Медики ВКО обсудили очередную реформу здравоохранения
Справятся ли учреждения первичной медико-санитарной помощи с теми нагрузками, которые на них возложили? Какими последствиями чревата установленная периодичность осмотра больных? Что делать, чтобы казахстанцы начали ответственно относиться к своему здоровью? Ответы искали участники диалоговой площадки, собравшейся в Институте анализа и прогнозирования.
— Актуальность этих вопросов продиктована снижением качества и доступности медицинской помощи хроническим больным и ограниченными возможностями амбулаторно-поликлинических организаций, — констатировала модератор круглого стола Татьяна Чернышова.
Врачей может не хватить
Приказом министра здравоохранения от 29 августа 2019 года установлен новый порядок оказания первичной медико-санитарной помощи. По словам спикера — главного эндокринолога Восточно-Казахстанской области Бибинур Сафиуллиной, в течение года этот порядок обновлялся три раза. Подобная непоследовательность Минздрава дезориентирует медиков. Последний вариант постановки больных на диспансерный учёт дал право участковому терапевту решать данный вопрос самостоятельно. В дальнейшем ведётся динамическое наблюдение за состоянием пациента.
И здесь врачей серьезно беспокоит установленная приказом периодичность осмотра хронических больных. Так, пациентов с артериальной гипертензией, болезнями системы кровообращения, органов пищеварения, мочеполовой системы участковый должен осматривать раз в три месяца или в полгода, а профильный специалист — раз в год. Астматиков и вовсе полагается обследовать только врачу ПМСП, причем не более раза в год. То же касается больных неинфекционным энтеритом и колитом. Диабетики подлежат осмотру участковым раз в шесть месяцев, а эндокринологом — раз в год. Специалисты высказали мнение, что такое количество визитов для качественного мониторинга заболевания недостаточно.
— По мнению экспертов, содержать штат специалистов в поликлиниках и СВА с такой загруженностью — невыгодно, — озвучил выводы модератор. — На фоне введённых ограничений увеличится доля платных услуг. Возрастет число запущенных и летальных случаев.
Если же учреждения ПМСП начнут сокращать у себя узких специалистов и заключать договоры на обслуживание больных с другими медорганизациями, то длительность ожидания пациентом консультации возрастёт до двух месяцев. Ведь там в приоритете будут свои больные, которых надо принять в первую очередь.
Управлять совместно
Новый Кодекс здоровья предполагает, что пациенты сами станут контролировать своё состояние, участвуя в Программе управления заболеванием. На сегодняшний день в этой программе только три нозологии: артериальная гипертензия, сахарный диабет второго типа и хроническая сердечная недостаточность.
— Пациент, который работает в Программе управления заболеванием, знает элементы самопомощи в критической ситуации, — поясняет главный эндокринолог области. — Что нужно сделать, чтобы снизить сахар или, наоборот, повысить? При артериальной гипертензии он должен знать, что ему принять и в каких дозах, чтобы убрать криз, и что нужно делать, чтобы не допускать кризовых состояний.
Врачи ВКО высказались за введение ответственности для тех, кто не выполняет все врачебные требования, не соблюдает периодичность осмотра, не ведёт дневник наблюдения за своим состоянием, не сообщает о своём состоянии участковому. Часто медицинские работники, осуществляющие патронаж, не могут даже попасть в квартиру: не работает домофон либо больного и вовсе не оказывается дома.
В ответ пациенты напомнили, что для явки на периодический осмотр в случае удовлетворительного состояния человеку нужно основание, по которому работодатель мог бы отпустить его в поликлинику и не поставить прогул. Оповещение о необходимости посетить врача, поступившее по SMS или на WhatsApp, могло бы стать таковым.
Автомобиль — не роскошь...
Новые правила предполагают обслуживание учреждениями ПМСП вызовов скорой помощи третьей и четвёртой категорий срочности. Напомним, что с 1 марта 2018 года им вменялось в обязанность обеспечивать выезды бригад только по четвёртой категории, время прибытия которой должно составлять 60 минут. Показания — состояние пациента, вызванное острым заболеванием или обострением хронического, без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и здоровью больного.
Теперь же "неотложка" из поликлиники должна будет приезжать и в ситуациях, когда состояние пациента представляет потенциальную угрозу для здоровья и требует медицинской помощи (время доезда — до 30 минут). Поводами для вызова третьей категории срочности являются: изолированная травма без кровотечения, боли в животе, высокая температура, не купируемая самостоятельно, физиологические роды или угроза прерывания беременности, ограниченные ожоги и обморожения у детей.
Участники диалоговой площадки высказали мнение, что в этом случае учреждения ПМСП должны работать в режиме 24/7.
— В настоящий момент больные этой категории в выходные и праздники остаются со своей проблемой один на один, так как "скорая" к ним не приезжает, а амбулаторно-поликлинические организации не работают, — обозначила проблему Татьяна Чернышова. — Нередко при осмотре выясняется, что за период ожидания состояние хронического больного ухудшилось.
Препятствиями к оказанию неотложной помощи больным, особенно в сельской местности, становятся недостаток финансирования, транспорта, баз "скорой" в районах, даже погодные условия, резко увеличивающие время прибытия бригады из города.
— Сейчас у первички какие трудности могут возникнуть, если третью-четвёртую категории нам отдадут? — комментирует главный врач Глубоковской ЦРБ Кайрат Бедельманов. — Приедет наша бригада на четвёртую категорию, а там, пока ехали, уже первая возникла. И что, другую бригаду вызывать, золотое время терять?
Медики ВКО обозначили круг проблем, решить которые, по их мнению, необходимо, чтобы реформа ПМСП не обернулась для страны негативными последствиями. Итоговый документ по результатам круглого стола будет направлен в Минздрав.
Ирина Плотникова