Казахстану угрожает нехватка пресной воды?
Под занавес 2023 года Президент РК поднял на Всемирном климатическом саммите вопрос об угрозе опустынивания Центральной Азии. Падение уровня воды в Иртыше и Бухтарминском водохранилище наши земляки имеют возможность наблюдать собственными глазами. Тревогу вызывают также сильная засуха прошлого лета и малоснежное начало зимы. Идёт ли в действительности необратимое обмеление Иртыша? Что приводит к нехватке воды и как с этим бороться, разбирался корреспондент YK-news.kz.
Тревоги государственного уровня
В минувшем году проблема нехватки пресной воды, угрожающая Казахстану, поднималась неоднократно с самых высоких трибун.
— Эксперты считают, что к 2040 году спрос на воду вырастет на 50 процентов, — констатировал Президент РК Касым-Жомарт Токаев на заседании правительства в апреле 2023 года. — К 2050 году Казахстан может войти в категорию крайне нуждающихся в воде стран.
В Послании народу Казахстана от 1 сентября глава государства конкретизировал грядущий дефицит. С учётом роста населения и экономики 12 – 15 процентов воды нам будет не хватать уже через 17 лет. Проблему усугубляют и климатические изменения, вследствие которых в перспективе некоторые регионы нашей страны могут превратиться в пустыню. В наибольшей степени это касается Атырауской, Северо-Казахстанской, Мангистауской, Костанайской и Западно-Казахстанской областей.
Вопрос о воде Президент РК поднял на Всемирном климатическом саммите, который прошёл в Дубае в начале декабря.
— Даже если нам удастся ограничить повышение глобальной температуры до 1,5 градуса к 2050 году, страны Центральной Азии все равно столкнутся с повышением температуры до 2,5 градуса, — заявил Касым-Жомарт Токаев. — Это приведет к нехватке воды, сильной жаре, опустыниванию и экстремальным гидрологическим явлениям.
Перспективы выглядят пугающе. Где опустынивание, там и нехватка продовольствия. А деградация и засоление почв, пыльные бури, а также потребление загрязнённой воды влекут и проблемы со здоровьем населения.
Катастрофа или естественный процесс?
Чтобы бороться с угрозой, необходимо понимать, какие причины её вызывают. Одной из причин считаются климатические изменения, вызываемые таянием ледников и изменением уровня солёности Мирового океана. В результате смещения океанических течений меняются и направления движения воздушных масс, несущих влагу на континенты. Там, где реже идут дожди, пересыхают реки и те водоёмы, которые они питают. На наших глазах во второй половине ХХ столетия катастрофически обмелел Арал. В настоящее время продолжается падение уровня Каспия. Да и наше родное Бухтарминское "море" изрядно отступило от берегов.
Жителей ВКО закономерно волнует вопрос: что будет с нашей областью, если Иртыш обмелеет? Ведь он сегодня поит более четырёх миллионов казахстанцев. Тревоги о судьбе нашей главной реки высказывают экологи. Гидрологи между тем считают, что говорить о пересыхании Иртыша преждевременно. По их мнению, мы наблюдаем циклический процесс снижения уровня воды, который уже неоднократно происходил на наших глазах.
— В настоящее время по всему Казахстану идёт маловодный цикл, в связи с чем складываются неблагоприятные гидрометеорологические условия, — поясняет исполняющий обязанности руководителя Ертисской бассейновой инспекции Ернар Мадиев. — С началом маловодных годов (ориентировочно с 2020 года) идёт снижение уровня Бухтарминского водохранилища. Такие периоды отмечались в 1992 и 2009 годах. Тогда уровни водохранилища были ещё ниже. В настоящее время объём Бухтарминского водохранилища увеличился и достиг 31,2 кубических километра, или 63 процента заполнения. Для сравнения, объём воды на это время 2022 года — 28,2 кубокилометра, или 57 процентов наполнения.
Бытующее в народе мнение "наше море мелеет из-за того, что питающий его Иртыш разбирают на территории Китая" специалисты из ВКО опровергают. Они считают, что вода ещё вернётся.
— Трансграничные причины (хозяйственная деятельность в Китае) влияние на режим реки оказывают недостаточное, — высказывает квалифицированное мнение Ернар Мадиев. — Основными притоками реки Иртыш являются реки зоны Бухтарминского и Шульбинского водохранилищ. Состояние Иртыша в перспективе будет зависеть от ежегодно складывающихся гидрометеорологических условий в его бассейне. Характер и условия стока реки определяются не столько снегозапасами на территории прилегающих областей, сколько снегозапасами в верховьях Иртыша. После завершения маловодного цикла гидрометеорологические условия улучшатся — и объёмы водохранилищ пополнятся.
Специалисты Ертисской бассейновой инспекции считают, что в настоящее время сток Иртыша достаточно регулируется каскадом ГЭС. В Бухтарминском водохранилище происходит многолетнее накопление воды. Попуски для нужд энергетики, судоходства и природоохранных целей производятся с учётом наличного запаса и прогнозируемого уровня, чтобы водный режим оставался оптимальным. Усть-Каменогорское водохранилище регулирует недельное и суточное поступление воды. А Шульбинское водохранилище отвечает за сезонное регулирование стоков рек, впадающих в Иртыш между гидроэлектростанциями.
Угроза существует?
Как видим, по мнению гидрологов, сегодня воды в Иртыше достаточно. Но основания для тревоги всё же имеются. Просто опасность опосредована и складывается исподволь.
Вода жизненно необходима в сельском хозяйстве. Причём не только в растениеводстве, но и в животноводческой отрасли. Но в Казахстане вообще и по ВКО в частности до сих пор действует устарелая система орошения. По мнению эколога Айжан Скаковой, при транспортировке сегодня в песок уходит до 50 процентов живительной влаги. Между тем с последствиями засухи мы уже сталкиваемся самым непосредственным образом. В 2023 году в ВКО пострадали от нехватки воды и посевы, и кормовые угодья.
— Этот год показал, что при засушливых условиях самым критичным моментом является отсутствие кормов, — констатирует генеральный директор ТОО "Опытное хозяйство масличных культур" Фарид Абитаев. — Это является сдерживающим фактором и может поставить под угрозу любой проект по развитию животноводства.
Вода теряется также вследствие износа водопроводных и канализационных сетей. По Восточному Казахстану этот износ составляет порядка 54 процентов водопроводных труб и 72 процента канализационных. В 2022 году наша область входила в тройку казахстанских антилидеров по обоим показателям.
Не остаётся в стороне и население, которое расходует воду не слишком экономно. Существуют официальные мировые данные по водному следу (общему объему пресной воды, которая требуется для производства товаров и услуг в стране) за 2020 год. По этим данным, водный след Казахстана на душу населения — 6 500 литров. Для сравнения, в России он составляет 5 000 литров, а в Китае — 2 900 литров.
Другой опасностью остаётся само качество воды. Доктор технических наук Валентина Колпакова мониторит иртышское русло, отбирая пробы с 17 разных точек. Мониторинг показывает, что малые реки Брекса, Красноярка и Глубочанка несут с собой цинк и медь из хвостохранилищ промышленных предприятий. Свою лепту в загрязнение воды вносят и сами жители, устраивая свалки по берегам и в руслах рек и водоотводных каналов.
Третья угроза в результате падения уровня воды создаётся для животного мира. По мнению профессора орнитологии и видного краеведа Бориса Щербакова, в области за 40 лет почти втрое уменьшилась популяция водоплавающих птиц, которые гнездятся в поймах рек.
Таким образом, формируется угроза окружающей среде, а также здоровью и продовольственной безопасности жителей ВКО.
Заплатят все?
Но есть ли у нас возможность избежать засушливого апокалипсиса, который специалисты пророчат нам через 15 – 20 лет? Решением этой проблемы сегодня в Казахстане озаботились на всех уровнях, включая межгосударственный. Ведь 44 процента стока казахстанских рек формируется за его пределами. Исток Иртыша расположен в Китае, а устье — на территории России. Для решения вопросов трансграничных рек Казахстан предлагает создавать проекты с участием всех заинтересованных стран.
— Мы рады вместе с Францией стать сопредседателями первого тематического Саммита "Единая вода" на полях следующей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, — заявил Президент РК на Всемирном климатическом саммите в Дубае.
Но международные переговоры — дело длительное. Поэтому сегодня даже в водно-благополучном Восточном Казахстане более актуален ремонт гидросооружений. Аким ВКО пообещал, что в 2024 году за счёт бюджетных средств начнётся реконструкция Уйденинского водохранилища в Зайсанском районе и Кандысуйского водохранилища в Тарбагатайском районе. Планируется также построить водохранилище Кендерлык в Зайсанском районе. Параллельно реконструкции предполагается перемонтировать оросительные системы. Благодаря этим проектам поливную воду получат приблизительно 830 крестьянских и фермерских хозяйств.
Вместе с тем от хозяйствующих субъектов ВКО также требуется более экономичный подход к вопросам водопользования.
— В последние два – три года засуха и прогнозы неутешительные, — констатирует Фарид Абитаев. — Думаю, надо заниматься выращиванием и популяризацией засухоустойчивых культур для кормовой безопасности. Кроме того, на государственном уровне нужна помощь в создании системы орошения. Это на комплексном уровне изменит проблему заготовки кормов. За две – три недели весеннего паводка основной объём накопленной зимой влаги уходит в наши реки. В советское время строили плотины по задержанию паводковой воды. Сегодня мы столкнулись с ужесточением требований к строительству водоёмов до десяти миллионов кубов. Это приравнено к строительству гидроэлектростанций. Само проектирование объекта доходит до 100 миллиардов тенге.
Предприниматель из ВКО, выступая в декабре на выездном заседании Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента РК, внёс предложение снизить порог для хозяйствующих субъектов, которые захотят построить эти плотины.
В казахстанскую стратегию водосбережения может войти также повышение цен на воду для потребителей, чтобы принудить население к экономии.
— Чем больше вы потребляете, тем больше вы платите, — заявил Касым-Жомарт Токаев на заседании правительства в апреле 2023 года. — Это справедливая и простая позиция, которая учит людей быть бережливыми. Жители развитых стран знают цену всему. Бережливость стала их образом жизни. Детей учат не тратить попусту воду с раннего возраста. Наши граждане тоже должны быть бережливыми. Особенно мы должны потреблять экономно воду.
И это не просто декларация. Уже сегодня в Казахстане действует проект "Тарифы в обмен на инвестиции", по которому субъекты естественных монополий имеют право подавать заявки на повышение тарифов, если они вкладывают деньги в ремонт сетей. На прошлой неделе прошли публичные слушания по проекту тарифов УК ТЭЦ и Усть-Каменогорских тепловых сетей. УК ТС планируют отремонтировать за год семь участков городских теплотрасс. Если антимонопольщики утвердят тариф, цена на тепло для физических лиц может возрасти на 24 процента.
Можно не сомневаться, что в самом ближайшем будущем действительность заставит нас всех пересмотреть своё отношение к экономии водных ресурсов. В противном случае расплачиваться в будущем за сегодняшнюю беспечность также придётся всем.
Ирина Плотникова