В Казахстане отменят уведомления перед проверками санврачей: Минздрав представил проект
Вице-министр здравоохранения — главный государственный санитарный врач Казахстана Ерлан Киясов презентовал в мажилисе законопроект "О биологической безопасности Республики Казахстан" и сопутствующий проект по вопросам биологической безопасности, передает Sputnik Казахстан.
Киясов напомнил, что президент Казахстана поручил законодательно урегулировать вопросы обеспечения биологической безопасности в стране.
Поправки нового закона решают ряд проблем, существующих в сфере. Одна из них — неэффективный госконтроль субъектов, осуществляющих обращение с патогенными биоагентами.
По словам санврача, сейчас у уполномоченных органов нет возможности своевременно проводить профилактику биоугроз. Это связано с низким охватом проверок и уведомительным порядком госконтроля.
"Практика госконтроля за прошедшие годы показала, что недобросовестные лаборатории осуществляют свою деятельность с особо опасными патогенами, не имея на то соответствующего разрешения. Зачастую такие лаборатории в силу общих требований к проведению проверок знают о дате намечаемой проверки и уничтожают неразрешенные к обращению биоагенты до посещения госинспектора", — отметил он.
Основным законопроектом предусмотрено распределение объектов госконтроля в зависимости от биорисков, а также внедрение механизма оперативного реагирования в случае возникновения биоугроз.
Сопутствующим законопроектом исключается предварительное уведомление о предстоящей проверке организаций, осуществляющих обращение с биоагентами I и II групп патогенности, что позволит заблаговременно выявлять и предотвращать биоугрозы на опасных биообъектах.
Какие недоработки есть в действующем законе
Основными угрозами биобезопасности являются:
- ЧС, воздействующие на потенциально опасные биообъекты;
- выявление особо опасного инфекционного заболевания;
- рост уровня заболеваемости и смертности от инфекций;
- нарушение требований по обращению с ПБА;
- акты терроризма и (или) диверсии;
- устойчивость ПБА к воздействию лекарственных, химических и биологических средств;
- дефицит квалифицированных кадров;
- неконтролируемая миграция населения и животных и другие.
В действующем законодательстве, по словам Киясова, существует ряд проблем, не позволяющих обеспечить биобезопасность граждан на должном уровне, к которым относятся:
- отсутствие стратегического планирования;
- отсутствие единого учета данных, их анализа и оценки рисков;
- неэффективная разрешительная система;
- неэффективный госконтроль;
- низкая ответственность;
- слабая обеспеченность лабораторной базы;
- дефицит квалифицированных специалистов;
- разрозненность госорганов, регулирующих обращение патогенных биологических агентов.
"Сегодня биобезопасность регулируется в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения Минздравом, в области ветеринарии, карантина растений - Минсельхозом, и науки - Минобразования, деятельность которых не координируется, а также отсутствует взаимодействие в рамках госрегулирования", — сообщил вице-министр.
Он пояснил, что при этом биобезопасность в зависимости от масштаба биоугроз, процесса обращения патогенных биоагентов, а также подведомственности субъектов по их обращению, относится также к компетенции органа национальной безопасности, уполномоченных органов в области обороны, экспортного контроля, охраны окружающей среды, гражданской защиты и внутренних дел. Эти госорганы уже сейчас ведут регулирование своих подведомственных лабораторий.
Основные новеллы закона
Законопроектом предлагается ввести системную и последовательную реализацию госполитики в области биобезопасности путем включения стратегических направлений и задач по обеспечению биобезопасности в стратегию национальной безопасности Казахстана, путем разработки унифицированных нормативных правовых актов и нормативных технических документов.
Кроме того, основным законопроектом предусматривается определение координирующего органа в области биобезопасности и государственных органов (13 уполномоченных органов), обеспечивающих биологическую безопасность с установлением соответствующей компетенции для них и подотчетности координирующему органу. Новыми поправками предусмотрено разграничение полномочий трех основных министерств, задействованных в сфере биобезопасности в соответствии с их компетенцией, это области здравоохранения, ветеринарии, образования и науки.
Ситуативная координация осуществляется путем закрепления координирующих госорганов, курирующих вопросы охраны президента, противодействия терроризму, гражданской защиты, военной безопасности.
Вопросы создания и совершенствования системы учета и мониторинга законопроектом урегулированы посредством введения единой государственной информационной системы, в которую будут стекаться данные профильных госорганов о регулировании обращения микроорганизмов (выданные разрешения, результаты госконтроля, оценка биорисков). Эта информация, о словам Киясова, позволит анализировать и прогнозировать текущую эпидситуацию, и своевременно принимать соответствующие меры по ликвидации биоугроз.
"В рамках данной информсистемы предполагается ведение реестров патогенных биоагентов, опасных биологических объектов и специалистов, работающих и планирующих работать в сфере биобезопасности. В реализацию указанных механизмов предусмотрена разработка единых правил учета и мониторинга обращения опасных патогенов", — отметил он.
Также предлагается внедрить систему управления биологическими рисками в каждом профильном госоргане и на потенциально опасных биологических объектах через категоризацию оценки биорисков и введение обязательств по снижению рисков с контролем их исполнения.
Законопроектом предусмотрена категоризация разрешения по опасным объектам и видам патогенных биоагентов. Таким образом, госорганы получат полноценный учет и контроль деятельности с опасными возбудителями инфекционных заболеваний.
Кроме того, учитывая эпидситуацию в стране, сопутствующим законопроектом предлагается ввести лицензирование услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
Также Ерлан Киясов указал на отсутствие в национальной системе стандартизации международных стандартов, регулирующих деятельность и оснащенность лабораторий по обращению опасных патогенов. Это не позволяет обеспечить полноценную биологическую защиту населения и специалистов в рамках деятельности таких лабораторий.
Сейчас функционируют гослаборатории, которые созданы в советское время по стандартам того времени и требуют капитального ремонта и дооснащения необходимым оборудованием либо строительство новых объектов. Аналогичная проблема и по частным лабораториям.
"Дефицит квалифицированных кадров в области биобезопасности, обусловлен неэффективной образовательной системой, в частности отсутствие в образовательной программе вопросов биологической безопасности, а также оттоком квалифицированных кадров в частный сектор ввиду недостаточности мер социальной поддержки и мотивации для них в госсекторе", — уточнил вице-министр.
В законопроекте обеспечение готовности служб к противодействию биологическим угрозам осуществляется путем:
- повышения социальной защиты сотрудников государственных предприятий и государственных учреждений, осуществляющих обращение с особо опасными патогенами;
- формирования кадрового резерва квалифицированных специалистов с возможностью их мобилизации;
- приведения в соответствие с международными стандартами материально-технического оснащения действующих лабораторий и строительство новых.
Также вводится унификация требований путем утверждения критериев отнесения биоагентов к опасным и утверждения их перечня с учетом классификации основанной на международном опыте.
Предусматривается систематизация национальных и рабочих коллекций патогенных биоагентов, а также систематизация общих требований для субъектов, осуществляющих обращение с ними.
Какие расходы предстоят бюджету
Проектом закона предусматривается расходы на 2022-2024 годы на общую сумму более 25 миллиардов тенге по трем основным профильным министерствам; Минздрав - 23,4 миллиарда тенге, Минсельхоз и Минобразования по - 1,1 миллиарда тенге.
Законопроект О биологической безопасности Республики Казахстан" состоит из 8 глав и 32 статей. Сопутствующий законопроект предусматривает внесение изменений в 13 законодательных актов.
Законопроекты предусматривают шестимесячный переходный период для введения в действие, а также дополнительно шесть месяцев для оформления и переоформления разрешений на обращение с патогенными биоагентами и на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.