Включите JavaScript в настройках браузера.
16 августа 2025
Сейчас читают:

Как решается в ВКО проблема свободного доступа к воде?

Как решается в ВКО проблема свободного доступа к воде?
Дикий пляж

Летом в Восточном Казахстане традиционно обостряются конфликты вокруг прибрежных зон отдыха. Люди, которые устремляются на пляжи, заинтересованы в бесплатном доступе к местам купания. Но открытие пляжей для всех бьёт по интересам владельцев прибрежных участков. На чьей стороне закон и возможно ли решение, которое устроит всех, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Пляжи и заборы

Вот уже несколько лет Дмитрий не был в родных краях. Приехав домой, мужчина решил выехать с друзьями на шашлыки. Но вокруг места, где он любил отдыхать, обнаружился забор.

— Четвёртое озеро на Сибинах всегда было доступно для всех! — возмущается Дмитрий. — А сейчас владельцы базы огородили весь берег и берут плату за въезд. На Сибинских озёрах больше не осталось места, куда можно подъехать на машине и расположиться у воды. А если я не хочу платить неизвестно за что? У нас в Казахстане вроде бы земля и вода — собственность всего народа. Или уже нет?

Негодование мужчины разделяют многие жители ВКО. Наша область богата водоёмами, где можно приятно проводить время в летнюю жару. Но многие берега, которые прежде были общедоступными, теперь заняты частными владениями, базами отдыха, пансионатами и дачными посёлками. Всё это зачастую огорожено заборами или шлагбаумами, закрывающими доступ к воде для посторонних. Прогулка вдоль берега, к примеру, у баз в районе Новой Бухтармы стала физически невозможной — непременно упрёшься в ограду, уходящую прямо в воду. Владельцы прибрежных территорий настаивают: земля куплена или арендована на законных основаниях. Так что они вправе регулировать, кто и на каких условиях туда входит.

Пляжные страсти

Конфликт интересов между отдыхающими и владельцами прибрежных территорий в ВКО — это наследие "глухих 90-х", когда побережья были распроданы в частные руки без наложения сервитута. Но доступ к водоёмам, в том числе к прибрежной полосе, является законным правом граждан, которое обеспечивается так называемым "публичным сервитутом". Это ограничение права собственности без изъятия земли для обеспечения, прохода или проезда, а также свободного доступа к прибрежной полосе. Вот только добиться его реализации на практике иногда бывает совсем непросто.

Самая впечатляющая "пляжная война" развернулась вокруг популярного пансионата "Голубой залив". Владелица, выкупившая пансионат, закрыла вход на территорию для посторонних. В результате берег оказался недоступен не только для отдыхающих, которые не имеют путёвки в пансионат, но и для жителей посёлка, который некогда возник как раз для обеспечения жизнедеятельности "Голубого залива". Хочешь попасть на пляж — плати!

Такое положение вещей затронуло интересы слишком большого количества людей. По инициативе акима ВКО была создана комиссия для восстановления доступа к воде и удаления физических преград. Решением акимата района Алтай от 28 октября 2019 года публичный сервитут был установлен на прибрежных участках. Владелица "Голубого залива" оспорила постановление в судах, но судебные инстанции подтвердили законность решения местных властей.

В итоге доступ на пляж был открыт для всех желающих. Но присутствие большого количества посторонних людей породило новые проблемы. К примеру, поставило под вопрос возможность функционирования детского оздоровительного лагеря "Балакай", расположенного на территории пансионата. Взрослые, которые расслабляются под спиртное на пляже, — такое соседство в Казахстане запрещено законом.

Введение публичного сервитута на Бухтарминском побережье вызвало бурную реакцию: часть владельцев поддержала его, другие подали в суд. Одни опасаются, что поток отдыхающих нанесёт ущерб бизнесу, другие — что интересы крупных застройщиков были лоббированы в обход малых собственников.

