Усть-Каменогорск. Истории о том, когда способны помочь только вертолёты
В феврале 2024 года больше ста автомобилей на трассе в Кокпектинском районе попали в сильную метель и оказались в ловушке. Снежные переметы, нулевая видимость, люди в отчаянии. На помощь пришло Авиационное подразделение ВКО: вертолет Ми-8 смог выполнить два рейса и эвакуировать из опасного места большую часть людей. Весной в Восточном Казахстане другие сложности — паводок, и здесь тоже не обойтись без вертолетов. Летом-осенью полыхают пожары, и снова в небо взлетают винтокрылые машины. Кто и как в ВКО работает на вертолетах — в нашем материале.
Жизненно важно
Развитие вертолетной авиации в ВКО началось еще 70 лет назад. Это было жизненно необходимо: в Восточном Казахстане много труднодоступных горных и высокогорных участков. При таком географическом положении даже сегодня современная автомобильная спецтехника часто оказывается бессильной. Немало случаев, когда только на вертолете можно выполнить аварийно-спасательные операции, работать в условиях ЧС и доставить тяжелобольных из отдаленных районов.
В нашей области работает Авиационное подразделение ВКО. Это единственное авиационное предприятие в Казахстане, которое не распродало и сохранило государственное имущество в виде зданий, сооружений и вертолетов. Компания планово производит капитальный ремонт и техническое обслуживание вертолетов, а пилоты успешно летают на них с 1997 года. Предприятие выполняет авиационные работы для государственных и частных предприятий как региона, так и республики.
— Наша основная масштабная задача — мониторинг и тушение пожаров, то есть охрана лесного фонда области, — объясняет директор Авиационного подразделения ВКО Каликан Байгонусов. — В среднем по ВКО ежегодно обнаруживаем и устраняем до 200 лесных пожаров. На балансе нашего предприятия — семь вертолетов Ми-2 (участвуют в мониторинге пожаров, сообщают координаты точек возгорания) и два вертолета Ми-8 (участвуют в тушении огня, так как снабжены водосливным устройством). Все вертолеты в данное время используются по назначению. Авиационное подразделение имеет долгосрочный план по капитальному ремонту вертолетов в Республике Казахстан и Российской Федерации, а также сертификат по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники на базовом аэродроме.
Огненная стихия
Денис Грунский — опытный пилот. Он летает с 2006 года. Сначала управлял самолетом Ан-2, потом переучился на вертолет. Девять лет назад стал командиром судна.
— Помню, как впервые в качестве шеф-пилота полетел на пожар, — делится Денис Грунский. — Это было в 2019 году в Баянауле Павлодарской области. Озера посреди степи, заповедная зона и — масштабный пожар. Тогда я первый раз работал с водосливным устройством (ВСУ) и побил на тот момент все рекорды пилотов нашей области: за день выполнил 40 сливов воды!
Это много. Ведь сначала нужно улететь к водоему, наполнить ВСУ водой, взлететь, вернуться к пожару и произвести слив воды на огненную стихию. Вот все эти действия Денис Грунский и выполнил 40 раз за день. А за три дня он произвел 72 слива.
От воды, которую доставляют вертолеты, зависит судьба лесов и степей. Когда разгорается верховой пожар в горной местности, зачастую единственная надежда — только на вертолеты. И если возгорание масштабное — на помощь прилетают винтокрылые машины со всей республики.
У Владимира Ларионова — 40-летний опыт работы в небе. Он управляет вертолетами Ми-2 и Ми-8.
— Сейчас есть и дроны, и спутниковое наблюдение, но вертолет по-прежнему считается самым эффективным способом борьбы с пожарами, — уверен Владимир Викторович. — Лесники говорят, что именно мы, пилоты, сообщаем наиболее точные сведения и координаты возгораний. У вертолета есть свои неоспоримые преимущества — он может летать на малых скоростях, производить посадку на ограниченных площадках: вертолету не нужен аэродром. Прошлый год был очень пожароопасным. Помню, как летом после сильной грозы мы зафиксировали по области 36 возгораний! В итоге — ни одного пожара. Это значит, что мы вовремя успели заметить, беды не произошло. Очень печально, когда приходится смотреть с высоты на черные погибшие участки леса.
В экстремальных условиях
Помимо тушения пожаров, Авиационное подразделение ВКО часто участвует в поисковых и аварийно-спасательных работах. За годы полетов пилоты видели многое, но даже их поразил недавний буран в феврале в Кокпектинском районе. Тогда на трассе застряли более 100 человек.
— Мы знали, что там сильная метель, но только по прилете на место поняли масштаб стихии, — вспоминает Денис Грунский. — На автомобильной трассе стояли около ста машин, и не в ряд, а вразнобой, то есть люди пытались объезжать друг друга, но безрезультатно - все застряли в снегу. Мело очень сильно, видимость была плохая. Я был вторым пилотом, понимал, что ситуация сложная. Командир судна смог дважды посадить вертолет прямо на автомобильную трассу, и двумя рейсами мы вывезли большую часть пострадавших из опасного места. Я видел, что у людей была настоящая паника. В первую очередь старались садить на борт детей, женщин и пожилых. Кстати, был даже грудной малыш — его, всего закутанного, из рук в руки передали к нам на борт вертолета. На третий рейс топлива нам уже не хватило, и оставшихся людей помог вывезти прилетевший вертолет из Семея.
После этого страшного бурана в Авиационное подразделение ВКО приехал министр по чрезвычайным ситуациям и лично вручил медали Денису Грунскому и еще двум членам экипажа за спасение людей в Кокпектинском районе.
Сложные задачи
С 3 мая 2023 года Авиационное подразделение ВКО прошло перерегистрацию и стало коммунальным государственным предприятием на праве хозяйственного ведения. С этого момента предприятие самостоятельно решает свои финансово-хозяйственные вопросы. Предприятие на общих основаниях участвует и в сфере государственных закупок.
— В последнее время в интернете появилось много спекуляций на тему государственных закупок, — говорит командир воздушного судна Денис Грунский. — Как вы думаете, те, кто об этом пишут, хотя раз позвонили в отряд, спросили, на что идут бюджетные деньги? Нет. Ни одного звонка. Поэтому мне хотелось бы спросить этих журналистов, готовы ли они посмотреть в глаза родственников, чьих близких мы не смогли бы спасти из-за отсутствия средств. Или тех, чьи дома сгорели из-за того, что пожар вовремя не был обнаружен... Писать просто, считать и думать сложнее.
— Некоторым гражданам наши расценки могут показаться высокими, но они оправданы, — объясняет Каликан Байгонусов. — Ведь в стоимость одного летного часа входят не только ГСМ и заработная плата сотрудников. Но и ремонтный фонд, десятки иных расходов. Показательно, что по данным прошлого года у нашего Авиационного подразделения была самая низкая цена в республике.
— Около 95 процентов нашей работы — это труд в сложных экстремальных ситуациях, и только пять процентов — полеты в спокойной обстановке, — добавляет Денис Грунский. — У нас не бывает простой работы и одинаковых полетов. Даже при том обстоятельстве, что все пилоты прекрасно знают область и были во всех ее точках. Но каждый полет всё равно проходит по-разному. И на борту бывают самые разные пассажиры. Электрики, которым нужно устранить обрыв проводов и вернуть электричество в отдаленный поселок. Чеэсники, которые летят с нами на борту для спасения людей. Пациенты в тяжелом состоянии — некоторых медики приносят к вертолету на носилках.
У вертолетчиков — всегда напряженная работа, особенно в период паводка и массовых пожаров. И эту важную помощь с неба пока не могут заменить ни автомобили, ни современные технологии.
Ирина Краскова
Фото из личных архивов Дениса Грунского и Владимира Ларионова