АО "Пассажирские перевозки" не оставляет пассажиру права отказаться от поездки
В Казахстане пассажир поезда столкнётся с проблемами, если обстоятельства вынудят его сдать билет. Уважительных причин отказа от путешествия для железной дороги, видимо, не существует. Правила, действующие на казахстанских железных дорогах, максимально затрудняют возврат проездных билетов, передает корреспондент YK-news.kz.
Если ваши планы случайно изменились и вы вынуждены перенести поездку или вовсе от неё отказаться, готовьтесь к тому, что деньги получите далеко не в полном объёме. И почти наверняка — не сразу. Как нам сообщили в АО "Пассажирские перевозки", таковы требования "Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом", действующие с 2015 года.
Перевозчик возвращает пассажиру денежные средства за неиспользованные проездные документы в следующих случаях:
- полную стоимость проезда — если вы сдали билет за сутки до поездки;
- стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты — если билет сдан не позднее шести часов до отправления поезда;
- стоимость билета с удержанием полной стоимости плацкарты — если до отправления поезда оставалось менее шести часов.
Получить возвращаемые средства наличными вам тоже, скорее всего, не удастся. Если до момента отправления поезда от начальной станции оставалось более часа, возврат причитающихся средств будет осуществлён в течение пяти рабочих дней — на карту, с которой проведена оплата. Если же вы возвращали билет не позднее одного часа после отправления поезда, вам придётся написать специальное заявление и ждать, пока средства поступят вам на карту. Пассажир, у которого нет карты, теоретически может дожидаться возврата средств по почте, но это тоже может быть весьма не скоро. Претензия будет рассматриваться в течение месяца.
К тому же с 19 июня 2018 года АО "Пассажирские перевозки" приняло решение ввести комиссионный сбор за возврат проездного документа в связи с отказом от поездки – 1000 тенге — "в целях пресечения злоупотреблений со стороны пассажиров и снижения рисков потери доходов". Если стоимость билета составляет менее 1000 тенге, этот сбор не взимается.
— АО "Пассажирские перевозки" может издавать внутренние приказы подобного содержания, — прокомментировала ситуацию председатель общества защиты прав потребителей "Ваше право" Надежда Черкашина. — Но они не должны противоречить Закону РК "О защите прав потребителей", а именно статье 8-1: "Права потребителей нарушает установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше тридцати процентов стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору, за исключением договоров на туристское обслуживание и договоров приобретения авиабилетов по невозвратным тарифам". В данном случае они просто пользуются тем, что обращаться в суд ради возврата такой маленькой суммы никто не будет.
Таким образом, вернуть деньги, уплаченные за билет, в короткий срок и без нервотрёпки, вам, судя по всему, не удастся, какие бы причины ни заставили вас отказаться от поездки. Постарайтесь всё спланировать заранее, чтобы не "злоупотреблять" добротой АО "Пассажирские перевозки".
Ирина Плотникова