В Усть-Каменогорске рядом с ЦОНом горожане нашли гору выброшенных ксерокопий документов
В конце прошлой недели жители улицы Казахстан обнаружили на свалке среди бытового мусора десятки копий чужих документов. Совсем рядом расположен ЦОН. Однако руководство центра заявило, что к выброшенным бумагам никакого отношения не имеет, передает корреспондент YK-news.kz.
На фотографиях, сделанных нашим фотографом, отчетливо видны ксерокопии удостоверений личности и расписки, выдаваемые в ЦОНе на получение документов. Среди общей массы бумаг читаются слоганы о получении электронно-цифровой подписи: "Бегай по клавиатуре, а не по кабинетам. Подай заявку в ЦОНе на получение ЭЦП".
Сознательные граждане сразу забили тревогу.
Нам выбрасывать нечего!
- У нас в ЦОНах нет ксерокопий документов и быть не может! - уверяет заместитель директора филиала РГП "ЦОН" по ВКО Азамат Есембулов. - Вот смотрите: для той или иной услуги мы принимаем у человека определенный перечень документов. Этот же перечень - пункт в пункт - мы пересылаем в уполномоченный орган. Например, в юстицию. Там остаются все предоставленные человеком ксерокопии, а нам присылают уже готовый документ. Мы - как почтовый ящик. Вы положили сюда копии документов, мы перенаправили их в нужный орган, через неделю вы забрали готовый документ. Ящик пуст, у нас ничего не осталось.
И свалка общая, и мусор
Азамат Есембулов предположил три варианта, как на свалке могли оказаться ксерокопии документов. Первый - ненужные копии выкидывают сами люди.
- В день центр обслуживания населения по улице Казахстан обслуживает до 500 человек. Представляете, что будет, если даже каждый третий выкинет по одной ненужной ему бумажке? К тому же мусор в то время долго не вывозили...
Честно сказать, нам такой вариант кажется сомнительным. Все-таки большинство из нас старается не разглашать свои персональные данные.
Второй чисто гипотетически возможный вариант - документы выбросили другие госучреждения, расположенные неподалеку. Однако специфика их работы совсем не связана с требованием копий документов, которые были найдены возле мусорных контейнеров. К примеру, на свалке оказались десятки расписок на получение той или иной справки. Такие расписки выдает только ЦОН.
Есть еще и третий возможный вариант. Вблизи мусорных контейнеров работают частные предприниматели, которые занимаются копированием документов. Такие услуги оказывают, например, в ближайших магазинах. Есть эта услуга и в здании ЦОНа.
- Однако предприниматели просто арендуют в нашем здании территорию, они нам не подчиняются, - говорит Азамат Есембулов. - Как уничтожается брак при ксерокопировании документов, я не знаю.
Вариант того, что кто-то из молодых неопытных сотрудников мог по незнанию выбросить копии документов на свалку, в ЦОНе даже не рассматривают. Служебное расследование проводить не стали.
- Как мы будем искать того, чего нет? Я вызывал к себе руководство ЦОНа по улице Казахстан, но сам прекрасно понимаю, что к нам это никакого отношения не имеет, - заверяет Азамат Есембулов. - Все расписки у нас собираются и уничтожаются через шредер.
Обходные пути
Впрочем, в ЦОНе считают, что ничего особого страшно секретного в выброшенных ксерокопиях не было.
В расписках нет никакой конфиденциальной информации. Есть только ФИО и наименование той справки или услуги, которую вы заказывали в ЦОНе. Нет номера удостоверения, РНН, СИК, ИИН, подписи человека. А что касается ксерокопий личных документов, то использовать их в мошеннических целях, по словам руководства ЦОНа, сложно.
- Например, сделать электронно-цифровую подпись при помощи ксерокопий нельзя. Для этого нужны оригинал удостоверения и личное присутствие заявителя, - объясняет Азамат Есембулов. - Нельзя по ксерокопиям взять в банке кредиты.
Однако здесь не всё так категорично. Почти в каждой организации, наверное, можно найти тех людей, с которыми удастся договориться и обойти пункт обязательного наличия оригиналов документов.
Всё это означает лишь то, что наши персональные данные никак и не застрахованы. То есть копии документов на свалке были, фотографии есть, а вот виновных в этом найти невозможно.
Ирина Краскова