Включите JavaScript в настройках браузера.
21 октября 2023
Сейчас читают:

Улучшает ли цифровизация здравоохранения качество лечения больных?

Улучшает ли цифровизация здравоохранения качество лечения больных?
Фото Ирина Плотникова

В первых числах октября Минздрав презентовал новую информационную систему "E-Денсаулық". По мнению разработчиков, она поможет справиться с некоторыми системными проблемами, накопившимися в медицинской сфере. Почему врачи обращают больше внимания на свой компьютер, чем на состояние пациента? Какие трудности вызывает у медицинских организаций сегодняшняя цифровизация здравоохранения? Какие из них поможет решить новая система, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Диагноз вслепую

"Врач воткнулся в компьютер, а на меня глаза даже не поднял!" — сегодня это самая популярная жалоба пациентов. Неужели у нас настолько изменились методы диагностики, что медики способны поставить диагноз, не проводя детального осмотра? Врачи говорят, что характер приёма кардинально изменила цифровизация.

Цифровые базы избавили пациента от необходимости всюду носить с собой карту. Любой врач имеет возможность увидеть в компьютере медицинские данные пациента. Но инструмент, который замышлялся для облегчения работы, обернулся огромными потерями времени и невниманием к больным. Медики горько шутят, что из них сделали экономистов – чтобы считать деньги, статистиков — чтобы правильно выбирать повод обращения и не подвести клинику под штраф, айтишников — чтобы справиться с сервисом и правильно заполнить все базы данных.

В клинике "Вита-1" одними из первых в Усть-Каменогорске попытались создать при помощи специалистов из Южной Кореи и Казгипроцветмета собственную электронную систему. Работы прекратились только с появлением системы "Damumed". Однако система цифровизации, сложившаяся на сегодняшний день, по мнению сотрудников "Вита-1", имеет ряд крупных недостатков.

— На приём терапевта отводится 15 минут, — описывает процесс директор клиники "Вита-1" Рая Рахимова. — До начала приёма врач должен проверить, прикреплён ли человек к нам, сверить данные с удостоверением личности. Дальше надо занести повод обращения. Если повод мы внесли неправильно, оплата не пройдёт — зато будет штраф. Потом врач сидит и думает, по какой программе отправить пациента на обследование? Есть ли на этой программе ещё деньги? Потом открывает протокол лечения, которому он должен следовать. Индивидуального подхода не ждите. 

Существующий порядок регистрации повода обращения стал на сегодня причиной популярной жалобы: "Гоняют в поликлинику по сто раз!" К примеру, человек пришёл на профилактический осмотр. А у него ещё нога болит. Но врач не может направить его на обследование по другому поводу в тот же день. Повод обращения указывается только один, программа попросту не позволяет делать другие назначения. Если у вас болит что-то ещё, пожалуйте на приём завтра! 

Тысяча и одна база

Главной проблемой цифровизации здравоохранения на сегодняшний день врачи считают отсутствие синхронизации многочисленных баз данных. С системой "Damumed" работают не все медорганизации. Частные клиники предпочитают ею не пользоваться, поскольку она для них платная. В итоге пациент, привыкший, что в родной поликлинике ему не надо иметь на руках результаты анализов и обследований, обнаруживает, что специалисту в другой медорганизации они недоступны. 

Но беда и в том, что нет синхронизации между базами, которые терапевт обязан заполнять во время приёма. 

— Если женщина фертильного возраста обратилась по любому поводу, хоть с ОРВИ, её обязательно надо внести на портал беременных и женщин фертильного возраста, — поясняет руководитель службы поддержки пациентов и внутреннего аудита клиники "Вита-1" Диана Тальмуханова. — С "Damumed" эта база не синхронизируется. Если пациент на диспансерном учёте, то заполняемых баз ещё больше. У нас на 13 тысяч прикреплённого населения более 4000 человек состоят на диспансерном учёте. Со всеми базами данных, особенно если идёт постановка на диспансерный учёт, за 15 минут точно не управиться. Программа может зависнуть. А если врач задним числом внесёт данные за тот день, когда программа не работала, это будет считаться припиской. Мы должны официально доказать, взяв письмо с "Damumed", что в этот день были технические сбои. А если эта проблема со стороны Казахтелекома? Это нужно держать отдельного человека, который будет письма во все инстанции писать, носить и доказывать. 

Сегодня цифровизация здравоохранения сковывает врача, вынуждая действовать не всегда в интересах больного. Протокол оказывается превыше всего.

— Однажды нашу клинику оштрафовали по ОСМС за то, что мы якобы выдали лекарство по сахарному диабету человеку, не состоящему на учёте, — рассказывает Рая Рахимова. — Оказалось, что врач поставил вновь выявленного пациента на учёт в электронный регистр диспансерных больных. Чтобы больной не ждал, ему сразу выписали лекарство. А в Национальный регистр больных сахарным диабетом данные попали только на следующий день. Формально прав ФСМС, который нас оштрафовал. А фактически врач действовал в пользу пациента. Почему человек должен страдать из-за того, что регистр больных сахарным диабетом не синхронизирован с "Damumed" и регистром диспансерных больных? Это только один пример. У нас около 30 подпрограмм, каждую из которых врач должен занести вручную.

Не говоря уже о том, что штрафы, налагаемые ФСМС на основании нарушений в базах данных, отнюдь не копеечные. И в итоге страдают пациенты.

Сегодня уже на уровне респуб­лики признают, что проблема с цифровизацией здравоохранения носит системный характер.

— У нас нет единого хранилища данных, чтобы они консолидировались и где-то собирались на стороне Минздрава, — констатирует председатель Правления Фонда социального медицинского страхования Сабит Ахметов. — Сейчас идёт работа над тем, чтобы создать единое хранилище, где будут сливаться все данные. С другой стороны, нынешняя система мониторинга не направлена на стимулирование, она носит карательно-репрессивный характер. И без того уже сложное финансовое положение в медорганизациях, а мы ещё снимаем по 300 процентов, штрафами добиваем. Сейчас мы хотим в рамках оцифровки установить автоматический контроль, чтобы в принципе нельзя было нарушить, технически совершить то или иное действие. То есть мы хотим полностью автоматизировать процентов 80 всех процессов. Как сейчас оплата происходит? Вы пролечиваете, в конце месяца выставляете нам оплату. После этого проводится мониторинг, выявляются дефекты, оплачивается процентов 50. У медорганизаций нет выхода. Чтобы получить хоть что-то, они соглашаются, подписывают все эти акты. Мы хотим сделать, чтобы не было периода ожидания в десять дней. Если система примет, то проблем нет, мы оплату проводим.

Иными словами, в ФСМС рассчитывают, что отлаженная цифровая система предупредит возможные ошибки врачей. Задачу там видят в том, чтобы создать такую базу, которая просто не позволит сделать приписку или назначить то, что пациенту не положено. Таким способом предполагается избавить медорганизации от огромных штрафов.

И ещё одна

Решить накопившиеся проблемы Минздрав решил совместно с Министерством цифрового развития, создав… ещё одну информационную систему. Теперь уже не частную, а государственную.

— Сейчас в мобильном приложении "eGov mobile" есть большой раздел "E-Денсаулық", в свою очередь включающий 13 разделов, — поясняет вице-министр здравоохранения Бейбут Есенбаев. — Каждый гражданин нашей страны может туда зайти и получить информацию о себе. Здесь есть общие сведения и данные о медицинской организации, к которой человек прикреплен. Кроме того, есть возможность получить информацию об участковом враче, статусе страхования в рамках ОСМС. Также есть разделы, касающиеся клинических данных. Туда мы не так давно добавили сведения о лабораторных исследованиях. То есть сейчас, если гражданин пойдет и сдаст какой-либо анализ у себя в поликлинике либо в частной лаборатории, он может в мобильном приложении увидеть результаты исследования. 

"E-Денсаулық" содержит также данные о диспансерном учёте, хронических заболеваниях и выписанных бесплатных лекарствах. В перспективе предполагается отказаться также от бумажных листков временной нетрудоспособности. Уже к концу нынешнего года Минздрав планирует перевести все больничные в электронный формат, чтобы они отображались в "личном кабинете" гражданина, откуда их будет брать работодатель.

Помимо сокращения ещё одного вида бумажных документов, разработчики обещают синхронизировать данные Минздрава с данными Министерства обороны, чтобы создать единую базу медосмотра призывников. Это может сильно облегчить молодым людям жизнь, исключив беготню по медкомиссиям.

— Все дети проходят профосмотр в поликлинике или в школе, это бизнес-процесс системы здравоохранения, — уточняет Бейбут Есенбаев. — Если говорить про Минобороны, то у них свой бизнес-процесс: они проводят медосмотр еще раз, пытаясь выявить текущее состояние здоровья будущих призывников. В какой-то степени это можно назвать дублированием. Определенные шаги для его устранения уже сделаны. Например, мы договорились с коллегами из Министерства обороны, что если у ребенка есть профилактический осмотр с определенными результатами анализов, то они не будут их еще раз перепроверять. То есть Минобороны будет брать за основу данные, которые имеются в системе здравоохранения. Кроме того, мы определили пул хронических болезней, при которых человек не может быть призван на военную службу. Таким образом, в Минобороны сразу исключают этих ребят из списка призывников. Также в скором времени все результаты медицинского освидетельствования будут передаваться в Министерство обороны в электронном формате.

Какова же будет в этой связи судьба приложения "Damumed", которым пользуется сегодня подавляющее большинство казахстанцев? 

— Мобильное приложение "Damumed" не является разработкой Минздрава, — поясняет вице-министр. — Это приложение частной компании, которое распространяется на территории РК бесплатно. Отличие "Damumed" от "E-Денсаулық" заключается в том, что мы консолидируем данные со всех медицинских организаций. В случае же с "Damumed" вполне может быть так, что медорганизация использует не его, а другую информационную систему. При этом нельзя не отметить некоторые преимущества данного приложения. К примеру, обратная связь от пациента, то есть когда человек может оценить качество оказанной услуги. В этом году мы планируем внедрить эту функцию в "eGov mobile". 

Таким образом, пока неясно, планируется ли в обозримой перспективе отказаться от услуг частника, аккумулирующего сегодня все медицинские данные наших граждан. Остаются также вопросы, решит ли "E-Денсаулық" существующие проблемы с синхронизацией многочисленных информационных баз. И не станет ли появление ещё одной информационной системы новой обузой для медиков, и без того загруженных заполнением уже существующих? Хотелось бы думать, что в Минздраве это понимают.

Пока же врачи осторожно оценивают новые шаги в этом направлении. По их мнению, главный враг полезных нововведений — это излишнее рвение при их внедрении.

— У цифровизации масса плюсов, — считает Диана Тальмуханова. — Открыл телефон — и вот все твои документы. Просто всё это очень резко на нас свалилось. Я считаю, что надо всё внедрять вначале в пилотном режиме. Отладить программу до идеального состояния. Учесть возможные сбои и обеспечить врачу время для занесения данных. Нужны кураторы, чтобы врачей учили, как пользоваться новыми системами. И только потом начинать штрафовать.

Ирина Плотникова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней