Будет ли наведён порядок на кладбищах Усть-Каменогорска
В областном центре, по последним данным, проживают 339 тысяч человек. В городе с таким населением вопросы организации похоронного дела — далеко не праздные. Между тем кладбищенские проблемы, коих целый воз, не разрешаются годами. Кто виноват, что место последнего упокоения порой напоминает свалку? Почему теряются могилы? И правда ли, что устькаменогорцев скоро негде будет хоронить? В этом пытался разобраться корреспондент YK-news.kz.
Проблемы живых
Жительница Усть-Каменогорска Елена потеряла отца дважды. В 2009 году он ушёл из жизни, а год спустя пропала его могила. В первую же зиму деревянный крест на кладбище свалило ветром — и никак не обозначенное захоронение теперь не отыскать. Горожанка тщетно пытается выяснить, где лежит родной человек. Записи, которые должны вестись на погосте, ей не удалось отыскать.
История Елены не единична. Горожанка Юлия жалуется: "На кладбище нельзя найти старые захоронения, нет сведений, куда и когда хоронили. Хотела найти могилу прадеда — не получилось, хотя перерыла кучу информации". В редакцию несколько раз обращалась пожилая женщина, которая на Ушановском кладбище не может найти могилы родных.
Эта горькая проблема — не единственная, связанная с местами упокоения. В соцсетях устькаменогорцы жалуются на запущенное состояние погостов: они захламлены мусором, буреломом и ржавым железом. Нет нормальных подъездных дорог, и катафалк немилосердно трясет. Вообще с транспортом тупиковая ситуация — к городским некрополям трудно добраться тем, у кого нет машины. А ведь туда не зарастает народная тропа. Нет мест общего пользования, хотя люди проводят у могил по полдня: прикажете в кустики бегать? А ведь туалеты и вода на большинстве кладбищ имеются — однако эта информация до посетителей не доводится.
Но о самой острой проблеме горожане не подозревают. В Усть-Каменогорске заканчивается земля, отведенная под захоронения. Этот вопрос — головная боль для компаний, предоставляющих ритуальные услуги.
— На Степном можно будет хоронить ещё от силы пару лет, — тревожится Нина Блинова, руководитель одноименного ИП.
— У нас в городе запаса земли на кладбищах нет, — подтверждает сотрудник коммандитного товарищества "Борисов и Ко" Лидия Лямкина. — Кое-как пробили территорию у Северного промузла. А до этого под погост в районе телевышки выделили очень много гектаров, сделали ограждение, подвели электричество, воду, даже дорожки внутри были заасфальтированы. И тут обнаружились грунтовые воды. Теперь там хоронят только безродных.
Бесконечный ритуал
Наша справка |
Захоронения в областном центре ведутся на шести кладбищах: 1. Мусульманское в районе Меновного — коммунальное. 2. Мусульманское в районе Самсоновки — коммунальное. 3. Христианское в Ново-Ахмирово — коммунальное. 4. Христианское на Аблакетке, улица Станиславского — коммунальное. 5. Христианское в Шмелёвом логу (Степное) — частное. 6. Христианское и мусульманское на Новом Примыкании (Северный промузел) — частное. |
В отделе ЖКХ нам ответили, что из 13 городских кладбищ семь на сегодняшний день считаются закрытыми. Но их тоже должны убирать и приводить в порядок. Для обслуживания мест захоронения ежегодно проводится тендер. Открытый конкурс на 2018 год был объявлен 11 января и длится по настоящее время.
— В обязанности исполнителя, выигравшего тендер, входит содержание административно-хозяйственной зоны, ремонт ограждений территории кладбища, подъездных и внутренних дорог, зданий и элементов благоустройства, вывоз мусора. Освещение на кладбищах не предусмотрено. Установка ограждения производится подрядной организацией по мере необходимости в рамках выделенного финансирования, — сообщил заместитель руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нуржан Жапбаров.
На конкурс выставляется обслуживание 11 кладбищ. Два оставшихся — Степное и Новое Примыкание — имеют статус частных. Землю под них выделило государство, а все работы производят ИП "Блинова" и КТ "Борисов и Ко".
Казалось бы, город делает всё, чтобы места упокоения устькаменогорцев были ухожены, выбирая для этого фирмы, которые обеспечат качество с наименьшими затратами. Но так ли это на самом деле?
В отделе ЖКХ пока не могут сказать, сколько фирм подадут тендерные заявки в этом году. Руководитель КТ "Борисов и Ко" Иван Борисов говорит, что каждый год появляются новые претенденты. Они никогда не занимались обслуживанием кладбищ и не представляют, с какими трудностями столкнутся.
Самый больной вопрос для подрядчиков — это тендер. Фактически срок полномочий фирмы, выигравшей лот, составляет 10 месяцев. (На время, когда проводится новый конкурс, заключается дополнительное соглашение.) Но на выделенные за этот период деньги можно произвести только уборку мусора. Систематические работы по благоустройству кладбища планировать невозможно.
— Для нас удобнее был бы более длительный срок работы, от трёх до пяти лет, — объясняет Лидия Лямкина. — Вот мы содержали кладбище на Защите-II (Старое Примыкание). Вырезали часть деревьев. Мы знаем, что уже сделано. На следующий год пришли другие подрядчики — и начатые работы брошены.
Наши собеседники сетуют, что на обслуживание кладбищ выделяется ничтожно мало средств.
— Суммы смешные. На Ушановском кладбище захоронения на 70 гектарах, а считают, что 50. Выделяется три миллиона тенге на 10 месяцев — это 300 тысяч в месяц. Делим на 30 дней = 10 тысяч в день, — подсчитывает Нина Блинова. — На эти деньги мы должны содержать смотрителя и охранника. А вообще с нас требуют, чтобы на кладбище было 10 работников. Для уборки территории нужен минимум ЗиЛ, никаких поправок на возросшие цены горючего не делается.
Сдвинуть с мёртвой точки
Претензии по поводу беспорядка на погостах — самые массовые. И это несмотря на то, что отдел ЖКХ проводит регулярные проверки санитарного состояния кладбищ. По словам Ивана Борисова, без такой проверки подрядчик не получит денег, выделяемых государством.
Особенно захламлены самые старые места упокоения в районе Шмелёва лога и Защиты-II. Нина Блинова рассказывает, что на Ушановском кладбище находятся могилы, датируемые 1898 годом. И всё это время на нём по русской традиции безутешные родственники ставили оградки и высаживали деревья. Старый погост стал непроходимым из-за куч мусора, бурелома и разросшейся поросли. Многие могилы заброшены и захламлены.
Подрядчики, ухаживающие за кладбищами, единодушно заявляют, что в засорении погостов чаще всего виноваты сами горожане: убирая могилы родственников, они создают стихийные свалки.
— Мусор, который находится внутри кладбища, действительно невозможно вывезти, машина не подъедет, — объясняет Лидия Лямкина. — Раньше мы подростков нанимали, чтобы они вытаскивали его за небольшие деньги. Теперь труд школьников использовать нельзя. А платить взрослым — денег не хватает.
Большие проблемы, по словам подрядчиков, порождаются традициями. В родительский день люди наваливают поверх неоттаявших куч мусора новые горы грязи. И зачастую они располагаются не на дорожках, а среди могил.
Гораздо меньше проблем на частных кладбищах: Степном-элитном и Новом Примыкании. Здесь владельцы сразу установили запрет на металлические оградки и высадку деревьев вблизи захоронений. Их отсутствие позволяет при помощи техники расчищать от снега аллеи зимой и выкашивать траву летом. При этом уход за самими могилами остаётся безусловной обязанностью родных.
Похороны закончились, забудьте?
Старые городские кладбища полны заброшенных погребений, за которыми уже никто не ухаживает. Чаще всего это происходит после отъезда или смерти других членов семьи. Но иногда могила теряется и по другим причинам.
Вандализм в местах захоронений начал процветать в "лихие девяностые". Воруют таблички из цветного металла, а то и целые памятники. Нина Блинова поделилась историей о том, как охранник спугнул неизвестных, пытавшихся утащить ценный габбровый обелиск. На кладбище в районе улицы Геологической вандалы сожгли даже домик сторожа. Подрядчики неоднократно извещали власти о необходимости установить освещение периметра и центральных дорожек, капитальное ограждение кладбищ и организовать полицейское патрулирование некрополей.
Но городские мужи решили эту проблему по-своему. В 2018 году подрядчикам вменяется в обязанность организовать круглосуточную невоенизированную охрану подведомственных им погостов. А на некоторых даже сторожек нет.
— Это у меня человек днём и ночью на сорокаградусном морозе будет с палкой охранять такую территорию? Да кто же пойдёт за копейки! — возмущается Нина Блинова.
Захоронения теряются не только благодаря вандалам. Иногда родственники устанавливают дешёвые кресты из низкосортного дерева, на которых маркером написано имя погребённого. Надписи смываются дождём, кресты, на которых развешены венки, ломает ветром. Остаётся безымянный холмик. Так произошло с отцом Елены.
Редакция решила помочь горожанке отыскать могилу. Как объяснил нам Иван Борисов, проблема потерянных захоронений неразрешима на старых коммунальных кладбищах. Каждый год после окончания полномочий подрядчик сдаёт книги, где регистрируется захоронение, в отдел ЖКХ. Но эти архивы мало помогут, если нет точных координат: подхоронения на закрытых кладбищах давно уже ведутся хаотично.
Иначе обстоит дело с частными кладбищами. Там книги регистрации хранятся в домике сторожа. Отец Елены был похоронен на Новом Примыкании. Мы обратились к работникам кладбища. Они легко нашли записи о захоронении, указали сектор, где оно должно находиться. К сожалению, нумерация участков отсутствует и здесь, но зато можно сориентироваться по другим погребениям, сделанным в этот день. И все же на поиски лучше выходить, когда сойдёт снег. Родственникам рекомендовали иметь при себе копию свидетельства о смерти. Это поможет разобраться в архиве.
Покойники вне закона
Удивительно, но вопросы погребения государством никак не регулируются. В отделе ЖКХ опираются на "Положение о проектировании, порядке организации ритуального (похоронного) обслуживания населения и содержания кладбищ в населённых пунктах" 2004 года выпуска. Это строительная документация, которой руководствуются далеко не всегда. А закона о похоронном деле, подобного тем, какие действуют в России, Украине и Беларуси, в нашей стране нет.
В связи с этим Мажилис инициировал разработку нормативных актов, касающихся ритуальных услуг. Закон о местном самоуправлении будет дополнен стандартами организации похоронного дела в стране. Эти нормы позволят местным исполнительным органам установить требования по порядку захоронения, устройству могил, содержанию кладбищ и подъездных путей к ним, порядку посещения кладбищ.
Будем надеяться, что появление такого закона поможет навести порядок.
P. S. Многие горожане в соцсетях высказались за кремацию умерших. К сожалению, законодательство РК не предусматривает такой возможности.
Ирина Плотникова