Включите JavaScript в настройках браузера.
5 апреля 2024
Сейчас читают:

В ВКО прошёл областной форум педагогической поддержки родителей

Общеизвестно, что наших детей воспитывают семья, школа и общество. В десятилетия, последовавшие за крушением социалистической системы, среда редко была ласковой к нашим детям. Но и родители в деле воспитания сегодня слишком часто оказываются не на стороне педагогов. Для обсуждения проблемы взаимодействия школы и семьи в Усть-Каменогорске собрались 250 учителей со всего Восточного Казахстана.

Основа мироздания

Одним из критериев благополучия любой страны в современном мире является то, насколько в ней обеспечено благополучие подрастающего поколения. Сегодня на маленьких казахстанцев негативно влияют два фактора: недостаток эмоциональных контактов и переизбыток информации. Наши дети не умеют справляться со своими чувствами, особенно если кто-то учиняет над ними эмоциональное насилие. Не в последнюю очередь именно эта проблема становится причиной детских и подростковых суицидов.

Незаменим для детей эмоциональный опыт, получаемый в стенах родного дома. К сожалению, сейчас многие наши сограждане сконцентрировались на достижении материального благополучия. Родители тратят время и силы, чтобы прокормить и обучить детей, обеспечить их модной одеждой и престижными гаджетами. При этом они иногда обделяют своих чад тем, что может оказаться гораздо важнее для всей их дальнейшей жизни.

— В ответ на тревожность, разлитую в окружающем мире, современным детям жизненно необходимы сочувствие и эмпатия, эмоциональный интеллект, осознанность и внимательность, способность сохранять концентрацию и критическое мышление в любой стрессовой ситуации, — констатирует ведущий специалист Национального научно-практического института повышения благосостояния детей «Өркен» Еркимбек Аязбаев. — Жизнестойкость человека обусловлена субъективным восприятием благополучия. Если ребёнок не получает в семье любовь и поддержку, его эмоциональное неблагополучие проявляется в расторможенности, агрессии, или наоборот — заторможенности, страхах, изолированности. И это будет сопровождать ребёнка во взрослой жизни. Если же в семье есть любовь и поддержка, то ребёнок пребывает в комфорте, который обеспечивает доверительное отношение к миру, высокую самооценку и самоконтроль, ориентацию на жизненный успех.

Все основные навыки человеческого общежития формируются у детей в семье. И если родители сами не умеют правильно взаимодействовать с социумом, ребенок наследует и воспроизводит все их ошибки. Поэтому в Казахстане сегодня уделяется повышенное внимание воспитанию культуры общения в семье. Центры педагогической поддержки родителей были созданы по всей республике с сентября 2023 года. Цель этих центров — укрепление взаимоотношений родителей и школы в процессе обучения и воспитания детей. Во всех 343 школах области открыты кабинеты педагогической поддержки родителей. Созданы методические рекомендации для работы с семьями. Программы педагогической поддержки родителей, применяемые в этих центрах, основываются на национальных семейных ценностях.

— Главное в нашей работе сейчас — вернуть доверие родителей школе, классному руководителю, директору, — комментирует руководитель управления образования ВКО Иннеса Чернышёва. — Раньше родители слушали педагога, выполняли рекомендации, которые он давал по воспитанию ребёнка. Сегодня нужно признать, что эти связи несколько утеряны. Конечно, мы не можем воспитывать родителей. Это не наша функциональная обязанность. Но мы можем оказывать им содействие и помощь в воспитании детей, поскольку компетентны в этих вопросах. Мы этому учились. У нас есть практический опыт.

За три учебные четверти в этих центрах прошло более 17 тысяч мероприятий, которыми было охвачено 58 624 родителя.

Не кулаком, а словом

Подростковая травля, которую в наши дни называют буллингом, во все времена была одним из самых травматичных опытов растущего человека. Буллинг чаще возникает там, где дети предоставлены сами себе, не имеют положительного опыта или примера при формировании межличностных отношений. В детских сообществах, которые самоорганизуются стихийно, часто царит «право сильного». А дети, которые хотя бы чем-то отличаются от других, подвергаются психологической травле или даже физическому насилию. Печальный пример подобных отношений в подростковой среде всколыхнул весь Усть-Каменогорск в прошлом году. Тогда несколько девочек-подростков выложили в социальные сети видео издевательств над сверстницей.

— Сегодня дети проявляют агрессию не только в отношении друг друга, но и по отношению к родителям, — бьёт тревогу Иннеса Чернышёва. — Буллинг — это системное выражение агрессии по отношению к ребёнку одним человеком либо целой группой детей. То, что ребёнок подвергается буллингу, можно заметить по его поведению. И прежде всего это замечают именно родители. Это всегда хорошо видно. Либо он приходит окрылённым какими-то учебными открытиями, либо замыкается у себя в комнате и не идёт на контакт. Значит, что-то мешает ему радоваться жизни, полноценно развиваться. Родитель должен прийти в школу и выяснить причину. Это и есть родительская работа. Но у нас сегодня, к сожалению, если что-то не так у ребёнка, то родители обращаются к нам не за помощью, а с претензиями. Этот формат надо менять.

Свой позитивный опыт успешной учительской и родительской борьбы с буллингом имеется в лицее № 44 имени Оралхана Бокея. Им поделилась на форуме председатель родительского комитета лицея, руководитель неправительственной организации «Нұрсана» Нурия Темирханова. Она предложила список практических советов для родителей по борьбе с травлей.

Другим способом пре­одолеть подростковую жестокость является опыт школьной медиации, который успешно применяется, в частности, в школах Уланского района. В последние годы слово «медиация» — «примирение» прочно вошло в наш лексикон и практику не только судебной системы, но и воспитательной работы. Председатель общественного объединения «Улан-медиация» Тулетай Танекенова работает профессионально в сфере медиации уже девять лет. В начале своей деятельности она сотрудничала с пенсионерами, ветеранами, членами женсоветов. Затем начала обучать медиации школьников седьмых – девятых классов. Она считает, что лучше всего привлекать к деятельности медиаторов-примирителей вовсе не отличников, а ребят, у которых в жизни имеются трудности.

— Почему у них трудности? Семья от них отошла, друзья отвернулись, сам на попечении бабушки, — поясняет Тулетай Танекенова. — Им лучше учиться разрешать конфликты, иначе в перспективе у них будет "административка" или "уголовка". Они начинают посещать занятия, им становится интересно. Ребятишки, которые к нам ходят, себя в обиду не дадут, потому что умеют ответить грамотно. И себя защитят, и других.

Дети, обучающиеся позитивным стратегиям поведения в конфликте, со временем обретают навыки правильного общения в социуме. На занятиях они отрабатывают не только реальные ситуации, возникающие в школе и в семье, но и моделируют возможные конфликты и выходы из них. Они начинают иначе оценивать и деятельность своих родителей. Не секрет, что не всегда взрослые могут быть образцом поведения для своих детей.

— Сегодня родители отрываются от детей, — констатирует Тулетай Заманбековна. — Телефон в руки дали, главное, чтобы не мешал. О каком примере может идти речь? Одна девочка из четвертого класса мне однажды рассказала: «Когда мы едем в автобусе, мама мне говорит: «Садись и никому место не уступай!» А если бабушка зайдёт? Скажите, моя мама неправа?» Какой дать ей ответ, чтобы маму не обидеть? После занятия я ей говорю: «Когда в следующий раз будет такая ситуация, можешь ей сказать: «Мама, когда ты будешь старенькая, мои дети тоже тебе не будут место уступать. Ты же меня так научила». Правильно ли я ей ответила? Мы должны учить детей на примере собственного поведения. 

Иначе это не работает.

Работа школьных медиаторов Уланского района дала существенные результаты. В 2015 году по району насчитывалось 42 правонарушения, совершённых несовершеннолетними. В прошлом году было только два таких эпизода.

В трудной ситуации

В семейной истории бывают моменты, когда взрослым трудно найти взаимопонимание со своими детьми. Эти конфликты могут усугубляться и даже довести подростка до беды. В таких случаях незаменима помощь квалифицированных специалистов, которые помогут родителям и детям понять друг друга и найти конструктивные пути разрешения возникающих проблем.

С 1 апреля 2024 года в Усть-Каменогорске официально начал действовать Региональный центр психологической поддержки и помощи управления образования ВКО. Постановление о создании такой структуры вышло ещё в начале января. Теперь начинается непосредственная работа с подростками и их родителями.

— С апреля мы в полноценном режиме начинаем оказывать помощь семьям и детям в трудной жизненной ситуации, — комментирует исполняющая обязанности директора КГУ «Региональный центр психологической поддержки и помощи» Лилия Куземко. — К нам могут обратиться дети со своими родителями или родители самостоятельно по любым проблемам, касающимся насилия и жестокости, буллинга, детско-родительских отношений, проблем в эмоциональной сфере, профилактики суицидальных рисков. Можно звонить по телефону доверия 26-68-92. Этот телефон работает круглосуточно. Если человек хочет, он может обращаться анонимно. Конфиденциальность в любом случае будет сохраняться — независимо от места учёбы или работы. Нас можно найти в социальных сетях по хештегу #Служба доверия. В очном режиме мы принимаем в дневное время: с 9.00 до 18.00. Но дежурные специалисты работают до восьми вечера. В выходные дни будут организованы онлайн-консультации и очный приём дежурными специалистами. Записывайтесь предварительно и приходите!

В настоящее время Региональный центр психологической поддержки и помощи работает в здании Дворца творчества школьников.

Ирина Плотникова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней