Включите JavaScript в настройках браузера.
17 сентября 2022
Сейчас читают:

В Усть-Каменогорске школьницу выгнали с занятий за чёрную водолазку

С 2022 года в Казахстане действуют те же требования к школьной форме, которые существовали ранее — деловой светский стиль. По утверждению Минпросвещения, школьники могут ходить в той форме, которую ранее купили им родители. Однако в одной из школ областного центра ВКО уже не допускают до занятий детей, явившихся одетыми не по форме. Правомерны ли требования носить исключительно "белый верх, темный низ" и можно ли выгонять ребёнка с уроков, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Встречают по одёжке

Буря эмоций началась в родительском чате одной из городских школ утром 13 сентября. Мама одной из девочек рассказала историю, вызвавшую всеобщее возмущение:

"Моего ребёнка сейчас отправили домой из-за того, что она пришла в школу в чёрной водолазке. Она вернулась, ревёт: "Я сегодня в школу не пойду!" Теперь опоздает на урок. Я, наверное, буду писать жалобу" (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены).

По словам девочки, её завернули прямо с порога, не допустив до уроков. И сделал это не кто иной, как директор школы.

"Это что теперь, во всех школах так? — недоумевает мать девочки. — У нас чёрная и белая водолазка на холодное время года. Брюки классические. Я специально для школы покупала. В прошлом году во всём можно было ходить, и никаких проблем. Водолазка — это же классика!"

Родители девятиклассников поддержали возмущение женщины.

"Я считаю, что вам нужно жаловаться в гороно!" — написала одна из мам.

"Вашего ребенка не имели право отсылать из школы во время учебного процесса! Это очень серьезное нарушение!" — напомнила другая.

"Учить некому, зато школьная форма должна быть", — выразила мнение третья.

Все согласились с тем, что такая принципиальность в вопросе дресс-кода школьников выглядит чрезмерной на фоне других проблем, существующих в школе. Мнения разошлись только в том, куда следует отправиться с жалобой прежде: к самому директору или сразу в органы управления образования.

Сорок оттенков синего

В середине дня в родительском чате появился приказ директора школы от 1 сентября 2022 года "О школьной форме". Согласно этому документу, водолазки в школе в холодное время года носить всё же разрешается, но только белого цвета или пастельных тонов: голубого, бежевого, серого. Фасон одежды должен быть классическим, в единой цветовой гамме, допускающей смешение не более трёх цветов. В принципе, эти положения не вызывают внутреннего протеста и позволяют выбрать одежду по своему вкусу и кошельку.

Гораздо менее приемлемыми некоторые родители сочли другие параметры. Мальчикам дозволяются только классические брюки со стрелкой чёрные или тёмно-синие, ниже щиколотки. Рубашка должна быть классического кроя (допускаются пастельные тона). Особенное удивление вызывает трикотажный жилет тёмно-синего цвета (цвет "парламент). Означает ли это, что жилеты иного оттенка синего цвета будут считаться нарушением формы? Мы попытались найти цвет "парламент" в справочнике цветов и оттенков, но не обнаружили его там. Похоже, это профессиональный жаргон текстильщиков или модельеров. Обнаруженный нами в интернете костюм заявленного цвета был скорее светло-синим, то, что в просторечье называется васильковым. Скажем прямо — с тех пор как в Казахстане ввели школьную форму, нам ни разу не приходилось видеть фабричные жилеты такого цвета. Получается, что их придётся шить на заказ?

Парадная форма мальчиков отличается от повседневной только рубашкой белого цвета.

Ни для кого не секрет, во что превращается белая одежда у ребёнка к концу дня. Стирать такие вещи приходится ежедневно. В соцсетях, где эту тему также принялись активно обсуждать, некоторых родителей ежедневная стирка вовсе не смутила.

"Сейчас стиральные машины-автомат есть у всех в доме, три блузки, рубашки взяли распределили на пять дней, на выходных постирали в чем проблема-то? Зато вид опрятный", — пишет пользователь galiyavko.

Нашлись и эзотерически-психологические обоснования новых требований к форме.

"Белый цвет ребенка расширяет, много позитива, и они всё быстро усваивают информацию, — рассуждает zhankuramshina108. — Чёрный цвет сужает энергии, загоняет в рамки. И ребенку не комфортно. Это что касается цвета одежды, для чего белый и темно-синий, синий это социум, общение, принятие, быстрая адаптация".

Звучали и обоснованные аргументы против требования ежедневно носить "белый верх, чёрный низ".

"Белый цвет — это подразумевает торжественный день, — высказывает мнение tsakurova0. — И где тогда разница между праздниками и будням в школе?"

Ещё интереснее выглядят требования в школьном приказе к форме девочек. Им дозволяется сарафан или юбка — только классического кроя, прямая, можно со шлицей, офисной длины. Никаких четырёхклинок, складок, кокеток или солнце-клёш. Между тем производители фабричной формы шьют для школьниц юбки, главным образом, плиссированные или на кокетке со складками. Получается, и здесь родители должны заказывать форму специально? Парадная форма отличается белой блузкой, но в старших классах девочкам придётся завести ещё один комплект одежды. Им предписано в дни праздников носить школьное платье тёмно-синего цвета с белым фартуком, воротничком и манжетами.

Галстуки допускаются только классические, в тон основному цвету формы — тёмно-синие. В одежде не должно быть элементов, говорящих о религиозной принадлежности учеников.

Следует отметить, что эти требования, в основном, соответствуют тем, что приняты по республике. В некоторых моментах (например, пастельные рубашки в обычные дни) они выглядят даже либеральнее. В приказе по школе, например, не проговаривается вопрос сменной обуви. Республиканские требования предполагают, что она не может быть спортивной. Это объясняется тем, что постоянное ношение кед или кроссовок без супинаторов вызывает у детей плоскостопие.

Всё так внезапно!

Требования к школьной форме обозначены в приказе министра образования от 16 февраля 2016 года. Родителям дано право самим решать, какова будет единая для школы форма.

"Выбор цвета, фасона школьной формы и длины юбки определяется организацией среднего образования и советом (совет школы, попечительский совет, родительский комитет), утверждается протоколом общешкольного родительского собрания", — говорится в документе.

Между тем, по версии родителей, требования к форме, обозначенные в приказе директора школы от 1 сентября 2022 года, они не утверждали.

"Нам в группу первый вариант положения скинули 31 августа, — излагает свою версию один из родителей. — Он диаметрально отличается от вчерашнего. Дата, когда мы его увидели, уже нарушение, так как нас должны были как минимум за месяц уведомить о форме одежды! Собрания не было, протокола с решением о форме тоже нет, как я понимаю. Приказ от 01.09 также неправомерен, так как он должен быть раньше издан, родители на тот момент уже обязаны были закупить форму".

Таким образом, конфликт даже не в том, что ученики принципиально не хотят ходить в форме. А в том, что семьи не были уведомлены об этом заблаговременно, чтобы успеть подготовить всё необходимое. Правда, родители признают, что с приказом от 2016 года они были в свое время ознакомлены.

Между тем ещё перед началом учебного года — 9 августа 2022 года — Минпрос акцентировал внимание на том, что ученики имеют право ходить в той форме, которую уже купили им родители.

— Например, если учащийся желает прийти в школу в уже купленной форме или в форме, доставшейся от братьев или сестер, которые ранее были утверждены попечительским советом этой школы, они смогут приходить в имеющейся школьной форме, — заявила председатель Комитета дошкольного и среднего образования Гульмира Каримова. — После обращений родителей несколько управлений образования вместе с попечительскими советами приняли решение об определении единого цвета школьной формы по региону. Кстати, практически все выбрали темно-синий цвет. Но еще раз отмечаем: это не ограничивает детей, и они могут приходить в той школьной форме, которая у них уже имеется.

Дисциплина или унижение?

Помимо того факта, что требования к школьной форме не были доведены заблаговременно, родителей девятиклассников возмутило то, что девочка, одетая "не по уставу", была выдворена из школы на глазах у других учеников. Они задают вопрос: стоит ли борьба за дисциплину и единообразие того стресса, который испытал ребёнок? И правомерно ли вообще отстранять ребёнка от занятий за "неподобающую" одежду?

Мнения на этот счёт у наших органов управления образованием почти диаметрально разошлись. В управлении образования категорически поддержали директора.

— Скорее всего, это была разовая воспитательная акция для всех детей, — выражает мнение руководитель воспитательного отдела управления образования ВКО Асем Нускенова. — Девочка нарушила внутренний распорядок школы. Если один раз пропустить ребёнка не в форме, он будет это периодически делать. Есть приказ Министерства образования о требованиях к школьной форме. Его надо выполнять.

В городском отделе образования в этой ситуации увидели некоторые рискованные нюансы, которые делают позицию руководства школы уязвимой. Необходимость соблюдать требования к форме здесь также поддерживают. Но к удалению девочки с уроков отнеслись иначе.

— Здесь со стороны руководителя действия не совсем правильные, — считает методист школьного отдела Жадыра Кажыбаева. — Следует предупредить, чтобы в следующий раз такого случая не было, но с занятий не отпускать. Если ребёнок отсутствует в школе во время уроков и с ним что-нибудь случится, ответственность за него будет нести директор. Надо было иначе отрабатывать эту ситуацию, проводить разъяснительную работу.

В отделе образования сослались на Закон "Об образовании", запрещающий удалять детей с уроков. И впрямь, пункт 10 статьи 47 (Права, обязанности и ответственность обучающихся и воспитанников) гласит: "Отвлечение обучающихся и воспитанников от учебного процесса не допускается".

Правда, в пункте 15-1 всё же сказано о необходимости подчиняться требованиям администрации, касающимся школьной формы.

Как видим, вопрос спорный. Даже чиновники от образования трактуют его по-разному. Но в нашем случае на этой почве разгорелся конфликт с подростком. А это заставляет подумать также о психологической стороне вопроса.

— В первую очередь это вопрос безопасности детей, — комментирует детский психолог, заместитель руководителя по профилю Дворца творчества школьников Лилия Куземко. — Если ребёнка отправили из школы, куда он пойдёт в этот момент? Домой или куда-то ещё? Подростки в силу своих психологических особенностей могут отреагировать совершенно неожиданно. Маленький ребёнок может растеряться, если тон разговора был достаточно резкий. Куда он пойдёт за помощью, если, например, родителей дома нет? Всякие бывают причины того, почему ученик пришёл не в форме. Может, блузка не постирана. А может, в семье траур, поэтому водолазка чёрная? Обязательно нужно сначала всё выяснить. Предупредить ребёнка без крика. Если необходимо — поговорить с родителями. Результат приносит не жёсткость, а последовательность. Нужно организовывать беседу с подростком в рамках норм, которые обговаривались заранее. А предъявление жёстких требований на повышенных тонах может привести к разным негативным последствиям. Если ребёнка унизили, особенно прилюдно, ему будет трудно справиться со своими чувствами. Реакция будет зависеть от типа психики. Слабый может уйти в себя, изолироваться. Или вообще до дома не дойти. Сильный пойдёт на конфронтацию. В любом случае нужна разъяснительная беседа, а не лишение детей возможности получать знания. Нужно видеть личность ребёнка, а не провоцировать его на бунт.

Ирина Плотникова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней