Включите JavaScript в настройках браузера.
27 мая 2017
Сейчас читают:

Из чего складывается стоимость продуктов и почему они только дорожают

Из чего складывается стоимость продуктов и почему они только дорожают
Фото Виктор Абакумов

Пожалуй, самый неизменный фактор нашей жизни — постоянное подорожание еды. По самым скромным подсчетам, только с начала года в ВКО молочные продукты выросли в цене на 15 — 20 процентов. Мясо, рыба, чай, хлеб, фрукты-овощи и сладости едва ли им уступают. В магазинах и на рынке глаз только успевает отмечать изменение ценников. Простые покупатели склонны видеть корень зла в перекупщиках, мол, это они загибают цены. Однако эксперты утверждают, что основная проблема заключается в абсолютно неразвитой логистической системе. YK-news.kz предпринял попытку проанализировать, из-за чего растут цены на продукты и какие меры необходимы, чтобы это предотвратить.

Битый километр

Стоимость каждого товара рассчитывается с учетом многих факторов. И по пути от производителя до магазина добавляется столько всего, что конечная цена может резко отличаться от себестоимости.

Корреспондент YK-news.kz попытался разобраться, из чего формируется стоимость продуктов. Как оказалось, кроме сырья, львиная доля затрат приходится на доставку товара.

— Около 25 процентов от стоимости товара занимают транспортные издержки, — говорит вице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева. — С чем это связано? Во-первых, если нанимать машину, то эти услуги обходятся очень дорого. Нужно заплатить водителю и владельцу автомобиля за ее эксплуатацию. Во-вторых, даже если машина своя, много средств уходит на ремонт. Износ автомобилей очень высокий из-за того, что дороги у нас в стране отвратительные! То есть на стоимости продуктов отражается и плохое состояние трасс. В-третьих, цена бензина. Крупные машины потребляют большое количество топлива. А его стоимость постоянно растет.

К тому же, как отмечают предприниматели ВКО, сейчас в нашей области очень мало своих продуктов. К примеру, все овощи и фрукты завозятся из южных регионов.

— Сейчас весь товар на наши прилавки идет из Южного Казахстана, — комментируют на одном из оптовых рынков Усть-Каменогорска. — Конечно, все это по высокой цене из-за затрат на перевозку. Поставляют овощи и из Китая. В этом случае цена поднимается еще выше: помимо затрат на транспорт, в нее входят траты на растаможку и сертифицирование продукции.

Дороже золота

С привозным разобрались. Но ведь свое, доморощенное, не должно сравняться с ним в цене? Однако, как отмечают эксперты, на стоимость местного товара все ощутимее влияют коммунальные услуги.

— Тарифы на электроэнергию и воду отнюдь не снижаются, — продолжает Жибек Турихановна. — Знаете, какая высокая стоимость воды для фермеров? А ведь чтобы был хороший урожай, она им нужна каждый день в огромных количествах!

Вообще с товарами с полей и ферм ситуация весьма показательная.

Заметно подорожала в нынешнем году молочная продукция. Еще в марте сразу два крупных молокопроизводителя ВКО подняли цены на свой товар на 15 — 20 процентов. На предприятиях заявили, что повышение цен обусловлено увеличением стоимости сырья и упаковки, энергоносителей и тарифов на логистические услуги. Самый большой прирост в процентном отношении приходится на долю дизельного топлива и среднесуточного тарифа на электроэнергию. Для сравнения, молоко жирностью 2,5 процента от ТОО "Эмиль" зимой в розничных торговых точках стоило 215 тенге, в марте поправилось до 240 тенге. Кефир жирностью 2,5 процента весной подорожал с 270 до 300 тенге. Сейчас он стоит порядка 310 тенге. Пачку пятипроцентного творога массой 400 граммов зимой можно было приобрести за 380 тенге, в марте за 485 тенге, а сейчас доходит до 510 тенге. На продукцию ТОО "Восток-Молоко" ценники в магазинах аналогичные. Литр молока жирностью 2,5 процента можно купить за 240 тенге, кефир — за 310 тенге.

Мелкие фермеры не могут позволить себе такой роскоши, поэтому держат цены, опасаясь потерять с трудом наработанных клиентов.

— У меня небольшое хозяйство в поселке Молодежном. Держим девять коров, управляемся всей семьей и заняты круглогодично, — рассказывает предприниматель, попросивший не называть его имени. — Сырье я ни у кого не закупаю. Для развоза товара тоже никого не нанимаю. Два раза в неделю сам привожу на машине свою продукцию в областной центр. Сам ее и продаю. Цены у меня ниже, чем на базаре, потому что я никого не нанимаю в помощь. Литр сметаны — 1200 тенге, литр молока — 150 тенге, пакет творога, в котором 700 — 800 граммов, продаю по 200 тенге. Я развожу свою продукцию по нескольким организациям и реализую клиентам, которые уже давно меня знают.

Но уповать на то, что подобные частнику "создадут погоду" в торговле, не приходится. Потому что магазинам нужны регулярные поставки с возможностью их наращивания в пиковые периоды, отмечает госпожа Ажибаева. Розничные реализаторы ограничены в вариациях.

— Я держу небольшой ларек с фруктами и овощами. Все, что у меня продается, закупаю на оптовке. Накручиваю немного: с огурцов, например, прибыль 50 тенге с килограмма получается. С фруктов побольше, — делает расклад для YK-news.kz владелец овощной лавки в Усть-Каменогорске Алмат. — У меня самые низкие цены в этом районе. Хоть на 10 тенге, но дешевле, чем у других. Но я зависим от оптовки — если там товар дорожает, меняется ценник и в ларьке. Специально цены не поднимаю.

— Может, вы объясните, почему перед праздниками ходовые фрукты-овощи стабильно взлетают в цене? Нынче под Новый год огурцы-помидоры доходили до 2000 тенге за килограмм. Продавцы считают, что люди возьмут их и по сверхцене?

— Ну, когда огурцы и томаты к Новому году сильно подорожали, был большой дефицит этих овощей. Оставались только китайские, которые дороже наших в несколько раз. К тому же овощи — скоропортящаяся продукция, это тоже приходится учитывать и закладывать в стоимость. Но вообще мы не виноваты в подорожании продуктов. Все зависит в первую очередь от начальной цены.

Проценты с миллионов

Помимо постоянно возрастающей стоимости бензина, сырья и электроэнергии, стоимость товара на прилавках растет за счет ужесточения требований к торговым площадям.

— Сейчас рынки должны соответствовать очень жестким стандартам, — объясняет вице-президент Ассоциации торговых предприятий Жибек Ажибаева. — От владельцев требуют, чтобы торговые площади были модернизированы. Где хозяину брать на это деньги? Он идет в банк за кредитом. Государственной программы с низкими процентными ставками для этих целей нет. Использование обычного потребительского кредита сопоставимо с тем, как если бы вы вынуждены были покупать телевизор за несколько миллионов тенге. Предприниматель, помимо стоимости нового оборудования, вынужден будет отдавать банку от 26 до 32 процентов годовых. Чтобы вернуть эту ссуду, ему придется, соответственно, увеличивать плату за торговое место. Тот, кто арендует у него точку, тоже не хочет терять в прибыли и поднимает цену на продукт. Вот вам и механизм подорожания товаров.

Как поставлять будете?

Эксперты считают, что самая большая проблема, из-за которой как на дрожжах растет стоимость товаров, это отсутствие в стране развитой системы поставок.

— Сейчас каждый доставляет товар так, как может, — говорит госпожа Ажибаева. — И порой это крадет очень много времени и денег. Если товар в ВКО идет из Китая, то сначала его поставляют до Алматы. И только из южной столицы он поступает в Усть-Каменогорск. Если плодово-овощная продукция приходит из Узбекистана, то сначала она прибудет в Сарыагаш, оттуда в Алматы и только потом в Усть-Каменогорск. Весной невозможно возить крупные грузы, потому что у нас паводки и большегрузные машины могут сломаться на размытых дорогах. Зимой тоже проблемы с доставкой, потому как на автодорогах заносы. Летом "тает" асфальт на дорогах. Что касается железнодорожных перевозок, то нужно посчитать, сколько их услуги стоят! Если вагоны не казахстанские, значит, мы берем их в аренду у узбеков, киргизов, россиян, что отражается на себестоимости товаров. Резюмируем: рост цен в нашей стране складывается не из-за плохих поставщиков или перекупщиков, а потому что вся система у нас не продумана.

Как говорит Жибек Турихановна, сейчас очень тяжелый период для торговли. Разорившиеся оптовики покинули рынок — и их места заняли новые люди.

— На моей памяти оптовики разоряются уже в пятый раз, — говорит собеседница. — Это не удивительно, ведь система продвижения продуктов питания связана с большим риском. Через три часа продукция уже меняет свои свойства, начинает портиться. Молоко через пять дней не годится к употреблению, яйцо — через десять дней.

Но главная проблема, считает вице-президент Ассоциации торговых предприятий, в отсутствии государственной помощи торговому бизнесу.

Чиновники не знают, как бороться с этой проблемой. Нужно изменить систему реализации продукции, которую произвел именно отечественный предприниматель. Необходимо так ее выстроить, чтобы из одной области мы могли без труда поставлять товар в другой регион. Как можно в своем государстве быть "квартирантом"? Находясь в собственном доме, мы не можем перейти из одной комнаты в другую — ума не хватает, — довольно резко замечает собеседница.

И с ней трудно не согласиться. Особенно когда раскрываешь кошелек, чтобы заплатить за мясо или фрукты по новой цене.

Анна Сорокина

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней