Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
5 февраля 2022
Сейчас читают:

Яблоком раздора между чиновниками и жителями Усть-Каменогорска продолжает оставаться озеленение городских территорий

Яблоком раздора между чиновниками и жителями Усть-Каменогорска продолжает оставаться озеленение городских территорий

Ни для кого не секрет, что процветание нашего города напрямую зависит от бесперебойной работы металлургических предприятий, составляющих градообразующую отрасль. Также всем очевидно, что сконцентрированные в населенном пункте заводы — прямая угроза экологическому благополучию областного центра. В связи с этим особое значение приобретает грамотное озеленение, но именно оно уже в течение многих лет вызывает споры и нарекания.

Зелёный вопрос

Становление индустриальной эпохи в истории нашего города оставило нам не самое благополучное наследие. Оперативно возводя заводы, не очень задумывались о том, чтобы сделать их менее опасными в экологическом отношении. Параметры санитарно-защитных зон вокруг предприятий были минимальными — большее значение имело то, насколько удобно будет трудящимся добираться до рабочих мест. Позже разрастающийся город и вовсе поглотил все свободное место близ промзоны — там появились парковки, торговые объекты, офисные здания. К тому же при строительстве индустриальных объектов мало учитывались особенности местного ландшафта — долина, окруженная сопками, задерживает воздушные потоки и препятствует должному "проветриванию" города.

Зеленые насаждения также производились хао­тически. Для того чтобы быстро сформировать зеленый пояс, выбирались породы деревьев, отличающиеся исключительно быстрым ростом. При этом не учитывались ни продолжительность жизни представителей флоры, ни ветроустойчивость, ни формы их крон, которые в идеале должны обеспечивать беспрепятственное движение воздушных потоков, ни способы размножения, связанные с обилием пуха или формированием молодой поросли.

В результате самыми распространенными деревьями в городе стали тополя, карагачи и американские клены. И несмотря на то что наш город по сравнению с другими населенными пунктами Казахстана выглядит зеленым, на сегодняшний день мы имеем обстановку, мягко говоря, не самую благополучную.

Тополя-пухоносы в июне превращают Усть-Каменогорск в ад для аллергиков. К тому же средняя продолжительность жизни этого дерева — 60 – 70 лет. Гиганты, посаженные в советскую эпоху, давно преодолели границы "пенсионного" возраста, а мощные кроны при слабом, зачастую пораженном болезнями стволе дают высокую степень ветровальности.

Что касается американского клена, то во всем мире эта порода считается сорной. Сложно найти клен с прямым стволом, обычно он растет под немыслимыми углами. К тому же буйная кленовая поросль выглядит неряшливо, в ней застревают мусор и палые листья; чтобы очистить от них территорию, необходимо приложить немало усилий.

Самым благополучным среди пород, растущих в Усть-Каменогорске, выглядит карагач, или по-научному вяз мелколистный. Он ветроустойчив, поскольку его древесина почти не подвержена трещинам, быстро растет, имеет раскидистую крону, дающую хорошую тень в жаркие дни. Некоторые виды карагача бывают кустарниковой формы и используются для создания живых изгородей, а также обрамления пешеходных дорожек и автотрасс. Единственным минусом является то, что когда у дерева начинается период плодоношения, семена-"копеечки" в массе заносит в квартиры, где они доставляют немало забот домохозяйкам во время уборки.

Невзирая на все это, горожане крепко надеются на защиту зеленых "легких" Усть-Каменогорска, и практически каждая вырубка сопровождается долгими спорами и гневными комментариями в социальных сетях. Несколько раз активисты организовывали акции по защите зеленых насаждений, пострадавших в ходе многочисленных реконструкций и ремонтов, строительстве новых зданий или благоустройстве городских территорий.

Закон для дровосека

Почему же вопрос о зеленых насаждениях в городской черте по сей день остается таким острым? Казалось бы, узаконить снос дерева очень просто, ведь для этого необходимо лишь оформить соответствующее разрешение. Нет его — нет и права размахивать топором где ни попадя.

Незаконная вырубка деревьев и кустарников влечет административный штраф в размере до 100 МРП, а нарушение местных Правил содержания и защиты зеленых насаждений, с которыми, к слову, каждый может ознакомиться на портале egov.kz, — до 150 МРП.

Согласно Правилам содержания и защиты зеленых насаждений, сносить деревья, оформив соответствующее разрешение, можно при осуществлении строительства и монтажных работ, обслуживании объектов инженерного благоустройства, реконструкции и устройстве сетей, подземных и надземных коммуникаций, благоустройстве территории, а также при необходимости улучшения качественного и видового состава зеленых насаждений.

При этом каждое снесенное дерево должно компенсироваться посадками в 10-кратном размере.

Если же необходимо избавиться от дерева, растущего на территории индивидуального жилого дома, личного подсобного хозяйства, дачного участка, а также при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций или санитарной вырубке деревьев, создающих угрозу безопасности здоровью и жизни людей и ущерба имуществу, никакого разрешения не требуется вообще.

Но оказывается, все не так легко в жизни, как на бумаге. Вопросы у населения возникают уже на этапе определения, является ли дерево ветровальным, угрожает ли оно жизни, имуществу или коммуникациям, мешает ли проведению очередной реконструкции или работ по благоустройству. Кто принимает такое решение? Достаточно ли этот "кто-то" компетентен для этого? Допустимо ли просто требовать компенсационных посадок, не заботясь о том, где они будут сделаны, и кто должен следить за приживаемостью и обслуживать саженцы?

Вопрос о вырубках в городской черте вновь поднимался на городских обсуждениях экологических проблем региона, организованных Ассоциацией практикующих экологов в январе этого года. По мнению специалистов, острая проблема полузаконного сноса деревьев легко разрешима, если зеленые насаждения в населенном пункте снабдить паспортами. Подобный опыт участники обсуждений привезли из Алматы, где паспортизация прошла в прошлом году. В ходе ее были исследованы каждое дерево и каждый кустарник южной столицы, а в особый электронный реестр внесены инвентарные данные: расположение объекта, его порода, возраст, болезни, объекты городской инфраструктуры и архитектуры, находящиеся рядом.

— Это позволит эффективно управлять городским зеленым фондом. Для этого внедряется система электронного учета насаждений, ведется инвентаризация и паспортизация более 2,3 миллиона деревьев. Система позволит вести мониторинг участков для посадок, в том числе компенсационных, — прокомментировал тогда аким Алматы Ба­кытжан Сагинтаев.

В Усть-Каменогорске же инвентаризация и паспортизация насаждений на официальной основе не проводилась. Потому как — дорого. Работать над созданием реестра должны специалисты: ботаники, дендрологи. А услуги ученых из соответствующих институтов стоят миллионы. Учет деревьев на нескольких улицах проводил на чистом энтузиазме местный активист, дендролог Владимир Езенок, но работа по паспортизации всего зеленого пояса Усть-Каменогорска требует системного подхода и соответствующих вливаний из бюджета.

— Проблему системного озеленения может решить дендроплан Усть-Каменогорска, — высказывал мнение энтузиаст еще два года назад. — Он должен предусматривать инвентаризацию, изменение породного состава зеленых насаждений, определять места компенсационных посадок и организации, ответственные за содержание.

Тогда городские власти активно поддержали предложение Владимира, но с тех пор ситуация не менялась.

Сам себе лесоруб

Деревья и кустарники — это часть природного ресурса страны. Вряд ли тут нам смог бы кто-то возразить. Природные ресурсы в регионе кон­тролирует соответствующее управление. К примеру, согласно измененному Экологическому кодексу страны, именно управление природных ресурсов и регулирования природопользования уполномочено оценивать ущерб, нанесенный лесному фонду в результате незаконных порубок, а также выдавать разрешения на заготовку древесины.

А вот в городской черте Усть-Каменогорска деревья, по всей видимости, воспринимаются чиновниками как объекты благоустройства, наравне с тротуарами, урнами или архитектурными формами. Дело в том, что разрешения на снос деревьев в ходе каких-либо муниципальных работ (реконструкция, благоустройство, расширение улиц, строительство) в областном центре выдает городской отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Причем, по информации экологов, эта странная ситуация имеет место только в ВКО.

— В других городах и регионах за выдачу разрешений отвечает управление природных ресурсов, и только у вас — отдел ЖКХ, — отметили на слушаниях. — Сами расширяют дорогу, сами выдают разрешения и сами же вырубают. То есть налицо конфликт интересов.

А с нашей точки зрения, никакого конфликта здесь нет, что, собственно, и тревожит. Вырубки ведутся без компетентного мнения специалистов в интересах органа, их производящего. Возможно, именно поэтому каждый снос деревьев при выполнении масштабных проектов в рамках генплана вызывает столько вопросов у населения.

Хорошая новость

В последнее время экологическое законодательство радует неравнодушных к состоянию окружающей среды граждан своими новшествами. Так, значительно изменились статьи, касающиеся эмиссий вредных веществ в атмосферу, промышленным предприятиям вменено в обязанность переходить на природосберегающие технологии и так далее.

Ужесточились также и статьи за незаконную вырубку деревьев. Что касается земель, входящих в лесной фонд страны, то причинение вреда деревьям, растущим там, теперь чревато не только административными штрафами, но и уголовным наказанием.

Что касается городских насаждений, то единственной защитой для них по-прежнему видится инвентаризация и паспортизация. Но, как выяснилось, в этом вопросе недавно наметилось движение. Об этом сообщил на отчетном брифинге глава местного департамента экологии Данияр Алиев:

— Лед, наконец, тронулся. В плане мероприятий по охране окружающей среды по двум городам — Семею и Усть-Каменогорску — заложили средства на разработку дендрологического плана. По 50 миллионов тенге на каждый город. В этом году мы объявим конкурс на госзакупку по разработке и внедрению дендроплана.

По информации Данияра Балтабаевича, долгожданный документ четко распределит функции при сносе старых деревьев и компенсационных посадках. Теперь вопросы о том, где их следует производить, в каком объеме и какими породами деревьев, будут решаться с привлечением специальных организаций и при непосредственном участии дендрологов, что позволит следить за приживаемостью и обеспечит саженцам правильный уход.

Итак, начало процессу латания дыр в зеленом поясе Усть-Каменогорска положено. Как этот процесс будет развиваться далее, покажет практика. Мы будем следить за дальнейшим развитием событий.

Мира Круль

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней