Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
22 января 2022
Сейчас читают:

Как отличить мирное шествие от массовых беспорядков и не стать жертвой собственного любопытства

Как отличить мирное шествие от массовых беспорядков и не стать жертвой собственного любопытства

Одним из неприятных последствий прокатившихся по стране и региону социальных беспорядков стали проблемы мирных жителей, так или иначе пострадавших во время и после событий начала января. Некоторые соотечественники жаловались в соцсетях, что ошибочно были приняты стражами законности за нарушителей и провели некое количество времени в выяснениях обстоятельств их нахождения в зоне конфликта. Что нужно знать, чтобы по собственной беспечности не оказаться в гуще боевых действий и "под колпаком" у полиции, выяснял корреспондент YK-news.kz.

В первую голову стоит принять к сведению, что все тонкости проведения мирных шествий, акций протеста или иных собраний регулирует у нас Закон "О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан" (далее - Закон), принятый в мае 2020 года.

Объектом этого нормативного акта служат общественные отношения, возникающие в момент реализации конституционного права граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. В Законе четко прописано, на какие действия имеют право участники и организаторы публичной акции, равно как и представители власти, каковы их обязанности и что делать им строго запрещается.

Оргвопросы

Прежде всего следует понимать, что массовые выражения общественного мнения в Казахстане не запрещены. К тому же мирные собрания у нас носят уведомительный характер. Это означает, что ни один чиновник не вправе запретить народу открыто высказать свое мнение по тому или иному вопросу, исключая период, когда в стране объявлено чрезвычайное положение. Желающие провести подобное мероприятие не должны спрашивать разрешения у властей на его устройство, но в обязательном порядке следует уведомить о его проведении местный исполнительный орган. Уведомление подается в письменной или электронной форме, которая также прописана в Законе "О порядке организации и проведения мирных собраний в РК", в срок не позднее чем за пять рабочих дней до дня проведения собрания.

Кроме того, организация публичной акции по закону должна непременно включать в себя оповещение возможных участников, оказание содействия организаторам государственными органами, агитацию любыми способами, не запрещенными законами РК, разъяснительную работу с участниками собрания, обеспечение общественного порядка и доступа к первой медицинской помощи во время его проведения.

Организаторам такого собрания вменено в обязанность строгое соблюдение законодательства, уважение к правам как физических, так и юридических лиц, обеспечение общественного порядка при проведении акции, строгое соблюдение требований представителей исполнительной власти. В том числе следует быть готовым прекратить собрание, если того потребуют полиция или акимат. При этом на плечах организаторов также лежит ответственность за безопасность участников акции, обеспечение сохранности зданий, сооружений, малых архитектурных форм, зеленых насаждений и так далее.

Формы выражения общественного мнения

Закон четко определяет "мирное собрание" как "публичное мероприятие, являющееся по своему характеру мирным, ненасильственным и невооруженным, не создающим угрозу интересам государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты нравственности населения, прав и свобод других лиц".

К слову, к минувшим событиям эти определения применяться не могут, поскольку мир и порядок были грубейшим образом нарушены вооруженными действиями участников террористической атаки, как и права обычных граждан, вынужденных отсиживаться за закрытыми дверями без доступа к достоверной информации о событиях.

Мирные собрания могут проводиться в разных формах, которые также оговариваются Законом. Всего их пять:

  • демонстрация — то есть передвижение гражданина или группы граждан в определенное время по определенному маршруту с целью публичного выражения мнения по общественно значимым вопросам, осуществляемое с использованием транспортных средств, с использованием или без использования звукоусиливающих технических средств, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, с выдвижением требований или без таковых;
  • собрание — совместное присутствие граждан в определенном месте в определенное время с целью коллективного публичного обсуждения общественно значимых вопросов;
  • митинг — совместное присутствие граждан в определенном месте в определенное время для публичного выражения мнения по общественно значимым вопросам, осуществляемое с использованием звуко­усиливающих технических средств, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, с вы­движением требований или без таковых;
  • пикетирование — присутствие одного гражданина в определенном месте в определенное время с целью публичного выражения мнения по общественно значимым вопросам, осуществляемое без передвижения и без использования звукоусиливающих технических средств, с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации или без таковых;
  • шествие — прохождение гражданина или группы граждан без использования транспортных средств в определенное время по определенному маршруту с целью публичного выражения мнения по общественно значимым вопросам, осуществляемое с использованием звукоусиливающих технических средств, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации или без них, с выдвижением требований или без таковых.

Как видите, ни одна из этих форм не предполагает вооруженных действий, захвата власти, государственного или частного имущества или причинения вреда людям.

Ни в коем случае!

Если кто-то решил выйти на улицу для привлечения внимания широкой общественности к каким-либо остро стоящим проблемам, он должен понимать, что любая угроза существующему правопорядку, который согласно Конституции призвано защищать государство, вызовет скорую и определенную реакцию представителей исполнительной власти. К ней у нас прежде всего относятся акиматы и полиция.

Чтобы этого не случилось, в Законе "О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан" существует целый ряд запретов.

Так, участникам и организаторам публичных мероприятий нельзя призывать к нарушению законов Республики Казахстан, массовым беспорядкам, разжиганию социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, пропагандировать или публично призывать к захвату или удержанию власти, насильственному изменению конституционного строя страны.

Кроме того, запрещено совершать действия, которые создают помехи для бесперебойного функционирования транспорта, объектов инфраструктуры, сохранности зеленых насаждений и малых архитектурных форм, равно как и другого имущества, а также препятствуют свободному передвижению граждан, не участвующих в мероприятии.

Не разрешается также препятствовать деятельности госорганов, организаций, должностных лиц, когда они применяют меры по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, интересов общества и государства, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Участники мирных акций не должны  иметь при себе холодное или огнестрельное оружие, а также специально подготовленные или приспособленные предметы или вещества, которые могут быть использованы в качестве оного для причинения ущерба гражданам и их собственности.

Для протестующих также существует строжайший запрет  на распространение и употребление алкоголя, наркотиков, психотропных веществ, равно как и на нахождение в месте проведения собрания в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения.

Отдельно оговаривается в Законе и то, что граждане, причастные к проведению таких акций, не имеют права получать за это материальное вознаграждение.

Подчеркнуть особо

Несмотря на то что инициатива проведения пуб­личной акции, как правило, исходит "снизу", местные органы представительной власти (маслихаты) определяют специализированные места для организации и проведения мирных собраний (кроме пикетов), лимит их заполняемости, порядок и  требования к материально-техническому и организационному обеспечению мероприятий такого рода.

Акиматы и полиция, в свою очередь, работают с уведомлениями: регистрируют и рассматривают их, определяют сроки проведения акции, маршруты следования демонстрантов или участников шествия и так далее. Им же вменяется в обязанность приостанавливать или прекращать мероприятия, если они создают угрозу государственному строю, людям и имуществу. Также если во время проведения мирного собрания по вине его участников произошло мелкое нарушение правопорядка, представитель местного исполнительного органа вправе потребовать от организатора самостоятельно или совместно с ним устранить нарушение.

Время проведения пуб­личных мероприятий также определяется Законом: они не могут начинаться ранее 9.00 и заканчиваться позднее 20.00 по местному времени.

Мира Круль

Использование данной новости (текста, фото, видео) ЗАПРЕЩЕНО!

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней