ВКО. Жители Маралды примирились в суде со строителями золотоизвлекательной фабрики
Суд над участниками вторжения на стройплощадку, в результате которого пострадали люди и техника, состоялся 11 июля 2024 года. На скамье подсудимых оказалось шестеро жителей села Маралды. Руководство пострадавшего предприятия ходатайствовало об освобождении «налётчиков» от наказания.
Конфликт вокруг появления в Курчумском районе производства по добыче золота длится не первый год. Местные жители опасаются, что извлечение благородного металла при помощи цианида повредит уникальной местной природе. Накал страстей, подогреваемый группами в соцсетях, привёл к тому, что 8 мая толпа атаковала вахтовый посёлок строителей. В результате вторжения пострадало несколько человек, была повреждена техника. Сотрудники предприятия, опасаясь за свою жизнь, вынуждены были покинуть стройплощадку.
Для наведения порядка в Маралды был направлен Специальный отряд быстрого реагирования. Несколько человек были арестованы. По уголовному делу о нападении на фабрику перед судом предстали шестеро местных жителей. Они должны были из своего кармана возместить ущерб, причинённый предприятию — шесть миллионов тенге. Народ в Маралды живёт небогатый. Примерно треть жителей — это пенсионеры. Больше десятка семей и вовсе существует за счёт адресной социальной помощи от государства. Работы в селе практически нет. Собрать требуемую сумму даже всем миром подсудимым не удалось.
В этой ситуации предприятие отказалось требовать возмещения вреда. Собранные деньги людям вернули. Руководство фабрики ещё в мае сделало заявление, что местных жителей использовали в своих целях те, кто не желает появления легального золотоизвлекательного предприятия. По их словам, людей просто намеренно ввели в заблуждение. Понимая это, потерпевшая сторона не стала требовать невинной крови и ходатайствовала о прекращении уголовного дела. Суд, состоявшийся 11 июля, удовлетворил это ходатайство.
Маралдинцы оценили этот шаг. Подсудимые принесли свои извинения и раскаялись в том, что послужили орудием в чужих руках.
Ирина Плотникова