрировано уже 69 беременностей. Психологи считают причиной всему отсутствие полового воспитания. Но готовы ли к беседам на тему секса дети и… сами взрослые?
Знать — не значит делать
— Тема секса в нашем обществе долго была запретна, она до сих пор остается пропитанной чувством стыда, из-за чего родителям неудобно говорить о ней с ребенком, — считает практикующий психолог Олеся Коваленко.
По мнению ее коллеги, психолога Ольги Сергиенко, родители и учителя не готовы к разговорам на интимные темы, поскольку сами не получили должного полового воспитания.
— В странах бывшего СССР до сих пор уроки по половому воспитанию не внесены в школьную программу. В советских школах о сексе не говорили, а глава о репродуктивной системе появилась в учебнике анатомии только в 1986 году. Сейчас из уроков биологии и ОБЖ школьники узнают о репродуктивной системе человека, протекании беременности, репродуктивном здоровье, профилактике ВИЧ и других инфекций и семейном праве. Но говорить о едином уровне полового воспитания пока невозможно, — констатирует Ольга Сергиенко.
Специалисты объясняют, что цель полового просвещения — это безопасность ребенка и его подготовка ко взрослой жизни. Воспитание психически и физически здоровых детей, способных в будущем устанавливать контакты с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни.
Возвращаясь к истории Оксаны, мы задаем ей вопрос, проводили ли с ней беседы о половом созревании?
— О переходном возрасте и изменениях в организме рассказали дома ещё в 13 лет. На классных часах говорили о заболеваниях, передающихся половым путем, в подробности не вдавались, а мы, в свою очередь, не задумывались о последствиях.
Психолог Олеся Коваленко пояснила, что подростки не думали о последствиях, потому что до их сознания не донесли эти последствия, не раскрыли тему ранних половых отношений. Иными словами, у них в голове не сформирована причинно-следственная связь ранних половых контактов.
— Детям нужно объяснять, что такие контакты несут за собой нарушение Уголовного кодекса, заболевания физического и психологического характера, ранние беременности. Только тогда в их головах все начнет становиться на свои места, — добавила Олеся Владимировна
Психологи уверены: начинать разговаривать с детьми нужно как можно раньше.
— Условно можно выделить несколько этапов психосексуального развития: половое самосознание (0 – 7 лет), ролевое поведение (7 – 11 лет) и формирование психосексуальных ориентаций (11 – 18 лет). В норме на этапе полового самосознания ребенок уже четко представляет, к какому полу он относится. Здесь половое воспитание заключается в закреплении роли, соответствующей полу. Дальше, начиная с двухлетнего возраста, с ребёнком можно и нужно говорить об идеях согласия и отказа, а со школьниками стоит обсуждать более взрослые вопросы, например, сексуальную ориентацию, рассказывать об интимной безопасности, — объясняет Ольга Сергиенко.
Не думая о последствиях
В Восточно-Казахстанской области за 2019 год 79 подростков в возрасте от 15 до 18 лет прервали беременность. За два месяца 2020 года несовершеннолетними сделано уже 16 абортов.
Вячеслав Локшин, президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины, 13 лет проработал доцентом на кафедре акушерства и гинекологии лечебного факультета Алма-Атинского государственного медицинского института. Он не понаслышке знает о всплеске криминальных абортов в 1990-х годах и оставленных студентками медицинского вуза младенцах в мусорных баках.
— Я как врач чаще сталкиваюсь с последствиями отсутствия полового воспитания. Сейчас занимаюсь проблемой бесплодия, и одна из причин этой проблемы — аборты. Аборты, которые сделаны, потому что девочек никто не научил вопросам планирования семьи, — подчеркивает Вячеслав Натанович.
Общественный деятель, как и психологи, поддерживает идею раннего сексуального воспитания.
— У нас отсутствие полового воспитания часто прикрывают традициями. Но об этом и речь, ведь не нужно рассказывать шести-семилетним детям о сексе, это время для нравственного воспитания. Традиции у нас правильные, мы читаем детям сказки, в которых написано об уважении к старшим, о любви и браке, а это как раз и есть нравственное воспитание, которое напрямую связано с половым, — объясняет свою позицию Вячеслав Натанович. — А уже к 12 годам нужно говорить о физиологии, беременности. Ведь зачастую дети физически развиваются быстрее, чем нравственно. И если они своевременно не получат ответы на свои вопросы, то в этом им поможет улица.
Кроме того, Вячеслав Локшин уверен, что воспитывать нужно и родителей:
— Половое воспитание — это не математика, когда предмет может знать только ребенок. Родителей нужно параллельно воспитывать. Многие, прожив целую жизнь, не сталкивались с такими заболеваниями, как сифилис или СПИД. Я не думаю, что, когда взрослым людям расскажут об этом, они откажутся, чтобы и их дети были осведомлены о всевозможных нюансах и последствиях половой жизни.
О необходимости сексуального просвещения старшего поколения говорит и врач акушер-гинеколог Карина Черношвец.
— На приём приходят взрослые женщины, которые не знают о средствах контрацепции. Предохраняя себя от беременности, они после полового акта принимают душ, — констатирует Карина Александровна. — И все потому, что нигде им этого не преподавали. Всё до сих пор передается из уст в уста. Поэтому, если женщина никогда не слышала о заболеваниях, передающихся половым путем, она даже не будет подозревать о них.
Надежда есть
В январе 2010 года на базе Областного центра формирования здорового образа жизни открылся Молодежный центр здоровья "Нурсалауат".
Целью центра стало сохранение здоровья молодого поколения, которое напрямую связано с профилактикой репродуктивного здоровья. Молодежный центр организовывает семинары с привлечением узких специалистов. На них дети могут анонимно проконсультироваться с гинекологом и урологом.
Акушер-гинеколог Карина Черношвец сотрудничает с центром "Нурсалауат", она проводит с девушками занятия о половом воспитании.
— Для каждого семинара я готовлю несколько тем и презентации к ним, — делится Карина Александровна. — Главное, быть на одной волне с аудиторией, объяснять доступным языком, потому что это девушки, которые только проходят этап полового созревания. Однажды у нас была встреча с воспитанницами детского дома, там были девочки от 12 до 16 лет. На занятиях в школах девушки, конечно, старше, как правило, от 15 лет.
Карина Черношвец как практикующий специалист рассматривает все проблемы, с которыми встретились или могут встретиться девушки:
— Я рассказываю им о том, как устроен организм женщины, про строение половых органов, об особенностях женского тела и, конечно, о контрацепции и инфекциях, передающихся половым путем. Речь обязательно идёт и об абортах и их осложнениях, ведь это не только бесплодие, это развитие воспалительных процессов, снижение иммунитета. А если девушку заставили пойти на аборт, то следствием станет депрессия, которая может довести до суицида.
Пока что главная проблема на семинарах — это стеснение. Далеко не каждая школьница осмелится задать волнующие её вопросы в полной одноклассников аудитории.
За 2019 год молодежным центром "Нурсалауат" проведено 40 мероприятий, направленных на половое просвещение юного поколения. Итог работы — к гинекологу обратилась 21 девушка.
Наша справка
По данным фонда ООН в области народонаселения "ЮНФПА" за 2019 год, около трети подростков в Казахстане имели опыт половых отношений.
14,8 процента опрошенных подростков признались, что они уже заражались инфекциями, передающимися половым путем. При этом более 60 процентов из них после диагностирования болезни не обращались за медицинской помощью.
22 процента девушек в возрасте от 15 до 19 лет, сообщивших о регулярной половой жизни, рассказали о том, что уже делали аборты.
Несмотря на это, 10 процентов опрошенных родителей Усть-Каменогорска категорически против введения полового воспитания в школах. 19 процентов сомневаются, что в школах смогут донести до детей необходимую информацию, 21 процент считает, что с детьми на такие темы должны говорить только родители. И лишь 39 процентов посчитали уместными уроки полового просвещения уже в пятых-девятых классах.
Анна Булгакова