Восточный Казахстан "выбился в лидеры" по подростковой преступности
Наша область занимает одну из верхних позиций в своеобразном республиканском антирейтинге по количеству преступлений, совершенных подростками. Это повод схватиться за голову уже взрослым. YK-news.kz выяснял, какими способами с этой проблемой борются различные ведомства и как можно помочь детям, уже преступившим закон.
Печальная статистика
Год назад всю страну шокировало немыслимое преступление, совершенное в селе Прапорщиково — пригороде Усть-Каменогорска. Был убит 14-летний мальчик, а главной подозреваемой в его смерти стала 13-летняя одноклассница. Девочка дала признательные показания, полицейские заверили, что улик против нее хватает, но ее освободили от наказания, так как она не достигла возраста уголовной ответственности.
Годом раньше специализированный межрайонный суд по уголовным делам ВКО рассмотрел громкое дело 16-летнего учащегося усть-каменогорского колледжа, который был признан виновным в продаже героина. Парня задержали прямо на занятиях. Как оказалось, он рос без родителей. И заявил, что делал бизнес на однокурсниках, "чтобы заработать себе на жизнь". Суд приговорил его к 10 годам заключения.
В 2015 году в небольшом горняцком городке доморощенные рэкетиры едва не довели до самоубийства 13-летнего мальчишку. Его травили двое старшеклассников и 17-летний парень, которого неоднократно определяли в школу-интернат для детей с девиантным поведением.
В другом маленьком городке на серии краж, совершенных в домах соседей, попались братья восьми и 10 лет от роду.
Каждый такой случай — это обозначение глубокого кризиса и замаскированный крик о помощи, считают детские психологи. И еще одна бездушная цифра в статистике преступлений, совершенных несовершеннолетними.
По данным Комитета правовой статистики, в 2017 году ВКО находится на втором месте по числу уголовных правонарушений, совершенных подростками. Наш регион расположился между ЮКО, которая занимает первое место, и Алматинской областью. К слову, Восточно-Казахстанская область занимала верхние позиции этого антирейтинга и в 2015, и в 2016 годах.
По информации прокуратуры ВКО, число уголовных правонарушений, совершенных несовершеннолетними в 2017 году, снизилось по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В 2016 году за четыре месяца подростками было совершено 105 преступлений, в этом году — 96. Самый распространенный вид проступков — кража. Но в перечне преступлений есть драки, поножовщина, грабежи.
Как же пытаются решить проблемы трудных детей умные взрослые из различных ведомств?
Понять и принять
Виктор Дак входит в Общественный совет ВКО. Он председательствует в рабочей группе, которая решает вопросы по адаптации бывших заключенных и людей, состоящих на учете служб пробации. Дети, которые преступили закон и находятся в зоне внимания ювенальной полиции, — его прямые подопечные. Виктор Сергеевич убежден, что для искоренения подростковой преступности необходимо включать в работу самих ребят, состоящих на полицейском учете.
По словам господина Дака, в ВКО приступили к реализации проекта по профилактике преступности среди несовершеннолетних. В первую очередь будет налажено взаимодействие между ведомствами, курирующими молодежь, — отделами образования, ювенальной полицией.
— Ни для кого не секрет, что много органов занимается этим делом, но действенного механизма, слаженности действий сейчас нет, — пояснил Виктор Дак. — Надеемся, что это удастся исправить.
Проект реализуется в трех городах — Усть-Каменогорске, Зыряновске и Риддере, — которые дают самый значительный прирост негативной статистики.
Пока идет ознакомительный этап. Необходимо понять, в чем проблема трудных подростков и что же сделало их такими. Рассказать об этом могут только сами дети.
— Мы хотим сделать своими союзниками ребят из числа трудных подростков, состоящих на учете в ювенальной полиции, — рассказал Виктор Дак. — Ведь сам по себе взрослый не всегда может понять, что нужно ребенку, чтобы он изменил свое поведение.
Первым делом трудных подростков опросили, задав сакраментальный вопрос: чего им не хватает?
— Предварительные результаты таковы: этим детям не хватает занятости! Слишком мало у нас доступных секций, спортивных кружков, — говорит господин Дак. — В частности, такая проблема наблюдается в Зыряновске и Риддере.
Многое зависит от социальной обстановки, в которой находится подросток. Благополучная ли у него семья, получает ли он от своих родных любовь, кто его воспитывает и какой подает пример? Где он спит, что ест и сколько раз в день, есть ли у него подходящая по размеру одежда и обувь или приходится надевать обноски с чужого плеча? Ведь если ребенок подвергается насмешкам со стороны сверстников из-за бедности, психологическое унижение даром не проходит. Сейчас очень сильно расслоение в обществе, а подростки к нему особенно чувствительны.
Возможно, для трудных ребят будут устраивать какие-либо мероприятия развлекательного и развивающего характера.
— Мы хотим не только давать что-то подросткам, но и научить их совершать что-то хорошее для других, привлекать к общественно полезным делам, чтобы не создавать иждивенческий настрой, — отметил господин Дак.
Самое время вспомнить фильм "Пацаны", снятый 34 года назад, где начальник летнего спортивно-трудового лагеря относился к не самым законопослушным и благополучным подросткам с пониманием и любовью.
Заграница нам поможет
Депутат Мажилиса Парламента РК, уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Загипа Балиева считает, что проблему перевоспитания трудных подростков можно решить, создав в стране центры поддержки семьи и детей или службы сопровождения подростков.
Прокуратура области инициировала вопрос по созданию центров поддержки семьи и детства в Семее, Риддере и Зыряновском районе. В Усть-Каменогорске такой центр уже действует в течение нескольких лет. Опыт областного центра понравился акимату Зыряновского района, и сейчас решаются организационные вопросы по созданию такой модели.
— Я изучила международный опыт, чтобы в дальнейшем на него ориентироваться, — сообщила депутат в официальном ответе на запрос YK-news.kz. — В США, Франции и Англии действуют специальные службы, патронатные семьи или социальные центры, сосредоточенные на профилактике, а также контроле подростков, осужденных условно. Это позволяет им не угодить в исправительные учреждения, дает шанс исправиться.
К слову, похожий проект щадящего контакта оступившихся подростков с системой правосудия в нашей области последние три года реализуется под эгидой ЮНИСЕФ.
— Ребенку, который совершил правонарушение, дается возможность пройти реабилитационную программу, — рассказала национальный консультант детского фонда ООН ЮНИСЕФ Ирина Мацкевич. — Несовершеннолетний с помощью психологов должен осознать последствия своего поступка, принять ответственность. Если ребенок проходит программу, то суду даются соответствующие рекомендации, которые учитываются при вынесении решения. Это действует при совершении преступлений небольшой и средней тяжести.
Сейчас ЮНИСЕФ в пилотном режиме запускает в Кызылординской области программу для трудных детей. Специалисты будут искать контакт не только с юными правонарушителями, но и с их родителями и преподавателями. Если программа покажет себя в лучшем свете, то она, возможно, будет взята на вооружение в ВКО.
Кроме того, в нашей области состоится исследование психического здоровья детей, конфликтующих с законом. Его проведут специалисты международного уровня. Будут выяснены проблемы трудных подростков и причины совершенных ими преступлений, дабы определить, каким путем можно им помочь. Методы исследования, которые широко используются в Европе, сформировали итальянские специалисты.
Виктор Дак говорит, что будет рад перенять опыт европейских стран.
— Нам необходимо избегать навешивания ярлыков, — считает господин Дак. — К примеру, если в Европе подросток перестает посещать учебное заведение, никто не говорит, что это плохой ребенок и его срочно надо поставить на учет. Сначала выясняются возможные причины такого поведения. При этом специалисты работают с его окружением. Сначала опрашивают преподавателей, сверстников, потом переходят к близкому окружению — семья, друзья, люди, которые влияют на несовершеннолетнего. Только уже заключительным этапом является работа с самим подростком. Считаю, что эту концепцию стоит и нам перенять.
Прокурор тебе шеф
В ВКО и надзорные органы готовы взять шефство над подростками, которые состоят на учете в полиции. Несколько таких несовершеннолетних при содействии прокуратуры будут посещать секцию бокса.
В настоящий момент в Восточном Казахстане в рамках борьбы с подростковой преступностью прокуратура области реализует несколько проектов. Один из них — "Благополучная семья — благополучное детство", цель которого — реабилитация детей и подростков, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. В рамках этого проекта детям из социально уязвимых, неблагополучных семей, их родителям или другим законным представителям оказывается необходимая социальная, правовая и адресная помощь. Пока поддержку получили 59 семей, в которых воспитываются 137 детей. В Зыряновском районе около 50 ребят — школьники, дети-инвалиды и студенты — обрели одежду, канцелярские принадлежности и другие необходимые вещи.
— В Катон-Карагайском районе опекуну, воспитывающему троих детей, предоставлены средства для приобретения домашнего скота, — сообщили в областном надзорном органе. — Другой семье, в которой пожилая женщина воспитывает троих внуков, была оказана помощь по восстановлению крыши дома.
Как рассказали в областной прокуратуре, по поручению надзорного ведомства исполнительные органы проводят ревизию заброшенных зданий, расположенных близ школ и детских садов. Чтобы они не становились местом сборища безнадзорных мальчишек или местом преступления, как это случилось в Прапорщиково.
— К примеру, в Уланском районе определены шесть бесхозных объектов недвижимости, — сообщили в прокуратуре ВКО. — В настоящее время ведется сбор необходимых документов для постановки зданий на учет и дальнейшей передачи в коммунальную собственность.
Как это все поможет оступившимся детям, покажет время.
Михаил Потапов