В Усть-Каменогорске хотят поднять тариф на вывоз ТБО
Жители города считают, что это преждевременная мера, и указывают на недочеты в работе мусороуборочных компаний, которые необходимо устранять. А в городском акимате уже готовят план по устранению этих недочетов с помощью программы управления твердыми бытовыми отходами.
В два раза
По данным отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска, 2 января 2021 года был принят новый Экологический кодекс РК. А в сентябре этого же года в силу вступили новые правила расчета норм накопления коммунальных отходов и методика расчета тарифов для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО.
22 июня в областном центре прошли общественные слушания по вопросу повышения тарифов на вывоз ТБО. Так, на текущий момент ежемесячная плата за сбор и вывоз мусора для благоустроенного жилого фонда составляет 211 тенге в месяц, для неблагоустроенного — 270 тенге в месяц. Поднять тариф хотят до 554 тенге для благоустроенного жилого фонда и 525 тенге для неблагоустроенного. Стоит отметить, это не первое мероприятие, посвященное повышению цен. Ранее представители мусороуборочных компаний выносили новые тарифы на рассмотрение в городской маслихат. Но депутаты отклонили проект, попросив предоставить более детальные и обоснованные расчеты. Теперь тему вновь вынесли на повестку дня.
— Почему происходит такой большой скачок? Потому что тариф не пересматривался несколько лет. В результате он сразу поднимается практически в два раза, — заявил руководитель ТОО "Өскемен спецкоммунтранс" Казез Махамбетов в ходе общественных слушаний. — При повышении тарифа в первую очередь мы планируем поднять заработную плату сотрудникам, так как наше предприятие оказывает специфические виды услуг и не каждый человек хочет тут работать.
Руководители мусороуборочных организаций признают, что резкое повышение тарифов может вызвать недовольство среди населения. Но вместе с тем они констатируют: существующие тарифы не позволяют им покрывать текущие расходы и обеспечивать высокое качество обслуживания.
— Если у нас была бы какая-то стабильность, хотя бы в плане ГСМ и запасных частей, мы бы вопрос о повышении тарифов не затрагивали, — отметил руководитель ТОО "Өскемен-Тазалык" Айдос Байгусунов. — Но вы сами видите, перерасчет у нас в последний раз производился в 2017 году. Тогда дизельное топливо стоило 128 – 130 тенге. Вы видите, сколько сегодня стоит дизельное топливо. А что касается запасных частей, то у нас идет не то что ежемесячное, а ежедневное удорожание. Вы сами, наверное, обращаете внимание на то, что на мусорных площадках стоят кривые и косые контейнеры. В связи с чем? В связи с тем, что сейчас только колесо стоит свыше четырех тысяч тенге.
А качество хромает
Горожане считают, что перед тем, как поднимать тарифы, надо сначала решить насущные проблемы сферы. Например, обновить старые контейнеры и починить сломанные.
— Контейнеры без дна, без колес. Колеса валяются рядом. Я неоднократно просила хотя бы дно заделать, но никто не приезжал и не делал, — заявила жительница дома на улице Леваневского.
Недостаточное количество контейнеров — еще одна причина недовольства граждан. По мнению горожан, существующих емкостей для утилизации ТБО не хватает, поэтому на мусорных площадках образуются настоящие свалки, которые портят внешний вид дворовых территорий, источают неприятный запах и становятся пристанищем для крыс. А при малейшем дуновении ветра легкий мусор, не поместившийся в контейнеры, разлетается по всей округе.
Также участники слушаний указывали на то, что количество прописанных в квартире граждан зачастую меньше, чем проживающих по факту. А так как плату за свои услуги мусоровывозящие компании взимают, ориентируясь на количество прописанных жильцов, финансовая нагрузка среди населения распределяется неравномерно.
— В квартирах очень многие проживают без прописки. Прописан один человек, а живут несколько квартирантов. Почему не брать оплату по факту проживания? — задалась вопросом горожанка с улицы Бурова. — Получается, что те, кто платил, будут теперь платить больше. А остальные как не платили, так и не начнут.
Ряд жалоб касался нерегулярного вывоза крупногабаритного мусора и отсутствия отдельных контейнеров для коммерческих объектов.
Более того, в частном секторе большой процент населения и вовсе отказывается заключать договоры с мусороуборочными компаниями. Жители частных домов не хотят платить за вывоз ТБО и утилизируют отходы в ближайших протоках или лесопосадках.
В ответ на это руководители обслуживающих компаний заметили, что принудить людей заключать договоры они не могут.
— Самый больной вопрос — это количество договоров. Далеко не все их заключают, — подчеркнул Айдос Байгусунов. — По новым правилам, этим занимается местная полицейская служба. Но, как нам объяснили, участковые тоже не могут никого заставлять.
В некоторых поселках количество заключенных договоров не превышает 10 процентов.
Система нуждается
27 июня в акимате Усть-Каменогорска состоялось совещание по вопросам системы сбора, вывоза и утилизации ТБО. В ходе мероприятия представители власти отметили, что в городе проведен ряд мероприятий по улучшению существующей системы обращения ТБО. Например, для организации раздельного сбора мусора на улицах Усть-Каменогорска установлено 1 274 контейнера. А строительство сортировочной линии твердых бытовых отходов уже находится на стадии завершения. После запуска линии также планируется наладить процесс частичной сортировки отходов с действующего полигона. До конца 2024 года в областном центре намерены построить новый мусорный полигон и комплекс биологической обработки отходов. После этого приоритетной задачей для властей станет закрытие существующего на сегодня полигона.
Таким образом, город обеспечивается площадками для работы с собранным мусором. Но эти площадки рискуют остаться просто декорациями, если не будет обеспечен систематизированный и своевременный сбор и вывоз ТБО с территории Усть-Каменогорска.
Так, на данный момент вопросы вывоза мусора в городе находятся исключительно в плоскости коммерческих отношений жителей (услогополучателей) и компаний по вывозу (услугодателей). А местные исполнительные органы не имеют почти никаких полномочий в регулировании этих вопросов и не могут в должной мере влиять на ситуацию.
— Тем не менее акимат не вправе игнорировать столь многогранный вопрос, который является социально и экологически значимым. В рамках городского бюджета выделяются средства для вывоза несанкционированных свалок и крупногабаритного мусора с контейнерных площадок силами коммунальных предприятий, — сказал аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар. — Однако эти меры носят ситуативный характер и не ведут к системному решению проблемы.
В связи с этим аким поручил подчиненным разработать и утвердить программу управления ТБО. В рамках этой программы планируется перечислить все точки сбора мусора и на каждую из них прописать необходимое количество контейнеров, разработать оптимальные маршруты для мусоровозов и распределить их между мусоровывозящими компаниями не просто так, а на конкурсной основе.
Власти не исключают, что у компаний нет такого количества контейнеров, которое позволит обеспечить весь город. Поэтому аким дал поручение разработать механизм приобретения контейнеров за счет бюджета, чтобы в дальнейшем предоставлять их в пользование победителям конкурса.
Жаксылык Омар остановился и на вопросе участия жителей в системе сбора отходов.
— Да, сейчас иметь договор на вывоз мусора — обязанность каждого по закону. Но я считаю, мы не имеем морального права требовать что-то от людей. Пока мы не разработали стандарты, пока не наладили работу по справедливости, пока не снабдили город достаточным количеством контейнеров, мы не можем требовать и штрафовать людей, — заявил градоначальник. — Но когда все намеченные мероприятия будут выполнены, тогда мы начнем активную работу с населением. Мы должны будем добиться от многих людей исполнения закона.
Провести разработку программы управления ТБО и конкурсные процедуры планируется до конца текущего года.
Елизавета Седых