— Мы за доступ, но против превращения пляжа в свалку, а дороги — в трассу. Если приезжают сотни машин, кто будет за ними убирать? — резонно возражают предприниматели.

Плата за удобство

Вопрос взаимоотношений между отдыхающими и владельцами участков в Казахстане решили урегулировать на законодательном уровне в новом Водном кодексе. Разъяснения по этому поводу вышли в июле 2025 года на официальном сайте Министерства водных ресурсов и ирригации РК.

— Туризм, купание, рыбалка, прогулки — все это входит в право общего водопользования, закрепленное новым Водным кодексом, — комментирует министр водных ресурсов и ирригации Нуржан Нуржигитов. — Каждый гражданин имеет право общего водопользования для личных целей, если это не связано с предпринимательской деятельностью. Запрещается установка заборов и других ограничений. Исключение — организованные пляжи, официально определенные местными исполнительными органами. В таких местах могут предоставляться платные услуги, но плата взимается только за сервис, а не за проход к воде.

На днях корреспондент YK-news.kz побывал на четвёртом Сибинском озере Коржынколь, плата за доступ к которому так возмутила нашего земляка. Ограда и пост на въезде на базу "Тур Алтай" и впрямь присутствуют. На воротах укреплён баннер со списком услуг, которые отдыхающие могут получить, и разъяснения, за что взимается плата. При этом охрана никаких денег не потребовала, а для выяснения всех вопросов предложила проехать на базу и побеседовать с администратором.

— Мы берём деньги на въезде за пользование туалетом, который у нас убирается ежедневно, — поясняет администратор базы Асем. — Там есть тёплая вода. Ежедневно проверяем, чтобы были бумага и мыло. В кафе установлены бойлеры, где люди могут набрать кипятка в холодную погоду. Также плата взимается за ежедневную уборку мусора, в том числе на пляже. У нас по всей территории установлены мусорные баки, натянуты мешки. Из баков содержимое вывозим два раза в неделю, чтобы это не стояло и не воняло. Если вы заплатили на въезде, то всё это предоставляется бесплатно. Включая мангальные зоны у пляжа, где можно пожарить шашлыки. Можно заплатить дополнительно — и на весь день снять беседку на воде.

Вложения в сервис на базе видны, что называется, невооружённым глазом. Зона пляжа в этом году полностью очищена от камыша. Установлены многочисленные качели с навесами, появились летние юрты. Выкошена трава. Недоступной для отдыхающих остаётся только зона для экстремального туризма и скалодром. По словам нашей собеседницы, они в исправном состоянии. Проблема в отсутствии инструктора, под присмотром которого желающие могли бы воспользоваться этими опасными развлечениями.

Берег озера, попавший в зону ответственности базы, стал чистым. Накануне нашего посещения был День строителя, который люди отмечали с большим количеством спиртного, шашлыков и арбузов. Но к десяти утра на всей огороженной территории не было ни одной бутылки или корки. На уборку работники базы выходят уже с пяти утра.

В то же время, по словам администратора, возможность бесплатно заехать дикарями на необустроенный берег у людей по-прежнему есть. И мусор за такими отдыхающими работники базы тоже уберут.

— Конфликты с теми, кто не желает платить, у нас бывают, — констатирует Асем. — Хотя в последнее время уже меньше. Мы говорим: "У вас есть право бесплатного доступа к воде. Но тогда вы не пользуетесь туалетами, не сидите на качелях. Пожалуйте в зону дикарей! В основном люди уже понимают. А кому надо бесплатно — есть же муниципальный пляж на третьем озере.

К слову, многие отдыхающие готовы платить именно за комфорт и безопасность. Жительница Усть-Каменогорска Ольга много лет снимает домик на базе в районе второго Сибинского озера. И она вовсе не хочет, чтобы доступ к берегу открыли для всех.

— Эта база изначально была камерной, — рассказывает горожанка. — Заходишь, ворота закрываются. И ты спокоен, что никто посторонний туда не войдёт. Можно спокойно отпускать ребёнка на спортплощадку, на игровую площадку. Все друг у друга на виду, за неделю примелькаются. Обеспечена и уборка, и присмотр за купающимися. А если будет свободный доступ, толпа, как на общественном пляже, о тихом семейном отдыхе придется забыть. Мы немалые деньги платим, чтобы было чисто и спокойно.

Почувствуйте разницу!

Показательная история случилась на берегах Дубыгалинского озера, которое в народе носит имя Окуньки. Несколько лет назад владелец базы "Алишер" установил шлагбаум и платный въезд на участок берега, примыкающий к базе. В результате платный кусок берега стал настоящим оазисом чистоты. Специально для приезжающих были поставлены туалеты в зоне пляжа. Многие водители охотно расставались с небольшой суммой за проезд, чтобы отдыхать в чистоте и удобстве.

В то же время свободные территории на побережье этого красивейшего озера давно превратились в настоящую помойку. В зоне дикого пляжа битыми бутылками, пластиком, пищевыми отходами и экскрементами завалили каждую удобную щель между скалами.

— С кем только я не воевал за этот порядок! — рассказывает владелец базы отдыха "Алишер" Бахытбек. — Лет пять или шесть назад меня заставили открыть въезд. Аким Уланского района сказал: "Если не уберёшь пост, насчитаем штрафы за все годы, что он стоял". Я не стал спорить. Для своих отдыхающих у меня мусорка стоит, общественный туалет. Хотя есть санузлы в каждом доме. Людей только жалко. Им некуда пойти, только в скалы.

Сегодня бесплатный доступ к берегу существует на всей акватории Окуньков. При этом чистыми остались лишь зона баз отдыха, имеющих сплошное ограждение. Правда, нам показалось, что количество мусорных куч на берегу слегка поубавилось. Как оказалось — усилиями местных исполнительных органов и бизнеса.

— Три недели назад акимат организовал уборку, — излагает свою версию Бахытбек. — Уже невозможно было, столько мусора навалили. Аким Таврии нашёл погрузчик, а на машину денег не хватило. Я вызвал свой грузовик. Часть вывезли, остальное так и осталось. Я когда убирал сам, вывозил дважды в неделю. Мои работники заходили даже с граблями в камыши. А сейчас этим не занимаются. Раньше акимат села Гагарино старался каждую неделю отправлять людей для уборки. Сейчас никому ничего не надо.

И впрямь, побережье вокруг давно переполненных контейнеров в зоне общего пользования производит удручающее впечатление: запах, мухи, полиэтиленовые пакеты летают. А земля сверкает и переливается от битого стекла. Здесь не то что отдыхать — пройти лишний раз противно. Местные власти взяли на себя обязанность обеспечить  доступ к воде и чистоту побережья. Да только вот не всё у них получается.

Есть ли компромисс?

Решения существуют, их уже успешно применяют в других регионах Казахстана. К примеру, в Актау часть прибрежных пляжей была передана в доверительное управление частной компании. Условие — вход бесплатный для всех, но при этом предприниматель получает право оказывать платные услуги (прокат, кафе, инфраструктура) и зарабатывать на этом. Результат — чистый пляж, бесплатный вход, довольные люди и устойчивый бизнес.

Другой путь — организация муниципальных пляжей, где акимат обеспечивает уборку за счёт бюджета, а бизнес предлагает дополнительные удобства. Возможно введение договорных механизмов между владельцами и местными властями — например, соглашения о софинансировании содержания пляжа при условии свободного входа.

Механизмов много, но требуется политическая воля и открытый диалог. Никто не требует от предпринимателей работать себе в убыток. Но и право людей на отдых — не менее значимо. ВКО — регион с богатым туристическим потенциалом. И если доступ к воде продолжит быть полем битвы между гражданами и собственниками, то проиграют все.

Ирина Плотникова
Фото автора

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней