В Казахстане могут ужесточить наказание за "прогулки" по железнодорожным путям
Изменения коснутся двух статей — "Нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте" и "Нарушение правил проезда железнодорожных переездов". С соответствующим предложением выступила национальная компания "Казахстан темир жолы".
13 июня на станции Риддер произошла трагедия — женщина попала под колеса тепловоза. От полученных травм пострадавшая скончалась на месте.
— Около 10.00 в дежурную часть транспортной полиции поступило сообщение о наезде тепловоза на женщину, которая переходила железнодорожные пути в неположенном месте, — сообщили в пресс-службе департамента полиции на транспорте. — Данный факт зарегистрирован в Едином реестре досудебных расследований по части 2 статьи 344 Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека).
Проблема "прогулок" по рельсам остается актуальной с момента появления железнодорожного транспорта. И недавно ее в очередной раз подняли на уровне республики.
Другие меры
Как сообщили республиканские СМИ, национальная компания "Казахстан темир жолы" предложила ужесточить наказание за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте. Если точнее, то ужесточить административно-
уголовную ответственность планируется в отношении людей, которые проходят по железнодорожным путям в неустановленных местах и пасут скот в полосе отчуждения железных дорог, что впоследствии приводит к ДТП на железной дороге.
— По предложению компании в Министерстве юстиции Казахстана рассматривается вопрос по внесению изменений в Кодекс "Об административных правонарушениях" в части увеличения штрафов, — передают республиканские СМИ слова исполнительного директора по безопасности филиала КТЖ — "Дирекция магистральной сети" Бахытбека Алдажарова. — Данная мера позволит обеспечить неотвратимость наказания виновных лиц, соответственно, повысит их ответственность за неправомерные действия, а также позволит повысить уровень безопасности движения поездов.
Предполагается, что изменения коснутся двух статей — 559 "Нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте" и 607 "Нарушение правил проезда железнодорожных переездов".
Вопрос о том, насколько именно вырастут штрафы, пока остается открытым. Сейчас же за "прогулки" по путям можно получить штраф в размере трех МРП, за выпас скота в полосе отвода железных дорог - пять МРП, за проезд через пути на запрещающий сигнал светофора – 10 МРП, за оставление на путях посторонних предметов – 20 МРП.
Дёрнуть тормоз
Об актуальности проблемы можно судить по статистике департамента полиции на транспорте Министерства внутренних дел РК. Так, за период с 2017 года по настоящий момент в ВКО зарегистрировано 859 фактов экстренных торможений, связанных с нахождением животных в полосе отвода железных дорог. Из них 45 произошли в 2022 году. А из-за нахождения на ж/д путях посторонних предметов за последние шесть лет произошло еще девять торможений.
По вине пешеходов за указанный период произошло 284 факта экстренных торможений, из них 10 - в 2022 году. А водители, проехавшие на запрещающий сигнал светофора, спровоцировали еще 25 аналогичных фактов.
— Нами неоднократно поднимался вопрос об ужесточении наказаний за нарушение правил безопасности на железной дороге с внесением изменений в нормативно-правовые акты, — отметили в департаменте полиции на транспорте.
В линейном отделе полиции на станции Оскемен-1 подтвердили актуальность предложения по ужесточению наказаний.
— Данная мера повысит ответственность виновных лиц за неправомерные действия на объектах транспорта, — отметил начальник административной полиции ЛОП на станции Оскемен-1 Даурен Хамзин.
Майор полиции добавил, что экстренное торможение приводит к износу железнодорожных рельсов, колесных пар и тормозного оборудования составов.
— За пять месяцев 2022 года на участке обслуживания ЛОП было зарегистрировано 46 фактов экстренного торможения: по причине нахождения человека на железнодорожных путях — 14, из-за выпаса скота в полосе отводов — 32, — уточнил Даурен Ерикович.
Не праздная беспечность?
С 2017 по 2022 год в Усть-Каменогорске и Семее пассажирскими и грузовыми поездами совершено 66 наездов на людей, из них три — в 2022 году.
В департаменте полиции на транспорте отмечают, из-за отсутствия ограждений и пешеходных переходов опасными по Усть-Каменогорску являются участки железнодорожных путей в районе поселка Бабкина Мельница (седьмой километр перегона станций Усть-Каменогорск — Оскемен-1), поселка Согра (247 километр перегона станций Оскемен-1 — Коршуново), Левого берега (станция Ново-Усть-Каменогорск), Защиты (вблизи улицы Катон-Карагайской).
В Семее наиболее опасными участками являются Педагогический колледж имени М. Ауэзова, район рынка "Жансая", стадиона "Спартак", новой мечети.
В Риддере опасным участком признан 336 километр железнодорожных путей.
Что же толкает людей на железнодорожные пути? Праздная беспечность, любопытство, жажда экстрима? Или есть какие-то другие мотивы?
— Происшествий на железной дороге, связанных с экстремальными играми и съемками на ж/д путях, а также с целью сделать селфи, за последние пять лет в ВКО не зарегистрировано, — отмечают в департаменте полиции на транспорте.
Жительница Усть-Каменогорска Оксана (имя изменено – прим. ред.) часто ходит в гости к родственникам, которые живут в районе Шмелева лога. Самый короткий путь туда — через старый мост, пролегающий над железнодорожной линией. Он находится рядом со зданием Усть-Каменогорского железнодорожного вокзала.
— Я хожу в обход. Так, конечно, дольше, чем через мост, но мне на этот мост страшно подниматься. Он старый, и кажется, что вот-вот развалится. А еще на этом мосту огромные зазоры между ступенями, туда нога может провалиться, — говорит Оксана.
По ее словам, многие местные жители не хотят пользоваться этим мостом. Но и идти в обход, теряя время, люди тоже не хотят.
— Там постоянно кто-то перебегает через железнодорожные пути, — добавляет Оксана.
А житель Бабкиной Мельницы Владимир рассказывает, что в его районе люди регулярно ходят по ж/д линии только потому, что дорога, соединяющая частный сектор с городом, не оснащена тротуаром.
— Там удобно и быстро ходить. Идешь по линии - и выходишь в город либо между трамвайным парком и оптовкой, либо через "Шанхай" возле "Цесны", — добавляет мужчина. — Мне кажется, что даже если наказание ужесточат, люди продолжат там ходить. Единственное, что может людей остановить — нормальный тротуар в качестве альтернативы.
Комплекс мер
— Чаще всего несчастные случаи происходят тогда, когда железнодорожное полотно используется как пешеходные дорожки, — говорит майор полиции Даурен Хамзин.
И по его словам, для снижения числа происшествий на объектах железнодорожного транспорта необходимы комплексные меры.
Во-первых, надо устанавливать ограждения вдоль ж/д путей с учетом таких факторов, как близость к населенным пунктам, местам массового скопления людей и муниципальным учреждениям, пастбищам и крестьянским хозяйствам. Кроме того, при принятии решений об установке ограждений нужно обращать внимание на статистику по экстренным торможениям и замечания локомотивных бригад.
Во-вторых, важно увеличивать количество информационных табличек, в том числе светящихся в ночное время суток.
В-третьих, нужно строить пешеходные мосты. Если у людей появится возможность безопасно пересекать железнодорожную линию, не совершая при этом марш-бросок до ближайшего перехода, необходимость перебегать пути отпадет сама собой.
— 30 марта 2022 года линейный отдел полиции на станции Оскемен-1 направил в акимат Восточно-Казахстанской области письмо о рассмотрении вопроса по установке пешеходных мостов на опасных участках железной дороги, — отмечает Даурен Ерикович.
В-четвертых, нельзя забывать про разъяснительную кампанию и профилактические мероприятия.
— Каждые четверг и пятница являются днями профилактики. Сотрудники полиции раздают памятки и буклеты с правилами нахождения на железнодорожном транспорте, — приводит пример майор полиции. — Также с 17 по 25 мая на участке ЛОП на станции Оскемен-1 прошла акция "Стоп!Наездам!", направленная на профилактику наездов подвижных составов на людей.
Елизавета Седых