Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
19 декабря 2021
Сейчас читают:

Какие новшества появились на портале "электронного правительства" и в ЦОНах

Какие новшества появились на портале "электронного правительства" и в ЦОНах

Нужно ли сейчас бронировать очередь для посещения центров обслуживания населения? С каким статусом можно войти в здание ЦОНа? Правда ли, что зарегистрировать недвижимость теперь можно всего за два часа? О том, какие изменения произошли в работе ЦОНов и портала еGov.kz, какие услуги пользовались наибольшим спросом у восточноказахстанцев, корреспонденту Noks.kz рассказал директор филиала НАО "ГК "Правительство для граждан" по ВКО Азамат Есембулов.

Текущий год подходит к концу. Мы решили выяснить, какие новые госуслуги появились у населения в 2021 году. И для начала приведем общие цифры. Госкорпорация "Правительство для граждан" оказывает 662 госуслуги, из них 645 - доступны в электронном формате. Это огромное количество различных операций, справок и документов.

— Азамат Хамидуллиевич, расскажите, пожалуйста, появились ли в нынешнем году какие-то новшества в работе ЦОНов?

— Конечно, одна из главных новинок этого года — QR-платежи в ЦОНах. Это очень удобная вещь, так как сейчас многие граждане предпочитают оплачивать покупки и услуги картой или QR-кодом. Поэтому для комфорта и экономии времени людей с начала года в ЦОНах была запущена QR-оплата. Клиенты могут оплатить госпошлину через приложения банков за 146 видов госуслуг с помощью своего смартфона за считанные секунды. Оплатить QR-кодом можно, например, изготовление и выдачу актов на земельные участки, регистрацию прав на недвижимое имущество, объекта кондоминиума и другие госуслуги в сфере земельных отношений, недвижимого и движимого имущества, а также государственную регистрациюю юридических лиц.

То есть восточноказахстанцы при посещении ЦОНа могут тут же, без очереди в кассу и длительного ожидания, оплатить полученные государственные услуги при помощи QR-кода в приложениях Halyk Homebank и Kaspi.kz. Замечу, что QR-код формируется индивидуально по каждой услуге и для каждого клиента.

Если говорить о новшествах, то с третьего квартала Госкорпорация "Правительство для граждан" также внедрила новый сервис по рассылке SMS-сообщений собственникам жилья о прописке новых лиц и жильцам, выписанным с регистрации. Теперь при прописке граждан через ЦОН собственник жилья получит на свой телефон сообщение с данными человека, которого он прописал. Если же собственник захочет выписать кого-то со своей жилплощади — человек, которого выписали, также получит сообщение об этом. Прописать или выписать человека по месту жительства можно через ЦОН или онлайн через портал eGov.kz. У собственника жилья и прописываемого человека должна быть электронная цифровая подпись (ЭЦП).

— Правда ли, что автовладельцы ВКО стали всё чаще получать нужные им услуги онлайн? Как это происходит?

— Да, с начала этого года восточноказахстанские автовладельцы получили более 26 тысяч госуслуг по линии спецЦОНа самостоятельно. Из них около 10 тысяч граждан перерегистрировали транспортное средство и более трех тысяч - заменили водительские права онлайн через портал. Для сравнения: в прошлом году жителями ВКО через портал eGov.kz было переоформлено 7 566 авто и получено две тысячи водительских удостоверений.

Возможность переоформления автомобиля онлайн теперь есть не только на портале eGov.kz, но и в мобильном приложении банков. Первым стало Kaspi.kz. В этом приложении переоформление автомобиля можно совершить в разделе "Госуслуги". Внутри есть отдельные вкладки для продавца и покупателя. Государственная ЭЦП для пользования услугой не нужна.

При снятии машины с учёта сервис проверяет наличие каких-либо обременений, неуплаченных штрафов и налоговой задолженности. Если таковые имеются, то их можно оплатить также через мобильное приложение. Там же указывается стоимость авто. Покупатель переводит деньги на специальный счёт, уплачивает пошлины и выбирает госномер. После завершения переоформления деньги поступают продавцу на карту. Затем нужно забрать в спецЦОНе новые документы на автомобиль и госномер, а старые - сдать. С начала года подобным образом было перерегистрировано более 13 тысяч автомобилей.

— Действительно ли, что теперь, оформляя перерегистрацию авто, клиент может сразу же в спецЦОНе купить страховой полис?

— Да, и это еще одна наша новинка. В июне текущего года Гос­корпорация "Правительство для граждан" запустила пилотный проект по оказанию услуг страхования автовладельцам. Теперь уже не нужно занимать очередь у других окон или оформлять полис страхованияна стороне. Мы наде­емся, что страхование автовладельцев операторами спецЦОНа поможет решить задачи, связанные с жалобами клиентов на так называемых "помогаек", которые обычно дежурят у спецЦОНов и предлагают людям свои услуги. Добавлю, что клиентам после перерегистрации автомобиля предлагается самим выбрать одну из страховых организаций, информационные системы которых уже интегрированы между собой.

— Теперь поговорим о гос­услугах для будущих мам. Как можно подать заявку на пособие по рождению и пособие по уходу за ребенком через популярные банковские приложения Halyk Homebank и Kaspi.kz?

— Для этого необходимо зайти в мобильные приложения этих банков и в разделе госуслуги выбрать пособие по рождению ребенка или по уходу за ним. Обязательно нужно проверить все заполненные данные и подтвердить свое заявление. После отправки заявки вам будет направлено PUSH-уведомление и SMS о результате ее рассмотрения и назначенной сумме выплат. Оформить эту услугу можно в течение одного года после рождения ребенка. Напомню, что также подать заявку на назначение данных пособий можно через ЦОН, через электронный портал eGov.kz, через SMS-сервис от 1414.

— В этом году для многих стала актуальна услуга получения паспорта вакцинации. Расскажите, пожалуйста, пошагово, как человек может скачать данный паспорт?

— Паспорт вакцинации можно получить только онлайн. Для этого необходимо установить мобильное приложение "электронного правительства" eGov mobile (оно доступно для скачивания в Google Play, AppGallery, AppStore). После того как мобильное приложение установлено на телефон, нужно авторизоваться. Сделать это можно при помощи ЭЦП или одноразового пароля.

Если гражданин получил обе прививки от COVID-19, он может скачать свой паспорт вакцинации. Для этого нужно выполнить следующую цепочку действий: зайти в раздел "Сервисы" — "Цифровые документы" — "Паспорт вакцинации".

— Требуется ли сейчас бронирование очереди для посещения ЦОНа? Можно ли забронировать очередь для того, чтобы сократить время ожидания?

— С августа казахстанцы могут посещать городские ЦОНы без обязательного бронирования. При этом сохраняется проверка статуса через систему "Ashyq". Обязательное бронирование было главным требованием санитарных врачей. Подобный режим работы не позволял принять всех, а дата брони зачастую растягивалась на недели вперед. Клиенты с безопасным и нейтральным статусом теперь могут получить госуслуги без обязательного предварительного бронирования посещения. При этом возможность забронировать свой визит электронным способом остается в прежнем режиме. В этом случае у клиента будет преимущество, так как он сможет попасть к оператору без долгого ожидания.

Интересный момент. Госкорпорация "Правительство для граждан" интегрировала систему выдачи талонов с "Ashyq". Это позволяет сверять статус клиента при выдаче талонов на очередь в ЦОНе. При наборе ИИН клиента на терминале информация сопоставляется с данными в системе "Ashyq", при выявлении небезопасного статуса программа отображает отказ в распечатке талона.

— Действительно ли сейчас сократились сроки получения результата по регистрации прав на недвижимое имущество? Какими сроки были раньше и какими стали сейчас?

— Зарегистрировать недвижимость теперь можно за два часа. По инициативе Госкорпорации "Правительство для граждан" Министерство юстиции РК внесло изменения в правила по регистрации прав на недвижимое имущество. Теперь после произведенной у нотариуса сделки по регистрации прав на недвижимость клиент по желанию может за дополнительную сумму получить результат в ускоренном порядке — в течение двух часов с момента оплаты. Вообще сейчас клиентам, обратившимся к нотариусу, результаты выдаются не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления в информационную систему правового кадастра подтверждения об оплате за регистрацию прав на недвижимость. Зачастую это может задерживать процесс документирования имущества клиентов, которые оформляют ипотеки, кредиты, залоги и другие нужды в банках. Сокращение времени оказания услуги позволяет нам исключить административные барьеры и коррупционные риски. Мы не отрицаем, что раньше для ускорения процесса граждане искали различные лазейки, что могло приводить к правонарушениям. Данные изменения должны ощутимо повлиять и на сферу продаж недвижимости.

— Какие новые услуги появились для казахстанцев, живущих за рубежом?

— Казахстанцы, живущие за границей, теперь могут получить ЭЦП. Раньше сделать это было почти невозможно. Сейчас человеек может обратиться в посольство или в консульство Казахстана за получением ЭЦП. Для этого необходимо:

  • установить программу NCALayer;
  • подать заявку на получение ЭЦП для физических лиц на портале www.pki.gov.kz, ввести свой ИИН и заполнить соответствующие поля;
  • предоставить удостоверение личности и заявление, сформированное после подачи заявки, консульскому должностному лицу;
  • дождаться подтверждения заявки должностным лицом в информационной системе, активировать выпущенные сертификаты (ЭЦП) на портале www.pki.gov.kz. На сегодняшний день услуга доступна в десяти дипломатических представительствах, находящихся в городах Абу-Даби, Бишкек, Вашингтон, Москва, Нью-Йорк, Прага, Санкт-Петербург, Сеул, Стамбул и Франкфурт-на-Майне.

— Какие услуги в 2021 году пользовались наибольшим спросом среди жителей ВКО?

— Это топ-5 госуслуг филиала Госкорпорации "Правительство для граждан" по ВКО:

  • на первом месте — получение ЭЦП. С начала года электронную цифровую подпись получили 344 041 человек;
  • на втором месте — госрегистрация и учет отдельных видов транспортных средств: более 163 тысяч человек перерегистрировали авто через ЦОНы ВКО;
  • на третьем месте — выдача паспортов, удостоверений личности гражданам Республики Казахстан. Эти документы в нынешнем году получили больше 138 тысяч человек;
  • на четвертом месте — госрегистрация прав (обременений) на недвижимое имущество. За получением этой услуги обратились свыше 98 тысяч человек;
  • на пятом месте среди топовых госуслуг — получение водительского удостоверения. Этот документ нынче выдали более 88 тысячам восточноказахстанцам.

— По какому графику сейчас работают ЦОНы в Усть-Каменогорске?

— На сегодня все ЦОНы в Усть-Каменогорске работают в штатном режиме. То есть в будние дни — с 9.00 до 18.00, суббота и воскресенье — выходной. Для удобства граждан один ЦОН как дежурный работает в будние дни до 20.00.

  • ЦОН № 1 (проспект Сатпаева, 34/2): 9.00 - 18.00.
  • ЦОН № 2 (улица Казахстан, 99/1): 9.00 - 18.00.
  • ЦОН № 3 (улица Белинского, 37а): 9.00 - 20.00.
  • Специализированный ЦОН (АвтоЦОН): 9.00 - 18.00.

Уголки самообслуживания во всех ЦОНах также работают в штатном режиме.

Наша справка

В целом по области в Госкорпорации "Правительство для граждан" по ВКО работают 1 387 специалистов. В центрах обслуживания населения Усть-Каменогорска — 160 сотрудников.

Ирина Краскова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней