Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
3 марта 2018
Сейчас читают:

В ВКО пенсионерке стоило невероятных усилий привлечь к ответственности виновного в смерти её сына

В ВКО пенсионерке стоило невероятных усилий привлечь к ответственности виновного в смерти её сына
У Алексея Попова осталось двое сыновей
Фото из архива редакции

64-летняя Зинаида Блинова с 2016 года пыталась доказать, что ее сын, 36-летний Алексей Попов, погиб по вине работодателя. Мужчину на стройке придавило бетонными плитами. Зинаида Яковлевна, которая в одиночку растит двоих внуков, оставшихся без отца, все это время обивала пороги различных инстанций. Более того, женщина самостоятельно собрала доказательства, которые пролили свет на картину происшествия. Она довела дело до суда. Служители Фемиды признали экс-начальника Алексея виновным по статье "Нарушение правил охраны труда" и назначили ему два года ограничения свободы. Однако руководителю строительной фирмы повезло: его освободили от наказания в связи с амнистией, передает корреспондент YK-news.kz.

Докопаться до истины

Напомним, мы писали о 36-летнем разнорабочем ТОО "Enersi" Алексее Попове, который 25 июля 2016 года погиб на производстве. Несчастный случай произошел недалеко от строительного объекта в поселке имени Куленова. Груда бетонных плит, брошенных там еще в 1990-е годы, обрушилась на Алексея. Пострадавшего вытащил коллега. Мужчина скончался до приезда скорой помощи.

Работодатель уверял, что отправил своих сотрудников для замера плит, а как плиты могли упасть — не может ума приложить. Напарник Алексея поначалу и вовсе дал показания, что Попов якобы имел виды на эти железобетонные конструкции, поэтому пошел их измерять.

Мама погибшего Зинаида Блинова усомнилась в обеих версиях и решила провести собственное мини-расследование. Вместе с родственницей, у которой немалый опыт работы в строительстве, Зинаида Яковлевна побывала на месте трагедии через несколько дней после случившегося.

Плиты были аккуратно сложены. Возле них отчетливо были видны следы шин грузового транспорта, отметины от опор, которые обычно остаются от манипулятора или крана, — излагает свою версию Зинаида Блинова. — Мы всё сфотографировали. У меня вырисовалась такая картина происшествия: к плитам подогнали большегруз, чтобы их загрузить, Алексей забрался наверх, зацепил одну петлей, но плита сорвалась.

Больше года понадобилось Зинаиде Блиновой, чтобы доказать, что ее версия наиболее близка к правде.

На все 100 процентов

Для специального расследования несчастного случая была создана комиссия под председательством государственного инспектора труда по ВКО. Комиссия, установив в действиях пострадавшего признаки грубой неосторожности, в акте указала: степень вины работника — 70 процентов, работодателя — 30 процентов. В этой связи уголовное дело было прекращено.

В общей сложности его прекращали трижды — за отсутствием состава преступления, — говорит Зинаида Блинова. — Дело сдвинулось с мертвой точки только после вмешательства областной прокуратуры.

Последнее постановление о прекращении уголовного дела УВД Усть-Каменогорска вынесло 28 мая 2017 года. Зинаида Яковлевна написала жалобу в надзорный орган ВКО.

"До настоящего времени не установлены обстоятельства, при которых произошел несчастный случай, — говорится в ответе областной прокуратуры от 27 июля 2017 года. — (…) Приведенные Блиновой З. Я. доводы о волоките расследования нашли свое подтверждение. В этой связи дело для дополнительного расследования направлено в следственное управление ДВД ВКО".

Следствие не приняло во внимание даже тот факт, что главный свидетель происшествия — напарник Алексея Попова — после увольнения с предприятия изменил показания. Коллега погибшего рассказал, что руководитель ТОО направил их для погрузки бесхозных плит. Туда же подъехал манипулятор. Попов забрался на груду плит, закрепил одну к манипулятору, после чего произошло обрушение.

"Работникам трудовой инспекции он давал другие показания по просьбе руководителя", — сообщается в документе надзорного органа.

Кроме того, после вмешательства прокуратуры свою оценку происшествию дал главный госинспектор труда по ВКО Бакытбек Кизатов. В заключении от 23 октября 2017 года Бакытбек Курманбекович указал: степень вины работодателя — 100 процентов.

— Директор ТОО "Enersi" пытался обжаловать новое заключение в специализированном межрайонном экономическом суде области. Второго февраля 2018 года суд вынес решение не в его пользу, — говорит Зинаида Блинова.

Работодателя — под суд

Шестого февраля 2018 года в суде № 2 Усть-Каменогорска рассмотрели уголовное дело в отношении руководителя ТОО "Enersi". Инкриминируемая статья — "Нарушение правил охраны труда".

Служители Фемиды заключили, что работодатель не ознакомил рабочих с правилами техники безопасности. Алексей Попов не имел удостоверения стропальщика. Кроме того, Попову и его напарнику не выдали наряд-допуск на погрузку и доставку бетонных плит к стройке.

Директор предприятия в суде свою вину не признал и продолжал настаивать, что отправил работников только на замеры.

В итоге суд признал руководителя строительной организации виновным и назначил ему два года ограничения свободы, но освободил от наказания в связи с амнистией.

— Я недовольна вынесенным приговором, — признается Зинаида Блинова. — По вине этого человека (руководителя ТОО "Enersi" — прим. ред.) я лишилась сына, осиротели двое моих внуков, которых я ращу одна. А он даже не попросил прощения. Я не хотела, чтобы его лишали свободы. Но какое-то наказание, хотя бы минимальное, он должен понести. Мне кажется, было бы справедливым запретить ему в течение некоторого времени занимать определенные должности.

***

— Сыновья Лёши, которым сейчас 11 и 13 лет, очень тяжело пережили смерть отца. С ребятами до сих пор работает психолог, — говорит Зинаида Блинова. — Столько сил — моральных и физических — ушло на все эти тяжбы. Ведь мне даже страховые выплаты пришлось выбивать через суд. Поймите, я не жалуюсь, я хочу, чтобы эта информация заставила работодателей задуматься о соблюдении техники безопасности. Мне хотелось бы сказать огромное материнское спасибо напарнику Леши, который нашел в себе мужество дать правдивые показания, и родственникам — за поддержку. Также хотелось бы поблагодарить юристов Владислава Терновенко, Максима Кубракова, Ильяса Жунусова, Бахытжан Чалабаеву и Асем Жапалову. Не только за профессионализм — за их человечное отношение.

Елена Супрунова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней