Чрезмерная опека мешает детям взрослеть?
В Казахстане официально продляют молодость до 35 лет. Государство решило поддержать таким образом молодых людей, не сумевших встать на ноги. Почему нынешнее молодое поколение долго остаётся несамостоятельным? Нужно ли оберегать детей от любых трудностей и переживаний? Как подготовить их к сложностям реальной жизни, изучал корреспондент YK-news.kz.
Государство вместо няньки
До сих пор молодёжью в нашей стране считались люди в возрасте от 14 до 29 лет. Теперь этот срок отодвинется до 35 лет. Соответствующие изменения уже внесены в Закон "О государственной молодёжной политике", одобрены Мажилисом и находятся на рассмотрении в Сенате. Об этом оповестил министр информации и общественного развития Дархан Кыдырали. По словам министра, это позволит вдвое увеличить охват молодёжи мерами государственной поддержки — с 3,7 до 6 миллионов человек, примерно треть казахстанцев.
Изменения в законодательстве понадобились, в частности, чтобы помочь молодым людям из категории NEET (прим. – С английского — "Not in education, employment or training" – "Без образования, трудоустройства или занятости"). Это молодежь, которая не учится и не работает. Судя по тому, что статус этой категории пришлось фиксировать в законе, в стране появилось большое количество молодых людей, достигших физической зрелости, но фактически не вошедших в реальную жизнь, не получивших навыков, необходимых для самостоятельного существования. И теперь заботу о них вынуждено брать на себя государство. Получается, что Казахстан за бюджетные деньги вынужден будет исправлять ошибки, допущенные при воспитании молодого поколения.
Самостоятельность или безопасность?
Сегодня наша страна оказалась в своеобразной вилке между необходимостью, с одной стороны, сберечь жизнь и здоровье детей, а с другой — воспитать в них ответственность и самостоятельность.
Пока в приоритете безопасность. Мы буквально водим наших детей за руку. Родители подвозят своих чад под самые двери школы по утрам и забирают после уроков. Учителя сопровождают учащихся на любые мероприятия по городу, даже если речь идёт о завтрашних выпускниках.
— Сейчас дети гиперактивные, — констатирует директор одной из школ Усть-Каменогорска. — Не всегда соблюдают правила безопасности, даже если знают их. Разъяснительные беседы по технике безопасности проходят на классных часах практически красной линией. Даже если травма получена ребёнком вне школы и во внеучебное время, школа всё равно несёт ответственность. Пишем отчёты и оправдываемся. А если же в школе случилась, то это в полной мере наша ответственность.
Мнения родителей о воспитании самостоятельности разделились. На прошлой неделе в популярной городской соцсети вспыхнула дискуссия по этому вопросу.
"Если вы хотите нянчить своих детушек до старости, вперёд! — считает пользователь vengerova_natali. — Только потом не надо плакать, что ребенок в свои 30 лет не в состоянии сам решить, что он наденет на себя. И помощи от них не ждите".
"У нас каждый день то люди пропадают, то насилуют, то убивают, — возражает ivanna_nastina. — Конечно, тут гиперопека растёт, особенно когда ребёнок единственный. Я считаю, каждое поколение родителей воспитывает согласно своему времени и нравам. Так было всегда, и каждый адекватный родитель хочет для своего ребёнка лучшего. А то, что дети не особо самостоятельны, так учить надо, а не потакать всем прихотям".
К слову, большинство спорящих склонялись к тому, что следует растить детей более ответственными. Родители приводили в пример собственное детство, когда над ними тряслись значительно меньше.
"Зато следующее поколение будет самостоятельным, — иронически замечает пользователь rukodelie_uka. — Ему нечему будет учиться у родителей. Ура внукам!!!"
Между тем дети действительно часто оказываются в беде. Попадают под машину. Гибнут при пожаре. По данным департамента полиции ВКО, в 2022 году был зафиксирован 121 факт исчезновения несовершеннолетних. Все пропавшие были найдены. В 112 случаях дети просто ушли погулять. Причиной четырёх исчезновений стала ссора с родителями. В одном случае пропал ребёнок из неблагополучной семьи. Ещё четверо ушли из дому по иным причинам. По недосмотру родителей в 2022 году получили травмы три ребёнка. Одна девочка погибла во дворе своего дома (была загрызена собакой).
Время от времени в Казахстане вспыхивает инициатива ввести ответственность для родителей, оставивших детей без присмотра. Впервые речь об этом зашла в 2018 году с подачи тогдашнего уполномоченного по правам ребёнка Загипы Балиевой. В качестве примера приводилась Германия, где родителя наказывают, если он оставит ребёнка до 12 лет одного на 15 минут. В 2021 году вопрос о родительской ответственности за травмы и гибель детей из-за недосмотра поднимал также министр по чрезвычайным ситуациям Юрий Ильин.
Правда, до реального воплощения этой инициативы дело пока не дошло. В Казахстане просто отсутствуют на сегодня реальные условия для её реализации. Родители не могут всё время быть с детьми, так как зарабатывают на жизнь. Бабушки теперь выходят на пенсию после 60 лет и не имеют возможности присматривать за внуками, как это было раньше. Открывать в школах группы продлённого дня мешают загруженность зданий, где уроки идут в две смены, и нехватка учителей. При этом педагоги констатируют, что подрастающее поколение сегодня стало гораздо более образованным и продвинутым, чем прежде.
— Сейчас у нас дети очень интеллектуально развитые, — выражает мнение директор школы. — И в социальном плане тоже. Причём они ещё и взрослых могут научить, как находить выход из той или иной ситуации. Увлекаются современной психологией. Я бы сказала, что дети самостоятельные. Думаю, можно почаще давать им право самим принимать решение.
Особенно в старших классах.
Опасности реальные и мнимые
По мнению психологов, право на самостоятельность необходимо предоставлять ребёнку начиная с подросткового возраста. Чрезмерная родительская опека может вылезти ему боком. Однако многие родители сегодня не могут решиться на это, тревожась за благополучие своих детей. Специалисты считают, что эта гиперопека — наследие их собственного детства.
— У прошлых поколений было слишком много утрат, — высказывает мнение детский психолог, заместитель директора по профилю Дворца творчества школьников Лилия Куземко. — И в нашей психической реальности заложился страх столкнуться с одиночеством. Поколению "детей девяностых" очень хочется быть хорошими родителями. В дни их детства была перестройка, недостаток средств у семьи, родителей часто не было дома. Они были заняты добыванием денег. Эти дети выросли, сами родили детей. И их озабоченность связана скорее с их внутренними проблемами, дефицитами детства.
По мнению специалистов, с одной стороны, боязнь маньяков и бандитов — это проекция собственных страхов, появившихся в тревожное время, на которое пришлось детство. С другой — боязнь отпустить ребёнка связана с негативным эмоциональным фоном, который постоянно сопровождает нашу жизнь.
— У родителей есть страх потерять ребёнка, — констатирует психолог школы-гимназии № 10 Ирина Сложеникина. — В информационном пространстве главный принцип: "Что у нас плохого?" Людей раскручивают на эмоции. А человек эволюционно сформировался так, что нас больше цепляет негативная информация, потому что она связана с выживанием. Если страшно, надо насторожиться, прийти в состояние боевой готовности. Но есть тревога адекватная и неадекватная. Адекватная тревога снимается, если начать что-то делать для разрешения ситуации. Например, страх завалить экзамен заставляет готовиться. Неадекватная тревога идёт фоном. Родители всё время на взводе. Кажется, если ты отпустишь ребёнка, то произойдёт что-то страшное. Во многих родительских чатах эти тревоги накручивают до безумия.
Психологи считают, что отказ ребёнку в самостоятельности может таить в себе иные опасности, о которых не пишут на новостных сайтах. Многие дети, чьи порывы к самостоятельности подавлялись взрослыми, могут в дальнейшем оказаться в зависимых отношениях от друзей, спутника жизни или плохой компании.
— Все внешние фигуры в социуме — это, по сути, проекция родительских фигур, — поясняет Лилия Куземко. — Если родители в своё время определяли интересы ребёнка, не уважали его границы, то у него есть внутреннее позволение для всех других так поступать. Если у меня нет границ, то доступ ко мне у всех открыт. Топчитесь по моему внутреннему пространству: физическому, временному, эмоциональному. Родителям не нравится, когда ребёнок обособляется и устанавливает границы. Но это хороший навык, который в принципе обеспечивает безопасность. Родители вначале ломают его границы, а потом в ужасе начинают обеспечивать его безопасность своими силами. Это не получится. У ребёнка должны быть свои границы, и тогда он сам сможет о себе позаботиться.
Небезвредно для детей и бессознательное стремление непременно сделать своё чадо самым обеспеченным, самым успешным. Специалисты считают, что это отражает неудовлетворённость взрослых своей собственной жизнью.
— Родители, которые в детстве были всего лишены, стараются додать детям то, чего им самим не хватило, — поясняет Ирина Сложеникина. — И не понимают, что это нужно им самим. И закармливают детей этим. Но нельзя через ребёнка жить. Это мамина установка, что дети должны быть самыми успешными. Погоня за оценками, истерики из-за результатов СОР и СОЧ. И ребёнок вынужден нести этот груз. Постоянный стресс может стать одной из причин суицида. Дети не позволяют себе ошибаться и не понимают, что так прожить нереально. Детская тревожность всегда имеет внешний источник. Скорее всего, это ожидания родителей. Дети сейчас стали хрупкие. Они не выдерживают трудностей. Идёт поколение, выращенное в тепличных условиях. С реальными проблемами они не сталкивались.
Отпустить, чтобы спасти
По мнению специалистов, нужно не ограждать детей от трудностей жизни, а, напротив, поэтапно с ними знакомить. Не стоит также защищать детскую психику от чрезмерных, по мнению взрослых, переживаний. К примеру, некоторые мамы требуют не показывать фильм "Белый Бим Чёрное ухо", опасаясь, что дитятко будет слишком страдать.
— Навыки формируются через получение опыта, — поясняет Лилия Куземко. — И мы должны позволить ребёнку получить этот опыт. Все навыки, связанные с минимальной безопасностью, формируются по принципу: сначала показываю, потом вместе, дальше — самостоятельно. Когда первые два этапа пропускаются, а потом ребёнок пробует сам, без информирования и примера, у нас включается "мамское" стремление защитить и спасти. Но мы не можем затормозить развитие и взаимодействие с миром. Да, в мире есть насилие, педофилия, прочие опасности. Но ребёнку всё равно когда-то придётся жить без родителей. И наша обязанность — научить его тому, что поможет выжить самостоятельно. Стремление оградить ребёнка от любых опасностей и переживаний лишает его опыта. Без проживания чувств идёт внешнее научение, не основанное на внутренней опоре. Если я когда-то прожил последствия своего поступка, столкнулся с переживаниями и болью, а потом мне пришлось свою проблему при поддержке взрослых разрешать, то это формирует внутреннее ощущение безопасности: "Если я столкнусь с этим, то я справлюсь. Рядом взрослые, которые помогут". Если бросить ребёнка переживать в одиночестве, вот тогда может быть травма. Лишая опыта, родители учат ребёнка опираться на внешние обстоятельства. Нет внутренней опоры. Таким образом, мир для детей становится ещё более небезопасным.
По мнению психологов, сегодня наш социум переживает переходный период. С одной стороны, исчез внешний контроль, условно говоря, "консилиум бабушек во дворе", который мог поддержать и подсказать выход в отсутствии родителей. В этих условиях возрастает необходимость самому защищаться и принимать решения. Но научиться отпускать детей в самостоятельное плавание своевременно готов пока далеко не каждый родитель. Вот и множатся ряды "вечно молодых" из категории NEET, которые прячутся от реальной жизни в квартире или в компьютере.
— Сейчас в реальном мире может случиться все что угодно, — комментирует Ирина Сложеникина. — И для выживания в нём нужны бытовые навыки, умение приспосабливаться, терпеть неприятное. Если родители готовы ребёнка отпускать, они больше помогут ему. Надо дать ему бытовые навыки. В восемь – девять лет ребёнок должен уже дома пылесосить, уметь сварить яйцо, включить чайник, разогреть готовую еду. Сейчас очень многое родители делают за детей. Чтобы ребёнка научить, надо время потратить, он будет коряво делать. Нужно терпение.
Нашим детям придётся жить в реальном мире. Обслуживать себя, получать образование, строить карьеру, защищать свою безопасность. Чем раньше ребёнок осознает ответственность за собственную жизнь, научится принимать и выполнять обязанности, тем успешнее он окажется в дальнейшем. Кем он станет к 35 годам? Вечным дитятей, которому нужна нянька? Или взрослым человеком, которому можно доверить будущее?
Ирина Плотникова