Путешественник Даниил Искаков планирует объехать Казахстан на велосипеде за 60 дней
27 мая Даниил стартовал из Алматы и 3 июня, преодолев более тысячи километров, добрался до Усть-Каменогорска. Корреспонденту YK-news.kz удалось побеседовать с парнем и узнать, как он решился совершить такую длительную поездку в одиночестве.
Поспорил — и затянуло
Герой нашего материала родом из Талдыкоргана. Учится он в Алматы: в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая, на физическом факультете. Даниилу всего 20 лет, однако, несмотря на свой возраст, он уже имеет опыт велопутешествий.
— В первую поездку я отправился, когда мне было 18 лет. Просто поспорил с другом, смогу ли доехать на велосипеде из Талдыкоргана до озера Балхаш. Протяженность этого маршрута — 400 километров. Спор я выиграл. А сама поездка впечатлила меня настолько, что с тех пор я начал всерьез увлекаться велопутешествиями, — вспоминает наш собеседник.
Во вторую поездку Даниил взял с собой друга, спор с которым и стал для него судьбоносным. Вместе они проехали по Алматинской области и посетили Поющий бархан на территории национального парка "Алтын-Эмель". Тогда им удалось преодолеть около тысячи километров пути.
— Но этого мне оказалось мало, — делится парень. — В прошлом году я отправился в одиночное путешествие в Киргизию — на озеро Иссык-Куль. По пути побывал в таких красивейших местах Казахстана, как Чарынский каньон и озеро Кольсай, заехал в столицу Киргизии Бишкек. В общем вышло 2000 километров.
Поняв, что даже в одиночку способен покорять большие расстояния, Даниил решился на более масштабное путешествие. В этом году он поставил себе цель: за два месяца объехать на велосипеде весь Казахстан.
Восемь насыщенных дней
27 мая парень выехал из Алматы и за первый день велотура доехал до Талдыкоргана. На следующий день отправился на самый высокий водопад в Центральной Азии — Бурхан-Булак, расположенный в горах Джунгарского Алатау. Далее путь нашего героя пролегал через перевал Капальский извоз.
— Это самая высокая точка во всем моем маршруте. Наверху в горах я попал в снежную бурю, пришлось ехать по снегу, — рассказывает Даниил.
Спустившись с перевала, дальше парень поехал по трассе, пересекая города: Сарканд, Ушарал, Аягоз. Третьего июня во второй половине дня он добрался до Усть-Каменогорска. Таким образом, за восемь дней нашему герою удалось преодолеть почти 1200 километров пути.
— В городах Казахстана я был, а природу особо не видел, сейчас еду ее посмотреть. Из всего увиденного на данный момент наиболее впечатлило ущелье реки Кора, где находится водопад Бурхан-Булак. Затем урочище Тамгалы-Тас неподалеку от Капчагая. Там течет река Или, а по берегам — скалы, на которых сохранилось множество петроглифов. Попадая туда, погружаешься в атмосферу древней степи! — делится эмоциями велопутешественник. — После Аягоза местность поменялась, воздух наполнился нереальным ароматом трав. На велосипеде все воспринимается иначе. Путешествовать в машине — совсем не то: едешь, как в капсуле. А так ощущаешь буквально каждый сантиметр пути, запах, воздух, ветер, видишь различных животных. Перед Усть-Каменогорском, кстати, бегает очень много сурков.
Карты, люди, распределение сил
По словам парня, сориентироваться в незнакомой местности ему не составляет труда.
— Есть главные трассы. Если ехать по ним, они приведут куда надо. Кроме того, придерживаться нужного маршрута мне помогают GPS-карты, установленные на телефоне, — поясняет Даниил. — Многие говорят: "Не надейся так на телефон, заряд батареи закончится — и ты встанешь". Но это же не дикий мир, дорогу всегда можно спросить у людей. Бывает, автомобилисты останавливаются, интересуются, куда я еду, все ли хорошо, нужна ли помощь. Если в каком-то кафе прошу подзарядить телефон или набрать воды — в основном мне не отказывают.
В пути Даниил — с рассвета до заката. Когда темнеет, останавливается. Место для ночлега предпочитает выбирать за границами населенных пунктов.
— Так спокойнее. Я никому не доставляю неудобств, и мне отдыхать никто не мешает, — поясняет путешественник.
Просыпается он с первыми лучами солнца: после ночи необходимо просушить палатку, потому что из-за перепада температуры на ней скапливается конденсат. Затем нужно приготовить завтрак, поесть и собрать вещи. Примерно в семь утра парень стартует до следующего пункта назначения.
— Протяженность моего маршрута около 8000 километров. Если разделить этот километраж на 60 дней, выходит, что в среднем в день я должен проезжать примерно 150 километров. Но все зависит от рельефа и качества дороги. Например, за первый день поездки я проехал 260 километров. На следующий — из-за плохой дороги до Бурхан-Булака — всего 80 километров, — говорит парень.
Он уверяет: преодолевать такие расстояния для него не в тягость.
— Если бы я был далек от спорта, то да, нагрузка бы ощущалась. Я не велоспортсмен, но физическая подготовка у меня есть: в детстве занимался волейболом. Когда путешествую, не надрываюсь, стараюсь распределять силы, — делится собеседник.
Главное — энтузиазм... и хороший спальник
К велотуру по Казахстану, по словам Даниила, специально он не готовился, тело не тренировал. Таких "тренировок" достаточно в его обычной жизни: он практически не расстается с велосипедом, ездит как по городу, так и за город.
Единственное, о чем пришлось позаботиться — это снаряжение.
— Путешествовать на велосипеде можно очень дешево, главное, чтобы был энтузиазм. В первые поездки я брал обычную дорожную сумку, привязывал ее веревками к багажнику, на руль вешал каремат и ехал. После нескольких путешествий понял, что экономить можно на чем угодно, кроме спального мешка. Пожалеете денег на спальник, ночью замерзнете и будете себя винить, — улыбается собеседник.
В двухмесячную поездку парень собирался более тщательно. Помимо палатки и спального мешка взял сумки с теплой одеждой, вещи от дождя, зарядные устройства, гаджеты, чтобы иметь связь, и еще много различных мелочей, которые могут пригодиться в пути. На этот раз снаряжение обошлось дороже. А приобрести его помогли друзья.
— Общий вес моего снаряжения — 40 килограммов. Велосипед весит 10 килограммов, — уточняет молодой человек.
В тур по Казахстану Даниил отправился на профессиональном туристическом велосипеде, который подходит как для езды по горной местности, так и для шоссейных дорог.
Парень отмечает: поломки в длительных поездках — обычное дело. Поэтому, планируя путешествие, важно предусмотреть такие проблемные моменты и продумать пути их решения.
Возможность возникновения экстренных ситуаций нашего собеседника тоже не пугает.
— Сотовая связь есть практически везде, и в случае чего скорую помощь или полицию я смогу вызвать. К тому же стараюсь не удаляться от оживленных трасс. Кто бы что ни говорил, я верю, что люди добрые и всегда помогут, — уверен путешественник.
С диким миром природы у нашего героя конфликтов не возникало:
— Конечно, есть существа, которые мне не очень приятны. Например, змеи и пауки. Но если встретился с ними, в панику не впадаю. На Бурхан-Булаке видел медведицу и двоих медвежат. Я держался на значительном расстоянии от них, поэтому они на меня не отреагировали.
Впереди — тысячи километров
Парень отмечает: путешествовать в одиночку ему не страшно, наоборот, легче и удобнее.
— Если едешь один, рассчитываешь только на себя и отвечаешь за себя. Распределяешь свой день, как хочешь: захотел остановиться — остановился, захотел поехать — поехал. Если же путешествуешь с кем-то, все нужно согласовывать. Когда самому тяжело, организм нагружен, есть риск сорваться на попутчика. А так остановился, в степь покричал и счастливый едешь дальше, никого не обидев, — улыбается собеседник. — Неприятный случай произошел со мной возле Аягоза. Там и так плохая дорога, так еще и пошел дождь. Слякоть, грязь, ветер... Нервы были на пределе. Вдобавок проезжавшая мимо фура окатила меня из лужи. В такие моменты хочется все бросить. Но я быстро отхожу. Огляделся, увидел, какая кругом красота, и, наслаждаясь природой, поехал дальше.
Родные поддерживают Даниила в его увлечении.
— В поездки меня стали отпускать только после совершеннолетия. Происходило все постепенно. Сначала я ездил по городу, затем начал выбираться за его пределы: на один, два, три дня. Родители, видя, что у меня все получается, со всеми проблемами я справляюсь, стали спокойнее относиться к моему хобби. Конечно, они волнуются, переживают, но не отговаривают, — делится подробностями парень.
Видеодневник поездки Даниил ведет на своей странице в Инстаграме.
— В нашей стране велотуризм практически не развит. Для многих такой вид путешествий в новинку. На своем примере хочу показать, что путешествовать на велосипеде возможно. Впервые я открою Казахстан для себя и постараюсь показать его другим, — озвучивает цель велотура парень.
Даниил считает, что в Казахстане есть множество красивых мест, но зачастую туда очень сложно добраться.
— Как туристам советовать ездить, например, на Алаколь? Озеро прекрасное, но нормальной дороги туда нет. Или самый высокий водопад в Центральной Азии Бурхан-Булак. Про него практически никто не знает, опять же потому, что отсутствует дорога. Там проезжает одна-единственная машина — ГАЗ-66. Ее аренда стоит очень дорого. Расстояние до водопада (от города Текели по ущелью) — всего сорок километров. Но чтобы до него добраться, люди едут шесть часов! К хорошим местам нужна хорошая дорога. Тогда, возможно, путешествия по Казахстану станут более привлекательными для туристов, — высказывает свое мнение путешественник.
Самого Даниила не останавливают ни плохие дороги, ни капризы погоды, ни усталость.
— Планирую проехать практически все крупные города Казахстана, кроме Караганды и Жезказгана: они в центре, а я поеду по кругу. После Усть-Каменогорска поеду в Семей. Хотел заехать в Риддер, говорят, там красиво, но, к сожалению, не успеваю. После Семея по плану: Павлодар, Экибастуз, Нур-Султан, Щучинск, Боровое, Петропавловск, Костанай, Актобе, Уральск, Атырау, Актау. Заеду на Каспийское море. Потом будет самая низкая точка моего пути — впадина близ побережья Каспия. Потом поеду по степи, по сухому дну Аральского моря. И через Кызылорду, Шымкент, Тараз вернусь обратно в Алматы, — озвучивает дальнейший маршрут путешественник.
8000 километров — расстояние приличное. Но, по словам Даниила, этот велотур — лишь промежуточная стадия на пути к чему-то еще более глобальному.
— В будущем хочу поехать по миру, — делится планами путешественник.
Дарья Хацанович
Фото автора и из личного архива героя публикации