Включите JavaScript в настройках браузера.
25 мая 2014
Сейчас читают:

Жителя ВКО подозревают в умышленном заражении ВИЧ нескольких человек

В Восточном Казахстане на скамье подсудимых оказались двое жителей небольшого поселка по обвинению в редчайшем для нашей страны преступлении – один из осужденных, изнасиловав свою жертву, мог умышленно заразить ее вирусом иммунодефицита (ВИЧ)! Самое страшное в этой истории, что случайными жертвами инфицирования могут стать сразу несколько человек.

Альмира Курумбаева (имена изменены) готовится сдать специальный тест.

Как это будет? Неприятный укол. Немного ноющая вена. Бешено колотящееся сердце. И ожидание. В ее случае оно и вправду смерти подобно.

40-летняя женщина ждет, какой приговор ей вынесут люди в белых халатах.

***

11 декабря 2013 года, вечер. Один из небольших поселков Восточного Казахстана.

В дом Альмиры залезли двое местных парней. Евгений Шмурыгин, 21 год. И его приятель - 17-летний Николай Ульяницкий, уже судимый "по малолетке".

Перед тем как наведаться к Альмире, молодые люди изрядно заправились алкоголем. Шли мимо дома Курумбаевой. Вспомнили, что здесь живет их сверстница – дочь Альмиры. На чужой участок влезли через забор.

Женщина, увидев нетрезвых парней, решила, что сможет их прогнать. Привыкла справляться без мужской помощи и рассчитывать только на себя. Незваные гости сразу поняли – жертва в доме одна. Альмиру скрутили и поволокли на диван.

События последующих нескольких часов она отчаянно пытается забыть вот уже полгода.

...Когда молодые подонки вдоволь поиздевались над беззащитной жертвой, отпустили Альмиру. Истерзанная женщина сумела добраться до дома матери, живущей неподалеку, и позвать на помощь. К этому моменту Шмурыгин и Ульяницкий, обчистив дом, скрылись.

Их задержали полицейские на следующий день. Альмира в присутствии родни сквозь слезы рассказывала следователям о пережитом.

Ее утешали – все уже позади.

Но кошмар только начинался.

***

О том, что Евгений Шмурыгин заражен ВИЧ, Альмира узнала во время следствия.

Шмурыгин оказался на скамье подсудимых не только за изнасилование, но и за то, что подверг жертву опасности инфицирования вирусом иммунодефицита. Он получил шесть лет лишения свободы сразу за несколько совершенных преступлений, Ульяницкий - пять лет и четыре месяца.

- Действительно, один из осужденных был привлечен к ответственности за то, что подверг женщину опасности заражения ВИЧ-инфекцией, - рассказал председательствовавший на процессе судья специализированного ювенального суда Толеугали Жумагельдин. - В Уголовном кодексе эта статья отличается от непосредственно умышленного заражения. Пока не доказано, что жертвы приобрели смертельно опасный вирус, мы не можем это утверждать. На то, чтобы установить факт задержания, нужны месяцы.

- То есть, даже если завтра пострадавшим поставят страшный диагноз, преступник никакой дополнительной ответственности не понесет?

- Почему же? Обязательно понесет. И уже по уголовной статье "Заражение ВИЧ/СПИД", где наказание куда серьезней. Это дело находится на контроле не у судебных органов, а у правоохранительных: если пострадавшие обратятся в полицию, то после расследования будет проведено новое судебное заседание.

Вот только Альмира, даже узнав о жутком диагнозе, в полицию может и не обратиться.

В маленьком поселке не существует больших тайн.

***

Для востока страны, как и в целом для Казахстана, подобный процесс — огромная редкость. Оказывается, жертвы ВИЧ-террористов, как окрестили российские СМИ такую категорию преступников, попросту не спешат заявлять в полицию.

- В нашем центре до этого не было обращений от жертв насилия, над которыми нависла опасность заражения ВИЧ, - прокомментировала и. о. главного врача Восточно-Казахстанского областного центра СПИД Марина Жеголко. - Зачастую у нас бывают ситуации, когда ВИЧ приобретают семейные люди либо живущие гражданским браком. Недавно произошел такой случай: женщина пожаловалась на своего молодого человека, что он заразил ее ВИЧ. А парень, напротив, утверждал, что предупредил девушку. Как здесь установить истину? Особенно, когда зараженные ВИЧ ни в какую не хотят обращаться в полицию. Вообще, всех инфицированных мы предупреждаем, они подписывают документы, что знают об уголовной ответственности в случае заражения партнера. Вот только после этого они уходят из центра, и что происходит дальше – неизвестно.

- Велика ли вероятность заражения ВИЧ у женщины, пострадавшей от насилия?

- Вы удивитесь, но вероятность заражения при половом контакте в принципе составляет всего один процент. Но когда речь идет о насилии, она вырастает в десятки раз из-за сильного травмирования органов жертвы. Да и быстро выявить, что человек заражен, не получится. У нас был случай, когда на то, чтобы доподлинно установить инфицирование, ушло почти полтора года. Вирус может очень долго "дремать".

***

К сожалению, в Казахстане найти юриста, специализирующегося на правовых аспектах при заражении ВИЧ, не так-то просто. Случаи, подобные тому, который мы описываем, – огромная редкость для нашей страны. За комментариями корреспондент YK-news.kz обратился в Московский центр профилактики и борьбы со СПИДом – благо, статьи закона, касающиеся столь редкой категории преступлений, в наших странах практически идентичны.

- К сожалению, случаи, когда насильники умышленно заражают жертву ВИЧ, происходят все чаще, - пояснила юрист центра Яна Шабалина. - Основная проблема: потерпевшие слишком поздно узнают о том, что преступник был инфицирован. А по прошествии какого-то времени предпочитают скрыть болезнь не только от полиции, но и от близких. Дальше люди либо замыкаются в себе, либо цепочка заражений продолжается.

Истории происходят жуткие. Сразу и не веришь, что такие сюжеты могут случиться в реальной жизни.

Девушку изнасиловали двое наркоманов. Через пару месяцев после пережитого жертва узнала, что беременна.

Несмотря на уговоры родни, решила рожать.

А когда сдала анализы – выяснила, что заражена ВИЧ.

Жуткий диагноз подтвердился и у малыша. Ребенок умер через полтора года после рождения. Девушка старается держаться.

За две загубленные жизни насильник получил лишь три с половиной года сверх основного наказания.

- По самым приблизительным данным, около 80 процентов жертв насильников с ВИЧ предпочитают скрыть свое заражение, - поясняет Яна Шабалина. - На телефон доверия нередко обращаются женщины, которые уверяют, что, будучи изнасилованными, они даже о самом факте предпочли не сообщать в полицию – боятся осуждения со стороны близких.

- Преступники несут реальное наказание или стандартно отделываются условным сроком?

- По делам данной категории условный срок – крайняя редкость. Виновные люди, знавшие о своем ВИЧ-статусе, отбывают наказание в колониях строгого режима. Это и женщины, и мужчины, причем средний возраст осужденных – 25-30 лет. Вообще, что касается закона, я уверена, что необходимы самые серьезные санкции в отношении людей, которые используют ВИЧ как грозное оружие. Но определенное противодействие в разработке законодательства оказывает... ООН! Не так давно в специальном докладе организации были высказаны постулаты, что "арест ВИЧ-инфицированных людей за их стремление к получению удовольствия при вступлении в интимные отношения" является циничной реакцией общества, а приговоры за заражение ВИЧ или несообщение ВИЧ-статуса должны быть аннулированы. Такая позиция противоречит здравому смыслу. И как тогда защитить тех, кто может пострадать от сознательных действий ВИЧ-инфицированных лиц, будучи поставленными под угрозу заражения?В республиканском Центре СПИД Казахстана также отмечают, что установить заражение ВИЧ весьма проблематично – только на получение достоверных результатов требуется до полугода.

– Обычно предъявить конкретному человеку обвинение по статье "Умышленное поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ/СПИД" очень трудно или вообще невозможно, - рассказала заведующая эпидемиологическим отделом Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД Лолита Ганина. - Эпидемическое расследование проводится через продолжительное время после самого контакта, и установить, кто же был первым в цепочке и знал ли он о том, что является носителем вируса, очень и очень сложно. В случаях же с жертвами насилия все куда серьезнее и сложнее... Они ведь зачастую не хотят огласки, не обращаются в полицию. Да, шли разговоры о том, чтобы можно было привлекать к ответственности по этой статье и без заявления пострадавшей стороны. Но тогда это сделало бы многих ВИЧ-положительных уголовными преступниками.

Примечательно, что отечественной Фемиде повязка уже давно застит глаза на особенности уголовного права касательно ВИЧ-инфекции. Чего только стоит скандальный случай в Шымкенте, когда дети в местной больнице массово были заражены СПИДом. Прошло несколько лет, а виновные так и не были обнаружены: не хватило доказательств. Тогда много говорили о необходимости менять нормативные акты.

Родители сейчас растят ребят, которые могут умереть фактически в любой момент.

Законы остаются прежними.

***

Вместе с Альмирой специальный тест сдадут еще двое.

Супруга Шмурыгина только во время расследования узнала, что у ее благоверного ВИЧ.

Вот лишь приблизительный список его потенциальных жертв: Альмира Курумбаева, Николай Ульяницкий (участвовавший в изнасиловании и также подвергшийся опасности заражения), жена Шмурыгина.

И их нерожденный ребенок. Женщина была на сносях во время следствия.

Сложно даже представить, какие чувства она испытала.

Шмурыгин очень просил суд учесть в качестве смягчающего обстоятельства то, что его жена беременна. Уверял, что будет примерным отцом.

Его жертвы сейчас ждут только одного: статуса "ВИЧ-отрицательны".

Врачи говорят, у них есть шансы.

Евгений Фоминых

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней