На территории ВКО продолжаются поиски снежного барса
По словам одного из основателей программы сохранения барса Евгения Юрченкова, что всего в национальном парке установили 25 ловушек. Устройства оснащены датчиками движения и фиксируют все происходящее в радиусе 20 метров. Камеры имеют инфракрасный режим для ночной съемки, а в автономном режиме способны работать до полугода.
Ночной снимок косули в инфракрасном режиме
Кстати, сразу после Наурыза исследователи отправились в очередную двухнедельную экспедицию, чтобы проверить фотоловушки. Как признается директор НПО "Эко-Алтай" Евгений Юрченков, такие экспедиции, да и вся программа - весьма дорогостоящее удовольствие. Ведь помимо фотоловушек необходимо снаряжение: снегоходы, специальные зимние палатки, спальные мешки, одежда и многое другое. Серьезную поддержку местным ученым оказывает Всемирный фонд дикой природы.
К сожалению, до сих пор сотрудники парка не получили снимка барса. Тем не менее биологи часто находят следы этих диких кошек.
- Мы всегда можем определить, что это отпечаток лапы ирбиса, по характерным отметинам, например, от хвоста, - говорит Евгений Юрченков. - Так, следы барса обнаруживали в 2004, 2006 и 2010 годах. Трудно сказать, сколько особей еще осталось в Восточном Казахстане. Их учет невероятно сложен, к тому же есть мигрирующие животные, которые приходят к нам из Китая или России.
Тем временем фотоловушки продолжают исправно работать. Ученые получают большое количество изображений разных животных, в том числе и редких. В феврале появился снимок кабарги – карликового мускусного оленя, долгое время находившегося на грани вымирания. В распоряжении биологов есть фотографии косуль, волков и горных козлов тэков. Последние, кстати, являются основной добычей снежного барса. Их обитание в Катон-Карагайском парке позволяет сделать косвенный вывод, что здесь живут и ирбисы.
Горный козел тэк - основная добыча барсов
- Благодаря фотографиям можно уверенно вести учет диких животных. По особым признакам удается распознать их пол и возраст, - поясняет Евгений Юрченков.
Эти сведения позволят сотрудникам парка создать информационный банк, следить за миграцией зверей, а также разработать программы по их охране и обеспечению безопасного обитания.
Наталья Цвейгард