Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
24 апреля 2021
Сейчас читают:

Можно ли полностью обезопасить Усть-Каменогорск от подтоплений?

Можно ли полностью обезопасить Усть-Каменогорск от подтоплений?
Один из паводкоопасных водоёмов в садоводческом обществе. Его берега нарастили, чтобы избежать подтоплений
Фото Ирина Плотникова

Весенний паводок 2021 года проходит сравнительно спокойно. Талая вода, в основном, не вышла за пределы ручьёв и арыков, которые были загодя прочищены и углублены. Но один из районов города всё же подвергся подтоплению. Река Маховка опять устремилась на дачные участки кооператива в Согре.

Журчат ручьи

Большая вода пришла в огороды и дачные домики членов садоводческого общества "Восточник-5" 10 апреля. Обитатели дачного кооператива засняли начавшийся потоп на видео.

— Вода пошла, — комментирует владелец дачи Александр, шагая по ручью, в который превратились Восьмая и Девятая улицы. — Ещё час назад этого не было. Сегодня утром я на велосипеде проезжал — всё сухо. А сейчас уже сантиметров 15 глубиной. Кому звонить, даже не знаем: в акимат или в УЧС?

Нижние улицы кооператива с 9 по 11 апреля и впрямь напоминали каналы Венеции. Вода потоком переливалась через дорогу и заполняла огороды дачников. Уровень потопа на своём участке Александр измерял по лежащему там шлакоблоку. С утра 10 апреля он был в воде только наполовину. Несколько часов спустя почти скрылся под водой.

В огородах не видно земли. Подтопило и дачные домики. Расстроенный хозяин сфотографировал залитый пол, где островами архипелага возвышаются банки с соленьями.

— У меня чернозём на участке завозной, — сетует Галина, комментируя творящееся на своём участке. — В прошлом году осенью привезла и засыпала. А теперь его нет, всё смыло. Почти каждый год повторяется одно и то же.

Постоянной проблемой для дачников является малая речка Маховка. В период весеннего паводка она выходит из берегов и затопляет участки, лежащие в низине.

Полная чаша

Между тем все возможные противопаводковые мероприятия в Согре были проведены после катастрофического потопа 2018 года. Русло Маховки расчищено и углублено вплоть до улицы Скалистой. Впадающий в неё ручей Безымянный, который также топил прилегающие улицы, в нынешнем году ведёт себя совершенно спокойно. А вот Маховка вновь вышла из берегов.

Как поясняют работники местного филиала Центра территориального управления, увеличить пропускную способность русла речки больше невозможно. Ширину его лимитируют садовые участки и капитальные строения. А углублять его можно только до определённого предела, иначе Маховка станет по уровню ниже Ульбы, и вода отправится вспять. Возможно, проблему мог бы решить пруд-накопитель, находящийся выше по течению Маховки. Именно его переполнение жители Согры считают причиной прихода воды на дачные участки.

— Пруд находится на территории Глубоковского района, — рассказывает главный инспектор акимата Усть-Каменогорска по вопросам ЧС Каныш Мукажанов. — Этот пруд был сделан в 1976 году для работников ТМК. За ним находится бывший профилакторий комбината. Это была рекреационная зона, не для сдерживания и не для полива. Защитного назначения у него не было. Когда всё развалилось, пруд передали на баланс Усть-Каменогорска. До 2013 года мы его содержали. В 2013 году образовалось КГП "Шығыс су коймалары". Аварийный сброс регулируется за счёт установки по периметру щитов, которые наращивают бортик на полметра. Когда вода поднимется, тот же самый объём будет падать. Его никто не открывает и не закрывает. Но надо его расчищать, чтобы для начала был объём для приёма воды. Через аварийный сброс сбрасывается максимум 17 – 18 кубометров воды в секунду. Русло Маховки может принять до 10 кубометров.

Власти Усть-Каменогорска давно знают о переполнении пруда-накопителя. Вот только поделать ничего с ним не могут. Потому что проблемный гидротехнический объект находится на границе областного центра, но территориально принадлежит Глубоковскому району. А там какие-либо работы по очистке или реконструкции пруда пока не предусмотрены. Главное, что в нынешнем году перелива через дамбу не было.

— Аппаратом акима Глубоковского района было направлено письмо на имя исполняющего обязанности директора КГП "Шығыс су қоймалары", — информирует аким Глубоковского района Тамара Рахимжанова. — Был получен официальный ответ, что донный водовыпуск в очистке не нуждается. Каких-либо других ремонтно-восстановительных работ в 2021 году не планируется, так как согласно многофакторному обследованию, проведенному аттестованной организацией в 2018 году, установлена категория технического состояния объекта — значительные повреждения. Рекомендуется разработка ПСД для последующего капитального ремонта.

Согра — значит болото?

Пока владельцы дач в "Восточнике-5" сушат свои домики и подсчитывают убытки, спасатели не могут сказать им ничего утешительного. По их мнению, эти дачи Маховка будет топить всегда. И дело тут не только в максимальной заполненности пруда-накопителя. Проблема в том, что некоторые дачи располагаются в пойме Маховки, ниже того уровня, на который поднимается вода.

— Все наши реки и ручьи приходят к нам в чашу из Глубокого, Риддера и Уланского района, — поясняет Каныш Мукажанов. — В этом году уровень ручьёв не поднялся. Но даже если нет перелива через берег, за счёт поднятия уровня воды в реке поднимается уровень грунтовых вод. Сейчас на дачах стоит именно грунтовая вода. Сама по себе эта местность болотистая. Не зря же её Согрой назвали. В словаре у Даля "согра" — это болотистое, мокрое место. А восходит оно к татарскому слову "сугыр" — мокрый край. Чтобы решить проблему подтопления, надо устанавливать 35-метровую водоохранную зону. То есть просто отбирать эти земли. Чтобы укрепить берег, надо будет у людей из шести соток забрать минимум три. Русло Маховки уже углубили максимально. Брошенных дач много. Там невозможно пройти, всё заросло. Захламлённость страшная. Весь берег в мусоре, золе. Вплоть до трупов кошек и собак. Если бы в дачных кооперативах привели в порядок водоотводные арыки, мы по ним могли бы излишки воды сбрасывать. Приводить их в порядок надо осенью, когда трава высохнет. Но люди, даже если осенью почистят, до весны бутылками, банками, мусором опять их забивают. В кооперативе "Восточник-6" арыки были забиты, мы заставили их прочистить. Председатель всё организовал. В "Восточнике-5" этого не сделали. Если бы арыки действовали, мы могли бы успешнее спускать поднявшиеся грунтовые воды.

Без хозяина

Как пояснили корреспонденту YK-news.kz представители городского акимата, укрепить берега Маховки в пределах дачных кооперативов мешает то, что большинство участков давно заброшены. Казалось бы, если нет хозяев, можно загонять технику и спокойно вести работы. Но не тут-то было! Проблема оказалась не технической, а социальной.

— Если мы сейчас сюда полезем, начнём берег укреплять, сразу объявится хозяин дачи и потребует компенсацию, — констатирует Каныш Мукажанов. — В 2010 году мы немного спрямили русло, но с огромным трудом. Четыре трактора чуть не утопили. Теперь будем разговаривать с каждым жильцом, искать отсутствующих через отдел архитектуры. Если разрешение дадут, станем прочищать берега. Русло само по себе чистое, не считая древесной поросли. Единственная наша задача — берега отсыпать. Но участки — это частная собственность. Если один-два хозяина упрутся, уже толку нет начинать работы. Потому что мы до них сделаем, а дальше двигаться не можем. Если берега почистить и укрепить, останутся только подземные воды, речка пробиваться уже не будет.

По данным Центра территориального управления, в "Восточнике-5" заброшено 284 участка из 531. Люди постоянно проживают на 97 дачах. В соседнем "Восточнике-6" из 420 дач брошено 156. Действующих 167, постоянно проживают в 57 домиках.

Так и получается, что из-за тех, кто давно забыл о том, что имеет дачный участок в Согре, страдают те, кому попросту некуда податься. Ни для кого не секрет, что в дачных кооперативах сегодня проживает самая неимущая и незащищённая категория городского населения. И рассчитывать на лучшее им, увы, не приходится.

— Здесь беднота живёт, — признаёт Каныш Абенович. — Люди, которые из села переехали. У них денег нет, чтобы купить другое жильё. В законодательстве есть понятие "жилая зона", а есть пригороды. Для "жилой зоны" определена обязательность медицинского обеспечения, пожарной безопасности, наличие инфраструктуры, освещения, электричества в доме. Для пригородной зоны таких условий нет. Закон разрешает здесь жить, но гарантий не даёт. А наши дачные кооперативы постепенно превращаются в жилой сектор. Живут многодетные семьи, старики, люди, освободившиеся из мест лишения свободы. Закон "О гражданской защите" говорит, что компенсация пострадавшим от потопа выплачивается только за жильё, которое является единственным и зарегистрированным. Дачные домики и дачные участки под эту категорию не попадают. Даже в тех случаях, когда это единственное жильё, но оно не зарегистрировано как жилой дом.

Потери от подтопления просто добавляются в число нерешаемых проблем обитателей городских "шанхаев".

Нынешней весной спасатели помогали всем, кто обращался за помощью в управление по ЧС или Центр территориального управления. Завозили мешки с песком для укрепления берегов. День и ночь дежурили в дачных кооперативах Согры, каждый час проверяя уровень воды в Маховке. Председатель кооператива "Восточник-6" предоставил службам ЧС полные списки дачных жителей, которым могла понадобиться эвакуация в случае подтопления. Почему аналогичная работа не была проведена в "Восточнике-5", лучше спросить у его руководства.

Беда ещё в том, что иногда жители торопятся сообщить о своей проблеме в газету или соцсети, но не тем, кто реально мог бы помочь.

Вода идёт, воде дорогу!

Наш город находится в нижнем течении нескольких рек: Ульбы, Маховки, Аблакетки, ручьёв, которые текут с гор. Большая вода приходит в Усть-Каменогорск, как в чашу. Но чрезвычайная ситуация 2018 года многому научила городские власти и спасателей. Было прорыто множество поперечных арыков для спуска склоновых потоков.

— Даже Ульбу перебросили прошлым летом, — рассказывает Каныш Мукажанов. — Вода сейчас пошла по основному руслу через Степное. Это русло мы полностью очистили. Обезопасили Согру, Гавань, дачи на берегу — территорию от Каменного Карьера до Бабкиной Мельницы. Ждём теперь, как это сработает.

Большая вода в Ульбе уже поднимается. Паводок будет продолжаться примерно с 20 апреля по 1 мая. Малые речки и ручьи, а также склоновые потоки сошли практически без потрясений. Спасатели констатируют, что арыки с западной оконечности Ахмирово показали себя хорошо, но надо проводить дополнительные арыки — с восточной стороны. Сейчас полностью защищены от подтоплений Новоявленка и посёлок Нурлы-кош. По КШТ вода прошла через ливнёвку. Практически полностью оделся в бетон арык вдоль проспекта Сатпаева. Теперь в планах властей продлить его в сторону гребного канала.

— Проблема в том, чтобы прочистить арыки, проложенные через частный сектор, — признаёт главный инспектор акимата Усть-Каменогорска по вопросам ЧС. — Если у человека через участок проходит арык, то прочищать его — обязанность не председателя кооператива, не государства, не местного исполнительного органа, а самого жильца. Если многодетные или одинокие старики, мы помогаем, конечно. Нам дают перечень таких хозяйств, а мы отправляем туда общественных работников. Проблема есть, она состоит не из одного этого пруда и не только на этих дачах. Просто эти "шанхаи" очень показательны. Где нормальные дачи, там к нам даже не обращаются, сами решают проблемы. Собрали деньги, провели арык, оплатили — и живут без проблем!

Ирина Плотникова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней