Включите JavaScript в настройках браузера.
22 сентября 2013
Сейчас читают:

Пять минут полета и небо на сдачу (+фото)

Увлечения бывают разные. Кто-то любит вышивать, кто-то плавать под водой, другие заводят питомцев. Семья Чавровых увлеклась авиацией. Хотя "увлеклась" - это слабо сказано. Небом не увлекаются, им заболевают всерьез и на всю жизнь. Сегодня в авиа-парке этой летающей семьи почти раритетные самолет "Вильга-35" и планёр, а недавно их компанию пополнил современный американский вертолет. На официальном языке все это хозяйство зовется громко - гражданской авиацией. Вот только Чавровы чуть ли не единственные ее представители в Казахстане.

- От винта! - командует опытный летчик, и легкий, словно перышко, вертолет отрывается от земли. Еще секунда - и где-то внизу смыкается наземный мир, превращаясь в причудливые лоскутки различной формы, оттенков, текстуры. Все становится таким крохотным... Вот игрушечный трактор тянет воз с игрушечным сеном, а перепаханное поле с высоты полета кажется шоколадным печеньем.

Что чувствует человек, поднимаясь в небо? Страх пополам с эйфорией. А еще - совершенно неведомую до этого свободу, будто на какой-то миг из одного мира попадаешь в другой. И уже невозможно забыть проносящиеся под ногами вершины холмов и маковки деревьев. Но пора спускаться на землю, полет подошел к концу.

Представьте картину: обычный дачный участок, домик, баня, огород. Вот только забора нет, на его месте - взлетно-посадочная полоса, аккуратно выстриженная газонокосилкой. Рядом ангар с мирно спящим внутри вертолетом, а на лужайке у дома - два самолета. И это все на фоне деревенского пейзажа с ульями, тракторами и гуляющими буренками. Впрочем, местные жители к такому соседству привыкли. Без малого четверть века прошло, как Чавровы обосновались в этих медвежьих краях.

А началось все еще раньше. И не здесь, а в Челябинске, где Геннадий Чавров заканчивал летное училище, в которое поступил сразу же после девятого класса. Потом была летная подготовка в Куйбышеве и работа в Казахстане в известном всему Союзу Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).

В это же время в аэроклубе Усть-Каменогорска усердно занималась Галина Егорычева, храбрая девушка и первоклассный пилот. Молодые люди повстречались на одном из международных соревнований, организованном ДОСААФ, и больше не расставались.

- Авиация - это совсем другие отношения по жизни, - говорит Галина. - Это понимание без слов, это стопроцентное доверие друг к другу.

В середине 1980-х семья Чавровых перебралась в Усть-Каменогорск, где Геннадий стал работать инструктором в аэроклубе местного филиала ДОСААФ.

- Занятия в клубе были путевкой в жизнь для молодежи, - вспоминает Геннадий Михайлович. - Сколько ребят приходило к нам! Тот, кто прошел школу ДОСААФ, легче поступал в военное училище, потому что проходил испытания, определял свои силы и готовность к профессии.

В те времена сотни молодых ребят и девчат занимались парашютным спортом. Молодежь не бездельничала, а была настолько увлечена, что вставала в три часа утра, чтобы попасть на очередные парашютные прыжки!

Аэродром ДОСААФ недалеко от поселка Степное под Усть-Каменогорском был эпицентром жизни молодежи, увлеченной авиацией. А местные мальчишки с горящими глазами наблюдали за полетами. Каждый день провожая и встречая маленькие самолеты, они мечтали и верили, что когда-то тоже смогут стать летчиками.

- Летали маршрутами, - рассказывает Геннадий. - В авиапарке клуба насчитывалось более десяти буксировочных самолетов, а планёров - вообще порядка тридцати. Усть-Каменогорский аэроклуб считался самым лучшим в Казахстане. Основные призовые места на республиканских соревнованиях занимали планеристы и парашютисты именно нашего клуба. В Самарском, на бывшем гражданском аэродроме, организовывались летние сборы курсантов для подготовки в высшее летное училище.

В начале девяностых, как и всё на постсоветском пространстве, ДОСААФ пришло в упадок. Оплачивавшего работу тренера и техники государства больше не существовало. Аэроклуб, курсанты и инструкторы оказались никому не нужны.

- Авиапарк растаскивали по кускам, - вспоминает Геннадий. - Доходило до того, что ночью приходили и лопасти отпиливали, в металлолом сдавали.

- Мы написали письмо в аэроклуб, где попросили продать авиационную технику, - продолжает Геннадий. - Я к тому времени пробовал бизнесом заниматься, кое-что сам накопил, чем-то друзья помогли.

Так планёр и "Вильга" оказались дома, где их отмыли, почистили и отремонтировали. Словом, окружили заботой и вниманием.

Мастер спорта, летчик первого класса Геннадий Чавров сейчас имеет скромные корочки пилота-любителя. В небо летчик поднимается не часто. Работа занимает практически все свободное время. Железные крылья ждут до выходных.

- Куда вы обычно летаете?

- Да вокруг огорода. Чтобы получить удовольствие, много не нужно.

- А все-таки, может быть, есть традиционные, особенные маршруты?

- Смотрите, какие у нас места красивые. Тут и наш маршрут - летаем в радиусе 40 км при наличии радиосвязи с диспетчером аэропорта. Каждый год обязательно отмечаем День воздушного флота по советскому стилю - в третье воскресенье августа. Приезжает много друзей, в том числе из других стран, с которыми раньше вместе летали.

- Галина, а вы сейчас за штурвал садитесь?

- Нет, только на место пассажира. Еще в молодости дала себе зарок, что как только выйду замуж, уйду из авиации. Кто-то в семье должен быть на земле.

- А вертолет у вас когда появился?

- В прошлом году. Это совместное приобретение с другом. Чтобы освоить технику полета на этом судне, я прошел специальные обязательные курсы в России, получил сертификат. А вот чтобы поставить на учет вертолет в нашей стране, понадобилось восемь месяцев.

- Почему так долго?

- Сам Комитет гражданской авиации за последние годы столько претерпел изменений, столько было введено и отменено нормативных документов, что теперь возникают сложности. Доходит порой до абсурда! Например, вот на этот самолет пришлось собрать кипу различных документов. А с вертолетом вообще смешная история произошла. Видите, у него на хвосте номер 001 – это первый зарегистрированный в Казахстане частный вертолет. Три месяца проходили процедуру оформления. Из-за бумажных коллизий наш вертолет чуть "Боингом -737" не стал.

Маленькая деревянная часовенка напротив дачного участка Чавровых всегда открыта. Это еще один символ - уже духовной связи с небом.

- Мы построили ее десять лет назад, - рассказывает Галина Николаевна. - Увидев сначала точно такую на Белой Убе за Риддером.

На строительство часовни благословление дали в храме Пресвятой Богородицы, что находится в поселке Мирный в Усть-Каменогорске. Открытие божьего дома освятил священник из этой церкви. Часовне дали имя Николая-чудотворца.

- Сюда приезжают из окрестных деревень, - говорит Галина. - Кто-то приносит и оставляет здесь иконы, фигурки святых.

Даже зимой тропинку к маленькой часовне не заносит снегом.

...Все когда-то заканчивается. Прошел, словно сон, и мой полет, оставив после себя приятные воспоминания. Небо взаправду заразительно прекрасно. Как жаль, что теперь оно так далеко от простых смертных. Чавровы сберегли осколки прошлой аэрожизни Восточного Казахстана. Да только передать наследие оказалось некому.

Анастасия Куприянова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней