Включите JavaScript в настройках браузера.
13 января 2024
Сейчас читают:

Совет по педагогической этике ВКО порой вынужден разбирать странные жалобы

Консультативно-совещательный орган (КСО) по вопросам педагогической этики работает при департаменте по обеспечению качества в сфере образования ВКО с апреля 2021 года. Жители нашей области активно используют этот инструмент для защиты прав учителей и учащихся в случае их нарушения должностными лицами в системе образования. Вот только иногда эти жалобы сами могут стать поводом для иска о защите чести и достоинства.

В 2023 году КСО рассмотрел 13 обращений от учителей и родителей. В некоторых случаях нарушения педагогической этики были и впрямь вопиющие. Один директор школы прививал дисциплину учащимся поистине солдатскими методами: выставлял провинившихся перед строем, заставлял мыть грязную обувь, стоя босиком на мокром полу, запрещал пользоваться туалетом во время уроков. Другая его коллега неэтично высказалась в соцсетях о деятельности конкурирующей организации образования. Третья грубо бранила учениц, которые, по её мнению, были ненадлежащим образом одеты. Учительница оказалась втянута в ресторанную потасовку с членовредительством. Во всех этих случаях областной совет по педагогической этике рекомендовал применить дисциплинарные взыскания. Всего в минувшем году по результатам работы КСО были наказаны 11 педагогов.

Однако некоторые обращения вызывают искреннее изумление у членов совета. Некоторые заявители не утруждают себя сбором и предоставлением доказательств или свидетелей предполагаемых нарушений педагогической этики, уверенные, что КСО поверит им на слово. Да и то, что в глазах жалобщиков выглядит как попрание их прав и свобод, иногда оказывается элементарными деловыми требованиями.

Учительница заявила, что администрация "вынуждает" её присутствовать на педсоветах и не позволяет вести часы по предмету, для преподавания которого у педагога нет соответствующей квалификации. В другой организации образования педагоги пожаловались на слишком требовательного администратора, который, по их мнению, устроил им настоящий буллинг. В ходе разбирательства выяснилось, что от них просто требовали сдать в срок материалы, которые нужны для аттестации школы.

— Уровень правовой грамотности наших педагогов и родителей оставляет желать лучшего, — констатирует член КСО, юрист локального профсоюза работников образования и науки ВКО Иван Соколов. — Особенно меня поразил случай, когда учителя подали групповую жалобу на методиста. А потом выясняется, что сама жалобщица один раз опоздала на десять минут, в другой — на пятнадцать. Допускаю, что методист, может быть, сделала замечание на повышенных тонах. Да за такие систематические опоздания увольнять надо! У нас куча прав. Но где права, там и обязанности должны быть. А где ответственность? Есть должностная инструкция, которую все чётко должны соблюдать. А администрация на то и поставлена, чтобы контролировать все трудовые отношения и выполнение функциональных обязанностей.

По мере роста популярности среди населения КСО всё чаще вынужден разбирать ситуации, не имеющие отношения к педагогической этике. Эти конфликты возникают из-за того, что администрация школы попросту не выполнила свои управленческие функции. К примеру, родители пожаловались на то, что воспитательница в детском саду не уделяет достаточного внимания их детям и не в состоянии наладить дисциплину. Оказалось, что количество детей в группе намного превышает нормативы и что воспитатель несколько месяцев работает без подмены полный рабочий день. Налицо элементарная недоработка администрации.

— Уже в который раз мы вместо педагогической этики разбираемся в организации внутреннего распорядка, внутришкольного контроля, налаживании морально-психологического климата, — констатирует председатель КСО, руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования ВКО Айгуль Байжанова. — Все подобные конфликты — результат плохого педагогического менеджмента. Их можно решить, не выходя за пределы организации образования.

Иногда Совет по педагогической этике даже пытаются использовать как инструмент для сведения каких-то личных счётов. Мама пятиклассницы обвинила в неэтичном поведении опытную учительницу, которая перед концом полугодия вышла замещать уволившегося молодого коллегу. В ходе заседания жалобщица признала, что её дочь остро реагирует на шутки учителя из-за того, что не очень понимает учебный материал. И что сама родительница, закончившая эту школу, также имеет давние обиды на "буллинг" со стороны педагогов. Неэтичного поведения в отношении самой девочки, по признанию матери, допущено не было. И всё же родительница считала себя вправе требовать отстранения педагога: "Я считаю, что это нужно сразу пресекать, чтобы завтра не дошла очередь до моего ребёнка!"

Мама не попыталась встретиться с учителем или обратиться в администрацию школы, чтобы прояснить ситуацию. Она подняла вопрос в родительском чате, а затем направила заявление непосредственно в департамент по обеспечению качества в сфере образования. При этом жалобщица сама допускала в отношении учителя оскорбительные выражения.

— Не обязательно лично встречаться с директором, чтобы прояснить ситуацию, — считает член КСО, начальник отдела человеческого капитала Палаты предпринимателей ВКО Асет Адылхан. — Можно письменно обратиться к нему по факту нарушения. Собрать соответствующую информацию. К письменному обращению нужно приобщить хоть какие-то доказательства, аудио­записи, привлечь родителей, которые также негодуют. Если директор не реагирует, можно обратиться в городской отдел образования. Если и они никак не реагируют, тогда уже надо обращаться на областной уровень. Есть определённая последовательность. Надо и позицию администрации школы узнать. Возможно, на этом этапе вы все вопросы уже сняли бы.

К слову, другие родители из пятого класса, взбудораженные перепиской в чате, сами пошли на урок и убедились, что ничего неэтичного там не происходит. Дети также не подтвердили обвинения в адрес педагога. Даже если учитель и впрямь допускал в разговоре жаргонные словечки, никаких конкретных выражений разгневанная мама привести так и не смогла.

— Для отстранения педагога от преподавания в том или ином классе, а тем более увольнения должны быть веские основания, — поясняет председатель КСО. — Администрация должна провести полный анализ по качеству преподавания, морально-психологическому взаимодействию. Для этого есть психолог в школе. Вопрос должен пройти через внутришкольный конт­роль, чтобы можно было принять окончательное решение. На основании одного заявления о том, что учитель якобы кого-то обзывает, никого отстранить не могут. В данном случае идёт нарушение конституционных прав самого педагога. Кто разрешил родителям в чате использовать уничижительные выражения в её адрес, давать клички, сомневаться в профессиональной деятельности?

Совет по педагогической этике ВКО напоминает о том, что голословные и бездоказательные обвинения в чей бы то ни было адрес могут в свою очередь стать основанием для встречного иска о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Ирина Плотниеова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней