В Усть-Каменогорске обсудили самые острые проблемы инвалидов
Когда Анатолий Воробьев (здесь и далее имена и фамилии пациентов изменены) рассказывал о своих злоключениях депутату областного маслихата Олегу Чернышову, то от обиды и негодования мужчине стало плохо, и ему вызвали скорую помощь. Анатолий Иванович перенес ампутацию ноги до бедра. Ему положена инвалидность, но чтобы подтвердить этот статус, пришлось пройти настоящие испытания. Схожие проблемы сейчас и у Бахытжана Шухарева, для которого получение инвалидности превратилось в забег по инстанциям. У населения возникают все новые и новые вопросы о получении инвалидности, ответы на которые подчас не найти. Почему одним людям положена инвалидность, а другим нет, если диагноз у них одинаковый? Зачем больным, которые лишись рук и ног, нужно ежегодно подтверждать статус инвалида? Депутаты маслихатов, чиновники, общественники региона и врачи попытались разобраться, почему получение инвалидности порой сопряжено с большими трудностями.
Этапы большого пути
Вкратце расскажем, как должна работать система получения инвалидности. Информация предоставлена на основе данных департамента труда, социальной защиты и миграции по ВКО.
Перед направлением больного на экспертизу для получения инвалидности врач должен провести все обследования, полный курс лечения и реабилитации. После этого прояснится, появились ли у человека стойкие нарушения в работе организма, которые могут стать основанием для присвоения статуса "инвалид". Заметьте, врач имеет право направить пациента на получение инвалидности только спустя четыре месяца после наступления нетрудоспособности или установления диагноза. Врачебно-консультативная комиссия (ВКК) оформляет направлениепо форме 88.
С этим направлением пациент идет в отдел медико-социальной экспертизы (МСЭ). Комиссия осматривает больного, изучает медицинские документы и выносит решение. После чего гражданин либо получает статус инвалида, либо нет.
Этапы этого процесса отражены в правилах проведения МСЭ. Документ разработало в 2015 году Министерство здравоохранения, которое тогда носило название "Министерство здравоохранения и социального развития".
Дитя плачет, но тихо
На бумаге получение инвалидности должно быть максимально удобным для гражданина, который и так не отличается богатырским здоровьем, чтобы обивать пороги инстанций. Однако на практике у людей возникает множество вопросов и претензий по поводу оформления инвалидности.
— Инвалиды едва ли не ежедневно приходят и рассказывают о своих проблемах, — отметил на заседании экспертной рабочей группы по здравоохранению Общественного совета ВКО депутат областного маслихата Олег Чернышов. — С получением этого статуса связано столько трудностей! Люди боятся жаловаться в контролирующие органы, писать заявления, называть свои фамилии. Они опасаются, что потом к ним отнесутся предвзято и вовсе не дадут инвалидность. Конечно, к нам приходят далеко не все, у кого есть претензии или вопросы. Даже страшно подумать, сколько еще наших граждан не решаются никуда обратиться и не получают ни помощи, ни консультации!
Не отросла ли у вас нога?
Один из вопросов, который терзает людей, не блещущих здоровьем: почему врачи подчас не торопятся направлять больного на экспертизу? Чиновники объяснили, в чем дело. Если комиссия МСЭ в ходе обследования больного придет к выводу, что инвалидность человеку не положена и степень нарушений в организме пациента указана неверно, то это повод для отдельного разбирательства.
— Справка ВКК направляется в департамент охраны общественного здоровья, который контролирует качество оказания медицинских услуг населению, — рассказала на заседании исполняющая обязанности заместителя руководителя департамента труда, социальной защиты и миграции по ВКО Куралай Ибраева. — В департаменте выяснят, были ли правонарушения со стороны врачей при оценке состояния больного. Такие расследования возникают нечасто, в 2016 году было пять случаев.
Получается, если доктора сомневаются, положена ли больному инвалидность, то тогда человеку не на что надеяться? Нет. Порядок действий в этом случае также отражен в правилах проведения МСЭ.
— Тогда врач вместе с больным обращаются в МСЭ за консультацией. С собой приносят результаты обследований, — говорит Куралай Ибраева. — Члены комиссии осматривают больного, изучают документы. После этого выносится письменная рекомендация, есть ли основания для направления на экспертизу для получения инвалидности.
Возникают у людей и другие вопросы. Рассказать о них лучше на конкретном примере. У Анатолия Воробьева ампутирована нога до бедра. Мужчина живет в глубинке, и для получения инвалидности ему необходимо ездить в Усть-Каменогорск. По словам Анатолия Ивановича, в кабинет комиссии МСЭ не пустили сопровождающих, чтобы те помогли тяжелобольному человеку раздеться и разуться для осмотра.
— Среди сотрудников МСЭ тоже никто не помог, — негодовал Олег Чернышов. — Пациент просил запустить в кабинет своих родных. Ему сказали: нет. Мы так и не поняли почему. В каких правилах указано, что человека надо ставить в столь унизительное положение?! Анатолий Иванович пришел на прием ко мне и, когда рассказывал о своих страданиях, ему стало плохо — скорую пришлось вызывать. Куда это годится? Вообще никто не может внятно объяснить, почему гражданин без ноги вынужден мотаться из района в город, чтобы каждый год доказывать, что он по-прежнему инвалид и у него все так же нет ноги.
Чиновники пояснили, что людям без рук и ног необходимо проходить комиссию несколько раз, чтобы стало однозначно ясно: можно ли человеку поставить протез.
— При отсутствии одной нижней конечности, которую можно протезировать, дается пожизненно третья группа инвалидности, — разъяснила Куралай Ибраева. — Но в течение первого года после ампутации мы устанавливаем вторую группу инвалидности. Эта группа дается на определенный срок. Спустя год человека осматривают врачи. Сосудистый хирург и ортопед выносят заключение: показано ли пациенту протезирование. Отмечу, что иногда врачи неправильно оформляют заключение и конкретно не указывают в документе, можно ли человеку использовать протез конечности или нет.
Статусный вопрос
У 18-летнего Бахытжана Шухарева другая проблема — он даже не может попасть на МСЭ. Юноша воспитывался в детском доме, с раннего возраста болел сахарным диабетом и имел статус "инвалид с детства". После того как молодой человек отметил совершеннолетие, у Бахытжана возникли проблемы с подтверждением статуса. Юноша прошел необходимые обследования, с результатами которых обратился в МСЭ. Однако оттуда его отправили обратно в поликлинику. Парень не понял, почему так произошло, и обратился за помощью к депутатам маслихата.
— Оказалось, в поликлинике юноше неправильно объяснили, как нужно получать инвалидность, — сказала госпожа Ибраева. — Участковый терапевт назначила обследование для повторного освидетельствования. Но доктор не сказала пациенту, что нужно обратиться в ВКК и получить там справку формы 88. Разумеется, сам больной об этом не знал. Пациент прошел все обследования, обратился в МСЭ. Судя по результатам, ему положена инвалидность, но заключения ВКК нет. Без него дать инвалидность невозможно. Сейчас юноша оформляет это заключение. Надо признать, что в основном волокиту создают врачи, когда не объясняют больному, как нужно собирать документы, или же неправильно оценивают состояние организма людей.
Тяжёлый случай
На совещании определили главные проблемы, связанные с получением инвалидности. Первая — отсутствие полной и достоверной информации по этому вопросу. Иными словами, люди не понимают, почему им не дали инвалидность или установили именно такую группу, а не другую.
— Вопрос получения инвалидности очень сложный, — отметил главный врач областной больницы Жаик Жумаханов. — Людям нужно разъяснять, что при схожем диагнозе объем операции может быть разным. Например, двум людям провели шунтирование сердца. Одному установили четыре шунта на сосуды, допустим на аорте или же на митральных клапанах сердца, другому — всего один. Первому положена инвалидность на долгий срок, а второй пациент через три года реабилитируется — и инвалидность снимут. Хотя на первый взгляд операция одна — аортокоронарное шунтирование.
Вторая проблема — в спорных вопросах практически невозможно добиться результата даже в случае подачи жалоб.
— Мы пишем письма по обращениям граждан. И по отпискам, которые к нам приходят, можно сделать вывод, что в системе получения инвалидности существует круговая порука, — заявила председатель экспертной рабочей группы по здравоохранению Общественного совета ВКО Татьяна Чернышова. — Жалобы бесполезны, поскольку вышестоящие инстанции, по сути, покровительствуют нижестоящим.
Третья проблема — сама система получения инвалидности далека от совершенства.
— В законодательстве страны существуют коллизии, — говорит госпожа Чернышова. — При определении степени трудоспособности не учитывают возраст и профессию людей, их материальное положение. На наш взгляд, это неверно.
***
Для решения накопившихся проблем общественники решили собрать воедино все жалобы населения. Тогда будет в полной мере ясно, с какими подводными камнями приходится сталкиваться людям при получении инвалидности. Затем намерены проанализировать нормативно-правовую базу и внести свои рекомендации по ее корректировке.
— Чтобы работа МСЭ была максимально прозрачной, нужно включить в состав организации представителей общественности, — подытожила Татьяна Чернышова.
Еще одна важная рекомендация — в доступной форме объяснить людям порядок оформления инвалидности. Возможно, для этого будет достаточно подготовить несколько информационных стендов или буклетов.
Появятся ли в поликлиниках такие стенды, станет известно после того, как общественники составят конкретные рекомендации на основе анализа жалоб и передадут их для рассмотрения в госорганы.
Елена Балова