Включите JavaScript в настройках браузера.
14 октября 2018
Сейчас читают:

Некоторые подтопленцы ВКО встречают холода в непригодных для жизни помещениях

Некоторые подтопленцы ВКО встречают холода в непригодных для жизни помещениях
Хижина тёти Любы в селе Предгорном

В этом доме осыпаются стены, развалена печь, а сквозь дыру в фундаменте можно выползти на улицу. Но вердикт комиссии неумолим: чинить, нельзя переселять. Почему за всё лето акимат сельского округа не смог решить вопрос с жильём для пенсионерки, пострадавшей от паводка? Как появляются акты технического обследования, c которыми не согласны ни жильцы, ни ремонтники? Почему люди в трудной ситуации остаются без помощи, изучал корреспондент YK-news.kz.

Ремонту не подлежит

Из своего дома Любовь Ивановна Гостеева ушла 21 марта. Когда малая речка Красноярка затопила улицы села Предгорного, спасатели вынесли пенсионерку на руках. С тех пор у неё нет своего угла: обитает то у сестры, то у племянницы. Вначале пыталась ночевать дома, положив матрас на доски разобранного пола. Оказалось слишком сыро и холодно. Да и боязно – сквозь дыру и змеи могут заползти.

Уже полгода, как я маюсь, — рассказывает женщина. — Ко мне весной с гор вода постоянно идёт, а нынче и Красноярка из берегов вышла. Вода прямо под полом стояла. Жить в доме нельзя. Я уехала из села.

По версии Любови Ивановны, в мае сельский акимат предложил ей провести ремонт её жилища, а она, не подумав, подписала согласие. Около месяца, по словам пенсионерки, никаких работ в её жилище не проводилось. Дом даже не сушили. Одну бригаду, присланную акиматом, она выгнала сама. Объясняет: все, включая бригадира, пьяные были. После того как хозяйка пригрозила, что пожалуется в партию "Нур Отан", нашёлся новый подрядчик. Рабочие, наконец, вскрыли полы и приступили к косметическому ремонту. Любовь Ивановна потребовала, чтобы они восстановили подмытый водой фундамент. И тут оказалось, что дом оседает. В углу выпал целый валун. Обнаружив сгнившее бревно в основании дома, рабочие его выбили, а потом сообщили хозяйке, что строение отремонтировать нельзя оно рассыплется при попытке завести под него новый фундамент. После чего работы встали окончательно.

Экспертиза вслепую?

Я об одном просила, — объясняет Любовь Гостеева. — Если ремонту не подлежит, купите мне избушку.

Но оказалось, что, пока существует решение комиссии о ремонте, предоставить новое жильё пострадавшей никто не может. Вот только пенсионерка считает, что нормального обследования в её доме не производилось.

Это ведь должны были делать в моём присутствии. Возможно, что они были, но в дом ко мне не заходили — посмотрели с улицы.

Дом Любови Ивановны признали изношенным всего на 70 процентов

В техническом заключении, предоставленном фирмой "Проекттехэксперт", говорится о том, что фундамент дома по адресу: улица Ключевая, 1, изношен на 65 процентов: "Деформаций и повреждений, свидетельствующих о потере несущей способности и непригодности к дальнейшей эксплуатации, нет". Напрочь сгнившие брёвна, которые строители не смогли заменить, эксперты не заметили. Сейчас в фундаменте дома Гостеевой зияет дыра, в которую при желании может пролезть человек.

То же самое касается перегородок внутри дома. Они тоже объявлены пригодными к дальнейшей эксплуатации. Корреспондент побывал на месте и обнаружил, что единственная перегородка в хижине Любови Ивановны разрушена полностью, вместе с печью.

По мнению экспертов, на 85 процентов пришли в негодность кровля, полы и штукатурка стен и потолков, а общий износ дома составил 70 процентов. Вердикт: "Основные строительные конструкции жилого дома находятся в неработоспособном состоянии. Дом подлежит ремонтно-восстановительным работам".

Связанные одним актом

Недостатки в проведении экспертизы подтверждает и аким Красноярского сельского округа Олег Егоров.

Когда начали делать её (Гостеевой — прим. ред.) дом, оценочная комиссия — из Астаны, по-моему, оценила ремонт в 448 тысяч с копейками, — рассказал Олег Владимирович. — Подрядная организация начала выполнение работ. Когда стали дом поднимать, подрядчик отказался в связи с удорожанием. Шпалы там все гнилые, фундамента как такового не было. Ремонт потребовал бы более двух миллионов тенге. Мы готовы купить на выделенные деньги дом для Любови Ивановны, но поменять специфику, по которой выделены деньги, не имеем права. Теперь нужно, чтобы хозяйка через суд опротестовала акт комиссии.

По словам акима, кроме Гостеевой от ремонта отказались ещё трое жителей села Предгорного. Управление финансов ВКО сообщает, что в целом по области таких, как жительница улицы Ключевой, 1, набралось 48 человек. Эти люди не приняли помощь от государства в виде ремонта их домов. А другую им оказать никто не может. На сей счёт есть официальное решение.

По законодательству мы помогаем пострадавшим в трёх видах: деньгами, восстановлением жилья и стройматериалами, — пояснил аким Красноярского сельского округа. — По опыту Шемонаихи комиссией было принято решение восстанавливать дома. Там раздали материальную помощь — кто-то её пропил, кто-то использовал не на те цели. Поэтому наша районная комиссия приняла решение по четырём населённым пунктам — оказать помощь в виде восстановительных работ.

Беда в том, что сельский акимат теперь не имеет права ни на что иное. Если деньги выделены на ремонт, использовать их для покупки нового жилья нельзя. Это не позволяет изменить решение комиссии, основанное на техническом заключении.

Технология ошибки?

А кто вообще занимается технической экспертизой строений и оценкой нанесённого им ущерба?

Определение компаний, осуществлявших экспертизу пострадавших строений, проводилось в соответствии со статьёй 39 "Основания осуществления государственных закупок способом из одного источника" Закона РК "О государственных закупках", — сообщает руководитель управления финансов ВКО Лязиза Кенжетаева.

Соответствующая статья применяется при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. А это означает, что фирмы, которым поручили проводить экспертизу, получили это право вне конкурса. Но почему именно им было доверено определять судьбу государственных денег, выделенных на помощь пострадавшим?

Мы обратились в компанию, которая обследовала пострадавших в Предгорном. Сотрудники фирмы опытные инженеры с советским ещё образованием были крайне недовольны тем, как была организована экспертиза.

В задании на производство исследования у нас было записано: "Визуальное обследование состояния строительных конструкций жилого дома в целях установления их надёжности и устойчивости функционирования и необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ", — говорит эксперт. — Всё Предгорное мы должны были изучить за три дня. Причём количество строений, подлежащих обследованию, постоянно менялось. Часть владельцев не имели нужных документов на дом, их вычеркнули из списка.

По версии сотрудников фирмы "Проекттехэксперт", о доме на улице Ключевой провожатая от акимата сказала им следующее: дом нежилой, дачный, у хозяйки имеется другое жильё. Они подтвердили, что внутрь строения при обследовании не попали.

Аким Красноярского сельского округа Олег Егоров наличие другого жилья у пенсионерки опровергает:

По документам у Гостеевой другой недвижимости нет. Дом действительно топило, он аварийный, и ремонт там невозможен.

Доказать очевидное

О том, что ошибки при оценке ущерба были допущены в ходе обследования, областные власти осведомлены.

За период с мая по сентябрь 2018 года поступило семь жалоб на некачественное проведение экспертизы, — констатирует руководитель управления финансов ВКО Лязиза Кенжетаева. — По Глубоковскому району рассмотрена одна жалоба. Собственником жилья за счёт собственных средств была проведена техническая экспертиза другой компанией, заключение которой было рассмотрено комиссией и признано не соответствующим требованиям законодательства. Данная компания не была аккредитована. По Аягозскому району рассмотрено пять жалоб, все требования собственников жилья удовлетворены. В Шемонаихинском районе по одному дому идут судебные разбирательства.

Это здание эксперты объявили изношенным на 105 процентов

Как показал опыт, доказать недостатки экспертизы через суд тоже не так-то просто. Жильё пенсионера Мартынова из села Верх-Уба эксперт признал изношенным на 105 процентов. На этом основании дедушку хотят переселить, но он не хочет покидать свой дом, считая его вполне добротным. Хозяин говорит, что ремонт бюджету обойдётся дешевле.

Родственники пенсионера попросили оценить износ домостроения группу специалистов во главе с профессором кафедры строительства ВКГТУ. Тем временем лицензия эксперта, выполнявшего первичную оценку дома Николая Мартынова, была приостановлена управлением государственного архитектурно-строительного контроля за нарушение законодательных норм при проведении исследования. Но суд не принял акт повторной экспертизы на том основании, что лаборатория ВКГТУ не аккредитована для такого рода деятельности. Назначено новое обследование, его ещё не проводили. Время идёт, решение вопроса стоит.

Но пенсионеру из Верх-Убы ещё повезло. Его внуки профессиональные строители взяли ремонт в свои руки. Любовь Ивановна Гостеева – одинокая пенсионерка, чьё единственное жильё эта халупа из 17 квадратных метров. Бывшая доярка получает пенсию 40 тысяч тенге. Теперь она должна на собственные деньги нанять адвоката, оплатить повторную экспертизу и оспорить в суде ошибочное решение комиссии. Только после этого она получит право переехать из аварийного дома. В фундаменте её дома зияет дыра. Температура уже опускается порой до минус пяти градусов Цельсия.

P. S. Когда материал готовился к публикации, стало известно, что этой историей занялся Общественный совет ВКО.

Ирина Плотникова
Фото автора

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней