Как оценивается сейсмическая опасность в ВКО?
С начала 2024 года произошёл целый ряд землетрясений в юго-восточной части Казахстана. Это заставило жителей страны вновь вспомнить о правилах поведения при сейсмоугрозе, а также о том, что значительная часть РК находится в зонах с повышенной сейсмической активностью. Возможны ли в ВКО землетрясения большой разрушительной силы? Угрожают ли подземные толчки промышленным объектам Восточного Казахстана? Как сейсмологи отслеживают возникновение потенциальной опасности при движении земной коры, изучал корреспондент YK-news.kz.
Тревоги 2024 года
В ночь на 23 января многие алматинцы проснулись от того, что под ними заходили ходуном кровати. К небольшим землетрясениям в регионе давно привыкли. Но на этот раз сила толчков была такова, что многие жители в панике выпрыгивали из окон вторых и третьих этажей. Страну облетели кадры с камеры наружного наблюдения, на которых видно, как колеблется земля в одном из районов частной застройки южной столицы.
По данным управления здравоохранения Алматы, за помощью с ушибами, растяжениями и другими травмами после этой ночи обратились 44 человека. Три человека сильно пострадали, прыгая из окон, ещё пятеро — выбегая из домов. Хотя на этот раз неодолимая сила Земли, можно сказать, пощадила людей. Информации о жертвах и разрушениях не поступало.
По официальным данным МЧС Казахстана, эпицентр землетрясения располагался в 264 километрах юго-восточнее Алматы — на территории Кыргызстана, на глубине 65 километров. Магнитуда — 7 единиц. Это означает, что землетрясение было довольно сильным. Кроме алматинцев толчки ощутили жители Астаны, областей: Жетысу, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Карагандинской.
Около 10 утра 23 января толчки повторились. На этот раз магнитуда составила 5,8 единицы. Под утро 30 января произошло ещё одно землетрясение аналогичной силы.
В апреле землю снова трясло. Землетрясения происходили на территории Китая 7 апреля (магнитуда — 5,3), 10 апреля (магнитуда — 6), 12 апреля (магнитуда — 5,5). Последнее произошло буквально на днях — 29 апреля (магнитуда — 4,5).
Наши сограждане не зря начали тревожиться и прислушиваться к словам сейсмологов. Миру ещё памятна трагедия февраля прошлого года, когда разрушительные землетрясения унесли десятки тысяч жизней в Турции и Сирии.
Семь, восемь — где-то так!
Участившаяся дрожь Земли, с одной стороны, ставит перед казахстанцами задачи освежить свои навыки борьбы за выживание, отыскать в своём жилище капитальные перекрытия и углы, где можно переждать первые толчки, а заодно снарядить "тревожные чемоданчики".
С другой стороны, это повод для учёных прислушаться к тому, что происходит с нашей планетой. И обновить сейсмологические карты казахстанских регионов. Хотя пока наука не располагает технологиями, чтобы можно было прогнозировать разрушительные землетрясения заранее и обезопасить людей. Но знания о потенциально опасных зонах необходимы при возведении жилья, промышленных предприятий, гидроэлектростанций и прочих серьёзных объектов.
Восточно-Казахстанская область относится к зонам повышенной сейсмической активности, где сильные землетрясения — не редкость.
— Земная кора континентов делится на платформенные и геосинклинальные области, — объясняет заместитель директора по науке Национального научного центра сейсмологических наблюдений и исследований Елизавета Есенжигитова. — Платформы — наиболее стабильные и спокойные области. Геосинклинали — области земной коры, характеризующиеся высокой подвижностью, контрастными изменениями геодинамических напряжений, высокой сейсмичностью. Горы Рудного Алтая, занимающие основную часть Восточного Казахстана, относятся к типичным геосинклинальным структурам. Местные очаги в основном приурочены к горным районам Рудного Алтая и Тарбагатая. Очаги же "транзитных" землетрясений связаны с сейсмоактивными зонами Русского Алтая и Монгольского Алтая.
По данным сейсмологов, с 1761 года в наших краях произошло 51 крупное землетрясение. И это не считая ощутимых афтершоков — повторных и более слабых толчков. Крупные исторические землетрясения из разряда "транзитных" — Хангайское 1905 года и Монголо-Алтайское. На территории Восточного Казахстана их интенсивность достигала пяти – шести баллов. Серьёзные местные землетрясения фиксировались в Восточном Казахстане 13 января 1887 года (магнитуда — 5,8, интенсивность — 7 баллов) и 21 мая 1901 года в Риддере (магнитуда — 5,6, интенсивность — 7 баллов).
— Имеющиеся сведения о сильных исторических землетрясениях региона, хотя и скудные, позволяют говорить, что за последние 250 лет интенсивность сильных землетрясений не превышала 7 баллов, — констатирует Елизавета Есенжигитова. — В 1990 году произошло восьмибалльное Зайсанское землетрясение с магнитудой 6,9.
Потенциальная угроза
Как утверждают сейсмологи, геологические процессы протекают медленно, на протяжении столетий. Но каждое крупное землетрясение оставляет след в земной коре в виде геологических разломов. Такое смещение может стать источником новых толчков. Поэтому сейсмологи изучают расположение геологических разломов и создают их карты, чтобы выявить потенциально опасные зоны.
— В основном земля выпускает свою внутреннюю энергию через разломы, — рассказывает сейсмолог. — И если на ее пути будут какие-то сооружения, то они будут разрушены. Важно и то, как в этот момент колеблются разломы, в одном направлении или врозь. Если в одном, то пострадает меньшее число объектов, если в разных, то масштабы будут серьезнее. Мы не говорим, что у нас часто происходят землетрясения, поэтому нельзя строить дома. Если каждый строитель будет соблюдать эти нормы, то при сильном землетрясении количество жертв и разрушений будет минимальное.
Общая карта сейсмического зонирования Казахстана составлялась ещё в советское время — в 1986 году. К нашему времени эти данные сильно устарели. Ведь с тех пор было несколько сильных землетрясений. Поэтому в 2017 году было завершено и утверждено общее сейсмическое зонирование территории Казахстана. На основе этой карты разрабатывались строительные нормы и правила для разных регионов страны. Но каждая область имеет свои геологические особенности, а значит, нуждается в собственной карте разломов. Специальные исследования в 2021 – 2023 годах проводились в наиболее сейсмоактивных районах страны: Алматинской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областях и в Усть-Каменогорске.
В Восточном Казахстане много серьёзных промышленных объектов: заводы, шахты, ГЭС. Разумеется, жителей волнует, не располагаются ли они в зонах тектонических разломов. И какова степень их надёжности и устойчивости в случае большого землетрясения? Что касается наших гидроэлектростанций, то здесь выводы специалиста обнадёживают.
— При строительстве каскада Иртышских ГЭС были учтены все геологические, гидрологические, сейсмические и другие условия, — заверяет Елизавета Есенжигитова. — Но существует срок эксплуатации инженерных конструкций. Необходимо регулярно проводить работы по техническому обслуживанию ГЭС и своевременному выявлению возможных нарушений.
Гораздо серьёзнее дело обстоит с шахтами. По словам сейсмолога, каждое рудное месторождение прямо или косвенно связано с тектоническими разломами. Исторические выработки в ВКО велись с XVIII века. Карты многих из них на сегодня утеряны.
— Каждое месторождение уникально, — подчеркивает Елизавета Есенжигитова. — Чтобы оценить, могут ли разломы нести угрозу населённым пунктам и инфраструктуре, надо проводить дополнительные исследования. Часть промышленных объектов тоже может находиться в зоне разломов. Чтобы определить степень угрозы, нужно всё исследовать. Например, такие исследования проводились с 2006 по 2015 год под эгидой МАГАТЭ на территории АО "Ульбинский металлургический завод". Участвовали международные эксперты.
Что касается населённых пунктов Восточного Казахстана, то какие-то из них наверняка располагаются над скрытыми трещинами в земной коре. Крупномасштабные исследования с определением потенциальной опасности для того или иного города или посёлка — это вопрос для дополнительного изучения. А пока сейсмическую обстановку в регионе постоянно мониторят станции непрерывной регистрации. Они были установлены и запущены в 2021 – 2023 годах в рамках работ по оценке сейсмической опасности городов и районов ВКО. Первая — в городе Алтае. Другая располагается в селе Урыль Катон-Карагайского района. Третья — в селе Мариногорка Кокпектинского района. В рамках международного проекта была модернизирована ранее существовавшая сейсмостанция в городе Зайсане и запущена новая — в селе Ушаново. Не остался без внимания и областной центр.
— В течение трёх лет проводились научно-исследовательские работы по разработке карт детального сейсмического зонирования Восточно-Казахстанской области и карт сейсмического микрозонирования города Усть-Каменогорска, — констатирует сейсмолог. — На территории ВКО были установлены три широкополосные сейсмостанции. А на территории Усть-Каменогорска — десять пунктов сильных движений. Некоторые станции стоят в зданиях ДЧС и Казселезащиты. В 2024 году, после утверждения карты были направлены в акиматы ВКО и Усть-Каменогорска, а отчёт о научно-исследовательских работах — в МЧС РК для дальнейшей работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в ВКО.
Наша справка
Магнитуда землетрясения — это энергия, которая выделилась в эпицентре в виде сейсмических волн. Измеряется по девятибалльной шкале Рихтера. Магнитуда в две единицы ощущается на поверхности в виде слабых толчков. При 4,5 единицы происходят первые разрушения. Магнитуда в 6 единиц вызывает умеренные разрушения. Самые сильные из известных землетрясений имели магнитуду 8,5 единицы.
Интенсивность землетрясения — это величина сотрясения земной поверхности. Измеряется в баллах. В России, Европе и США применяется 12-балльная шкала интенсивности.
Ирина Плотникова