Как будут работать школы в традиционном режиме?
Неотвратимо приближается 1 сентября. Но в Казахстане до сих пор нет чёткого представления о том, как правильно организовать учебный год в условиях пандемии. Очевидно одно: вновь сажать учеников дома наедине с компьютером уже невозможно и чревато невосполнимыми потерями в знаниях и умениях. Что предлагает школам Министерство образования и науки РК? Чего категорически не хватает в этих рекомендациях? К чему готовятся учителя и администрация учебных заведений ВКО?
Правила безопасности
Сегодня организацию учебного процесса в Казахстане в большей мере диктуют не педагоги, а медики. Во всяком случае, предложения по формату нового учебного года прозвучали 11 августа 2021 года из уст министра здравоохранения. Некоторые из этих предложений, которые призваны обезопасить школьников и педагогов, уже сейчас реализованы. А некоторые повергают в откровенное недоумение тем, как это можно воплотить на практике.
— Пятого августа 2021 года утверждены новые санитарные правила, применяемые к объектам образования, — объявил министр здравоохранения Алексей Цой на заседании правительства. — Данные правила содержат требования: к форматам обучения, к организации питания, к заполняемости помещений в корпусах, аудиториях, спортивных и актовых залах (не более 40 – 50 процентов от проектной мощности), к лабораторным, практическим и студийным занятиям, а также заполняемости комнат в общежитиях.
По мнению медиков, учебный год в очном формате возможен при 100-процентной вакцинации всех педагогов и персонала учебных заведений. Речь о вакцинации учащихся пока не шла. Также Минздрав предлагает подключить школы к проекту "Ashyq". Предъявлять информацию о своём статусе должны будут только взрослые: педагоги, технический персонал и родители.
Рекомендованные санитарные меры включают в себя обязательный утренний фильтр. Эта процедура школы не пугает, поскольку отработана за год до мелочей. И даже более того.
— С тех пор как мы вышли из "дистанционки", у нас не было заболевших, — делится опытом директор школы в одном из районов ВКО (имя не раскрывается по желанию источника – прим. ред.). — Мы организовали жесточайший фильтр в три этапа: на входе, на этаже, в классе. По нашему мнению, на фильтре удалось отловить процентов десять учеников, которые пришли в школу нездоровыми. Это около сорока человек. Плюс мы на этажах и в кабинетах сделали стационарное кварцевание. Школа стала в целом здоровее.
Во время занятий, по требованию Минздрава, ученики и учителя должны носить маски. Это будет достаточно тяжело физически, но хотя бы понятно, каким образом это требование выполнять. Гораздо загадочнее выглядит требование оставить в классах не более 40 – 50 процентов учащихся. А куда сажать вторую половину? И как делить учителя, который должен проводить этот урок: вдоль или поперёк?
Школа без звонков
Часть требований Минздрава касается организации плавающего расписания, которое позволило бы свести до минимума контакты детей вне уроков. Приход в школу, перемены и походы в столовую у разных классов должны быть в разное время. Таким образом, в новом учебном году в школах вновь не будут звучать звонки. Во всех учебных классах вновь появятся индивидуальные расписания звонков, по которым учитель будет отправлять детей на перемену или в столовую.
— На перемены в разное время классы у нас уходят параллелями: начальная, средняя, старшая школа, — рассказывает директор районной школы. — Сидят они в разных блоках, работать друг другу не мешают. Мы так кабинеты распределяли, чтобы старшие с начальной школой не соприкасались. Начальная школа уходит, потом на это место после уборки и дезинфекции заходит среднее звено. Чтобы на переменах не мешали тем, кто занимается, у нас на каждом этаже сидит по две технички. Фактически получается тотальный контроль. Но вообще это очень сложно. И это с учётом того, что у нас были выведены из расписания уроки самопознания, физической культуры, обслуживающего и художественного труда, в начальной школе — познание мира. Их дети изучали в дистанционном формате.
К тому же в школе, которой руководит наш источник, около 400 учащихся, а по проекту она способна принять 700. И даже при этом администрация рассматривает возможность организации учебного процесса в две смены. Ранее школа занималась в одну. Возможно, придётся даже вернуться к шестидневной рабочей неделе. Министр образования и науки РК заявил, что официально отменять пятидневку не собираются. Но в случае необходимости школы могут принять такое решение самостоятельно.
Гораздо более сложное положение может сложиться в школах, которые и так занимались в две смены. Школа-гимназия № 10 Усть-Каменогорска — это учебное заведение, где дети углубленно изучают иностранный язык. Со второго класса дети познают одновременно английский и немецкий. Количество часов иностранного языка в разных параллелях колеблется от трёх до пяти в неделю. А преподавание языка предполагает деление класса на группы. Проблема учебных кабинетов и до пандемии стояла в гимназии достаточно остро, а потому дети учились в две смены. И суббота для старшеклассников также была рабочей. Теперь здесь готовятся задействовать для уроков все возможные помещения, включая служебные.
— На сегодняшний день рекомендации по этому поводу нет, — рассказывает директор школы-гимназии № 10 Наталия Нестеренко. — Сейчас мы пользуемся той информацией, которая идёт непосредственно из Министерства образования и от главного санитарного врача. Надеемся, что к началу учебного года наступит ясность. Вероятны два сценария. Первый — режим офлайн, когда будет полностью загружена вся школа в две смены. У нас во второй смене ранее училось всего две параллели средней и две параллели начальной школы. Теперь придётся делать две полноценные смены, чтобы соблюсти все меры предосторожности. Но возможен и другой сценарий, ведь Казахстан сегодня в "красной" зоне. Тогда может быть комбинированный тип обучения, как в прошлом году. Для каких параллелей — вопрос остаётся открытым. На мой взгляд, оставлять какие-то классы полностью в режиме онлайн ни в коем случае нельзя. Ясность должны будут внести августовские совещания. К сожалению, пока мы не можем родителям сказать, каким образом будет начинаться учебный год.
По мнению директора гимназии, опыт работы на "дистанционке" дал ряд своих плюсов. Педагоги и дети освоились с работой во всевозможных платформах, которые позволяли вести учебный процесс с оперативным получением обратной связи. Гимназисты научились чётко распределять своё время в режиме ZOOM-конференции и своевременно отправлять самостоятельные работы. Но возвращение полностью к такому варианту учебного процесса крайне нежелательно даже для гимназии, где обучаются одарённые и высокомотивированные дети. А значит, неизбежно удлинение рабочего дня для учеников и полноценные уроки по субботам. К этому родителям и детям надо морально готовиться. Особенно это касается школ, где идёт углубленное изучение каких-либо предметов.
Фигаро здесь, Фигаро там!
При возврате в режим офлайн в школы, увы, не вернётся кабинетная система. Для максимального ограничения передвижения детей по зданию каждый класс будет постоянно заниматься в одном кабинете. Таким образом, проще будет усадить на карантин класс, в котором появятся зараженные дети. При этом классы, занимавшиеся в другой части здания, смогут продолжать учебный процесс.
— Всё сложно, — вздыхает директор районной школы. — В начальной школе проще, там один учитель. А вот в среднем и старшем звене надо подогнать расписание, чтобы учителя успевали всюду. У учителя резко увеличивается объём работы: бесконечная беготня, проверки, обеспечение санитарной безопасности. В этих условиях вернулся поточный метод. Самое страшное: из школы ушла индивидуализация учебного процесса. Ни один учитель не в состоянии сейчас заниматься индивидуально с ребёнком: с одарённым ли, с отстающим. Потому что попросту физически не хватает времени.
Ещё менее радужной выглядит эта картина с точки зрения рядового учителя, который успел столкнуться в прошлом году с беготнёй по кабинетам и плавающим расписанием звонков.
— Дело в том, что при таком режиме иногда бывает наложение уроков друг на друга, — рассказывает учитель истории одной из школ Усть-Каменогорска. — Может быть так, что в одном классе урок должен идти ещё пять минут, а в другом должен уже начаться. И я просто физически не успеваю даже перебежать из класса в класс. Ещё одна проблема возникала: урок офлайн и онлайн одновременно. Всемирную историю вынесли на дистанционное обучение. Старшим классам ещё хоть можно задание дать, чтобы работали самостоятельно. С малышами так не получается.
Учитель рассказывает, что плавающее расписание уроков приводит к тому, что отдыхающие дети мешают заниматься тем, у кого идут уроки. И это несмотря на дежурство взрослых на этажах и требование сохранять тишину. Дети есть дети, они не могут быть совершенно бесшумными.
Отмена кабинетной системы очень затрудняет работу учителей, которым требуется на уроке какое-либо оборудование: электронная доска, компьютер с определёнными программами, скажем, по физике или химии. Учитель истории или географии должен перебежать из кабинета в кабинет, подобрав подходящие карты и комплект атласов на весь класс. А каково, скажем, биологу или химику, которые должны принести и расставить микроскопы, штативы, химические препараты?
— Сегодня учитель берёт на себя колоссальную ответственность, — констатирует Наталия Нестеренко. — Это неимоверно сложная задача на сегодня — обеспечить полностью госстандарт, дать больше — там, где идёт углубленное изучение предметов, получить обратную связь. И при этом должно быть нормальное качество знаний. Учитель, который работает в нескольких параллелях, должен ещё и оперативно перестроиться, скажем, с одиннадцатого класса на пятый. Плюс — качественная подготовка к урокам, ведь стандартный урок больше не интересен ни самому учителю, ни детям. Сейчас учителя реально работают в режиме "24/7". Это должны оценить, наконец, и родители, и общественность.
Просто держаться
— В очный формат выходить надо, — выражает общее мнение педагогов директор районной школы. — Иначе мы потеряем то, что хотя бы как-то выровняли за четвёртую четверть. Среднее звено, честно говоря, с "дистанционки" вернулось практически с нулевыми знаниями. Нам удалось вернуть хотя бы процентов десять. Если мы сейчас сядем дистанционно, то можно уже школу закрывать и просто выдавать аттестаты. А учиться хотят все.
Это мнение подтверждает рядовой учитель:
— Трудно будет в новом году седьмым, восьмым и девятым классам, которые прошлый год провели на "дистанционке". Шестым легче, в пятом они учились очно. Разница колоссальная. В начале прошлого года те пятиклассники, которые занимались в дежурных группах, опередили в знаниях тех, кто сидел дома. Многие родители оставляли дома именно отличников. Когда все вернулись в классы, выяснилось, что те, кто работал с учителем, осваивали материал быстрее. Отличники более мотивированы, но за своими товарищами они уже не успевали, пришлось навёрстывать.
Учителя также констатируют, что в удалённом режиме дети очень быстро теряют даже те навыки, которые уже успели приобрести.
Все наши собеседники сошлись на том, что сейчас им очень не хватает ясности в вопросах содержания и методики. Всем очевидно, что пять четвертей "дистанционки" сильно сказались на уровне подготовленности детей. Однако инструктивно-методическое письмо о преподавании основ наук в 2021/2022 учебном году не содержит никаких рекомендаций учителям, каким образом они должны выходить из этого положения.
— Госстандарт не меняется, — поясняет грядущие трудности директор районной школы. — Дети приходят в следующий класс, где уже новые требования к знаниям, умениям, навыкам. А дети-то после "дистанционки" остались на уровне первобытно-общинного строя! Ими толком не усвоена программа прошлого года. Потому что учились только те, кто хотел учиться. Для остальных дисциплина обязательно должна быть. Сейчас у нас один выход — просто держаться, как бы ни было трудно. Если мы хотим, чтобы у детей что-то в голове зашевелилось.
Ирина Плотникова