Английские путешественники проехали верхом на лошадях от Усть-Каменогорска до Алматы (+фото)
Впервые молодой британский журналист Джейми Мэдисон задумался о путешествии по Восточному Казахстану, когда прочел дневники английского исследователя сэра Чарльза Говарда-Бэри, который в 1913 году проехал на лошади по почтовым дорогам от Семипалатинска до Верного (Алматы).
Через некоторое время Джейми и его друг и коллега оператор Мэтт Тревор начали работу над циклом репортажей об Азии. Вместе они побывали в Таджикистане, Узбекистане, Монголии и решили обязательно попасть в Казахстан. На подготовку к поездке ушло три года.
- Так совпало, что нам удалось закончить приготовления как раз в год юбилея поездки сэра Чарльза. Мы решили, что это лучший способ отпраздновать столетие его экспедиции. И было очень интересно узнать, как изменился регион за эти годы, - рассказывает Мэтт.
Оказывается, весьма изменился. По словам путешественников, исчезли не только имперские почтовые дороги, но и реки, и зеленые поля. Источники пресной воды, о которых писал Говард-Бери, либо высохли, либо были использованы для нужд сельского хозяйства. На месте когда-то изумрудно-зеленых пастбищ молодые путешественники находили лишь голую землю. А вот жизнь людей, напротив, кажется, совсем не изменилась.
- Несмотря на то, что во многих аулах есть современные удобства, электричество и телевидение, жизнь там не кажется легче, чем была сто лет назад, - размышляет Мэтт. - А каждую зиму сельчане оказываются отрезаны от остального мира из-за снегопадов.
- Как же вы общались с местными жителями?
- Я немного говорить русский, - смеется Джейми.
- А еще у него был с собой англо-русский словарь, - добавляет Мэтт. - Вообще люди, которых мы встретили, удивительно великодушные и отзывчивые. Они с большим терпением относились к нашим стараниям что-то им объяснить на ломаном русском. Приглашали нас на чай, давали с собой еду и воду, с удовольствием фотографировались. Наше появление приводило их в восторг. И это то, что делало наше путешествие таким насыщенным.
Больше всего Мэтту запомнился пастух, которого они повстречали однажды в степи. Он учил новых знакомых, как заарканить лошадь и как пасти стадо, чтобы животные не разбредались. И даже сочинил на прощание песню.
- Казахи - очень музыкальные люди. Чего только стоит умение играть на домбре! - восхищается Мэтт.
Воспоминания о местных жителях у британцев остались самые теплые. Но, несмотря на помощь, путешествие далось им нелегко. В течение 63 дней приходилось выживать.
Маршрут путешественники разработали так, чтобы всегда иметь возможность пополнить запасы воды. В Усть-Каменогорске они пробыли пять дней, завершая приготовления. В Самарском купили трех жеребцов и оттуда отправились в долгожданный путь. Но проблемы начались очень скоро.
Молодым людям уже доводилось ездить верхом. Однако умение быть наездником оказалось не таким важным, как искусство ухаживать за лошадьми: правильно седлать, следить за копытами.
- Мы быстро поняли, что вес нашего багажа слишком велик, и выбросили все, кроме самого необходимого. Список моих личных вещей состоял из одной пары сменной одежды, ножа и зубной щетки, - говорит Джейми.
Однако даже эти меры не спасли путешественников. Через несколько недель на холке у одного из коней – Чарли - открылась старая рана, а у второго – Армана - появилась опухоль.
- У нас были с собой необходимые лекарства, мы чистили и обрабатывали их раны, и все завершилось удачно, животные выздоровели. Но это самое ужасное чувство, когда ты знаешь, что по твоей вине кто-то страдает. Я никому не пожелаю испытать такое. Это намного хуже, чем чувство голода или жажды, - говорит Джейми.
О последнем журналист знает не понаслышке, так как на протяжении 1100-километрового путешествия голод и жажда были их частыми спутниками. Запасы сушеного мяса и риса закончились за две недели, и оставшееся время товарищи питались бисквитами и сухой лапшой.
- Диета, мягко говоря, скудная. В день мы получали меньше тысячи калорий. А на сорокаградусной жаре при постоянной экономии воды мы часто чувствовали себя обессиленными, - делится Мэтт.
- Жара и жажда действительно сводили с ума, - вспоминает Джейми. - Однажды ночью я проснулся, мечтая только о глотке холодной воды. И тут увидел три тени. Они кружили недалеко от палатки. Я вскочил и бросился к лошадям, даже не думая, как я буду защищать их от волков голыми руками. Я кричал, чтобы разбудить Мэтта. Темные силуэты приближались. В темноте я не сразу нашел лошадей. Они были напуганы, дико вращали глазами, изо рта лилась пена. Только когда я их успокоил, то осознал, что темные силуэты принадлежали нашим коням. А волком был я.
Когда путешествие подошло к концу, Джейми и Мэтью продали лошадей и еще две недели приходили в себя в Алматы. Вернувшись домой в Лондон, Мэтт сделал короткометражный документальный фильм, а Джейми написал несколько статей для своего журнала. После этого Казахстанско-Британское общество присудило молодым людям премию за вклад в развитие отношений между нашими странами.
Сейчас о путешествии через степь Джейми пишет книгу, а Мэтт сделал полнометражный фильм.
- Мне потребовалось 40 часов, чтобы сделать 12-минутный фильм о Восточном Казахстане, а потом какой-то наркоман влез в окно моей квартиры и вынес оттуда все, включая ноутбук. Так что я потратил еще сорок часов. Но такова жизнь, - рассказал Мэтт.
Молодые люди признаются, что наш край их покорил. Они планируют еще раз приехать в этом году. Потому что казахстанская степь устраивала англичанам не только суровые испытания. Еще она дарила чувство единения с природой, ощущения покоя и осознания своего места в этом мире.
Наталья Цвейгард