Словно на крыльях… Пятнадцатилетний устькаменогорец не может ходить, но танцует
Словно на крыльях… Пятнадцатилетний устькаменогорец не может ходить, но танцует
Раз! Заключительные напутствия наставника перед выступлением. Два! Зазвучала мелодия. Три! Выход Алексея Журавлева на сцену. Пятнадцатилетний юноша из Усть-Каменогорска играючи исполнит этот танец, как и десятки, сотни предыдущих… На инвалидной коляске...
Алексей танцует легко и плавно, стремительно кружится, будто парит над сценой. Кажется, еще миг - и юноша оторвется от земли и взмоет ввысь. Его хореографический номер называется "Полет альбатроса", и Алексей старается каждым своим движением передать почти неуловимую красоту движения в небе.
Ему это удается - зрители зачарованно не отводят глаз от сцены. Они не догадываются, ценой каких неимоверных усилий юноши состоялся этот номер. Еще сложнее поверить, что "полета" могло и вовсе не быть, если бы Алексей не пересмотрел свое решение - никогда больше не танцевать...
Он далеко пойдёт!
С первого дня жизни Алексея стало очевидно: его ждет необычная судьба. Новорожденный появился на свет с редкой аномалией позвоночника и нижних конечностей. Врачи сходились во мнении, что мальчик никогда не сможет ходить. В остальном медики не давали однозначных ответов, как будет жить малыш и выживает ли в принципе.
— У Леши нет тазовых костей и его ноги не разгибаются в коленях, — поясняет мама Алексея Наталья Коваль. — Я узнала об этом еще в роддоме и была глубоко потрясена. Даже сейчас, спустя пятнадцать лет, очень больно вспоминать те дни. Леше требовались постоянное наблюдение специалистов и особый уход. Мы не могли обеспечить малышу ни того ни другого. У нас скромная семья, я по специальности повар-кондитер и не имела никакого опыта выхаживания серьезно больных младенцев. Нам пришлось определить нашего мальчика в специальное учреждение.
Алексей воспитывался в интернате для детей с ограниченными возможностями, расположенном в Урджарском районе. Там он впервые почувствовал интерес к хореографии.
— Мне было десять лет, и я знал, что ребята постарше занимаются танцами на колясках, — вспоминает Алексей. — Однажды я пришел к ним на урок. Хореограф Наталья Александровна предложила мне присоединиться. Я подумал: «Девчонки наши танцуют, неужели же я не смогу?»
Сказано — сделано! Алексей приступил к тренировкам. А дальше… закрутилось. Во всех смыслах. Два года занятий привели к головокружительному успеху: звание кандидата в мастера спорта, второе место на Кубке континентов и первое на Кубке мира.
— Оба конкурса проходили в Санкт-Петербурге, я впервые выехал за пределы страны, — делится Алексей. — Выступал с латиноамериканскими танцами. На церемонии награждения я поднял кубок мира и крикнул своему тренеру: мы это сделали!
Насыщенный и яркий 2019 год сулил заманчивые перспективы на будущий 2020-й. Алексей готовился к выступлению на Кубке мира в Германии.
Объявляется перерыв
2020 год выдался болезненно скуп на события и поездки. Но вместе с тем неожиданно щедр на уютные вечера в кругу близких.
Началась пандемия, и родные забрали тринадцатилетнего Алексея домой. Там его встретили родители, сестры Таня и Люба и брат Ваня.
— Полтора года карантина пролетели для нас как один миг, — рассказывает Наталья Юрьевна. — Тогда мы почувствовали себя семьей в полной мере. До этого нам всегда не хватало Алеши. Конечно, мы и прежде забирали сына домой, например, на каникулы, но одно дело неделя - месяц, а другое — почти два года. Мы были так счастливы, что за все это время даже ни разу не болели.
За период карантина родители перевели мальчика в школу-интернат "Ак Ниет" для детей с ограниченными возможностями, расположенную в Усть-Каменогорске.
— Мы живем в Шемонаихинском районе, — поясняет Наталья Юрьевна. — Представляете, как непросто ездить в Урджарский район? Нам с мужем приходили мысли перевести сына поближе, но мы сомневались. Все-таки там у Леши были друзья, он привык к педагогам, опять же танцами занимался... А тут случилась пандемия и все как-то само собой устроилось.
За время вынужденной изоляции Алексей увлекся информационными технологиями.
— Хочет стать программистом, — делится мама. — Правда, еще мечтает быть бухгалтером и переводчиком. Пока мы еще не решили, как все это совместить, - улыбается Наталья Юрьевна. - Идея выучиться на переводчика появилась неслучайно. Алеша, пока жил в Урджарском районе, в совершенстве освоил казахский язык, а вот с русским у него возникали сложности. Все остальные в семье, напротив, русский знали на отлично, но по-казахски говорили с ошибками. Тогда и решили: Алеша будет учить нас, а мы - его. Сын вошел во вкус и загорелся идеей стать переводчиком.
Окрыленный новыми увлечениями, Алексей не забыл и о физической культуре, с танцев переключился на плавание. Тут тоже не обошлось без побед. Алексей занял второе место в усть-каменогорском чемпионате по плаванию среди детей с ограниченными возможностями.
Танцу быть!
C середины 2021 года коронавирус стал отступать и Алексей начал учебу в школе-интернате "Ак Ниет". Там мальчика обрадовали: в школе есть хореограф и Алексей сможет возобновить свои занятия. К немалому удивлению педагогов, ученик ответил отказом и добавил, что никогда больше не будет танцевать.
— Я предположила, что после долгого перерыва мальчик не отваживается приступить к тренировкам, — делится хореограф Лариса Можанова. — Еще подумала, что Алексею уже исполнилось пятнадцать, а подросткам свойственно внезапно менять свои хобби.
Лариса Николаевна решила снова пробудить у мальчика стремление к хореографии.
— Я приглашала Алексея в музыкальный зал и там включала разные мелодии, — вспоминает Лариса Николаевна. — Ждала, когда в его глазах промелькнет искра интереса. Много вариантов перепробовала - без результата. В итоге выбрала одну очень романтичную композицию, Алексей услышал ее и сказал: мне нравится. Я спросила, что ты видишь под эту музыку. Он ответил - птицу, а я ответила — море. Мы посмотрели друг на друга и поняли: танец состоится.
Ни шагу назад
Алексей возобновил тренировки, и буквально за несколько занятий хореографический номер уже был продуман до мельчайших деталей.
— Алексей не из тех, кто лишь слепо исполняет указания наставника, — рассказывает Лариса Николаевна. — У него всегда есть свое видение. Он тонкий человек и хорошо представляет, какое движение передаст нужную эмоцию и одновременно удачно впишется в общий стиль выступления. Эта редкая способность для столь юного исполнителя.
Так появился танец "Полет альбатроса над бушующим морем". С ним Алексею предстояло выступить на XVII Республиканском фестивале детского творчества "Жулдызай-2022".
Во время подготовки к конкурсу выяснилось, почему же мальчик упорно не хотел возвращаться к танцам.
— Алексей уклончиво обмолвился, что испытывает боли после тренировок, — говорит Лариса Николаевна. — За прошедшие два года он повзрослел, вытянулся - и нагрузка на позвоночник возросла многократно. Все это привело к появлению грыжи и болей. Я предложила Алексею оставить занятия. Он посмотрел на меня с искренним изумлением и твердо ответил: "Да вы что! Нет!"
Несмотря ни на какие уговоры, юноша был непреклонен. Педагогам и родным оставалось только поддерживать его.
— Алеша парень волевой, — отмечает мама. — Отступать не привык. Собрался на фестиваль - и точка. Тем более Алеша не терпит ни малейшей жалости к себе. Сын продолжил репетировать, и каждый раз он преодолевал себя, свою боль.
— Все было как обычно. Ничего особенного, — скупо добавляет Алексей.
За сдержанными словами скрывается печальная правда — здоровье юноши не позволит ему впредь заниматься танцами.
— Позвоночник сына уже не может выносить интенсивные нагрузки: возникают судороги и боль, — вздыхает Наталья Коваль. — Врачи предлагали прооперировать Алешу, но предупредили о риске паралича рук или вовсе всего тела. Мы с мужем не стали соглашаться на такое. Был еще вариант воспользоваться специальным аппаратом, но от него тоже пришлось отказаться - может пострадать сердце.
Вопреки всему, Алексей не сдавался и в апреле занял второе место на фестивале. Торжественное награждение победителей должно было состояться в июне в Туркестане сразу же после гала-концерта.
Браво, бис!
— Победа воодушевила нас, — рассказывает Лариса Николаевна. — Алексей загорелся идеей отправиться в Туркестан, но тут выяснилось, что его участие в мероприятии под вопросом.
Причина оказалась банальна: в госбюджете не были заложены средства на поездку, а семья Алексея не успевала за два месяца скопить нужную сумму.
— Все мы, педагоги и администрация интерната, очень расстроились, — вспоминает Лариса Николаевна. — Чувствовали даже какую-то неловкость перед Алексеем. Мальчишка сделал все, чтобы достойно выступить, а мы, взрослые, не в состоянии обеспечить ему участие в церемонии награждения! К счастью, мы нашли выход из положения, обратились в Казцинк — и там выделили средства на поездку.
Алексей тем временем готовился к участию в гала-концерте.
— Я узнала, под какую песню предстоит танцевать Алексею, и разволновалась, — делится Лариса Николаевна. — В переводе на русский она называется "Отдай мне свою боль". Алексей не любит сентиментальные песни, и я засомневалась, что он сможет показать свои способности под такую композицию.
На первый взгляд юноша воспринял песню равнодушно.
— Я спросила Алексея, ты понимаешь, что должен донести до зрителей? — продолжает Лариса Николаевна. — Он ответил коротко "да", но что-то в его голосе меня убедило: он действительно понимает и дальнейшие вопросы неуместны.
От сердца к сердцу
Перед выступлением на гала-концерте Алексей Журавлев был собран и сосредоточен. Хореограф пожелала ему удачи и взволнованно побежала в зрительный зал - посмотреть танец своего ученика. Лариса Николаевна раз за разом беспокойно спрашивала себя: правильно ли она тогда расценила это сдержанное "да" Алексея? Сможет ли он передать в танце глубину печальной, возвышенной песни?
— Алексей появился на сцене, я увидела его взгляд — и все мои сомнения исчезли, — признается Лариса Николаевна. — Он полностью погрузился в музыку, в танец. Алексей сделал больше, чем я от него ожидала. Мне кажется, Алексей сам от себя такого не ожидал. Как и никто другой. Его выступление стало открытием. Многие зрители растрогались до слез. Ему долго аплодировали, и одна женщина преподнесла Алексею большую белую розу.
За кулисами юноша отдал цветок своему хореографу и был как всегда краток: "Это вам".
***
Обратная дорога стала радостной и грустной одновременно. Алексей вез домой заслуженную награду, тренер по праву гордилась успехом своего ученика и его незабываемым выступлением на гала-концерте. Одно омрачало счастье — неизвестность.
— Я не спрашивала, станет ли Алексей танцевать дальше, — говорит Лариса Николаевна. — Не хотела побуждать его к очередному геройству. Сам Алексей не говорил о будущем ни слова. Мы разъехались по домам, и спустя несколько часов я получила сообщение. Алексей отправил мне мелодию с подписью: "Я хочу танцевать ..."