Берик Бисенкулов: Зарегистрировать купленный автомобиль за 10 минут – это вполне реально
В рамках реформирования полицейских подразделений и разработки новой законодательной базы для деятельности МВД полномочия и ответственность дорожной полиции существенно расширяются. Что изменится в её работе? И станет ли больше порядка на казахстанских дорогах? На эти вопросы корреспонденту газеты Мегаполис ответил председатель Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан полковник полиции Берик Бисенкулов.
– Берик Байбулович, сейчас много говорят об изменениях в законодательстве, касающемся деятельности полиции и вашей службы в том числе. Что нового появится в работе дорожных полицейских? Чего ждать водителям?
– Сразу замечу, что ни о какой радикальной смене законодательной базы, о чём сейчас появились упорные слухи, вопрос не стоит. Речь идёт об упорядочении некоторых казахстанских норм и законодательных актов с учётом международной практики. Сейчас правительство проводит политику усиления полиции в целом, и, в частности, ставится задача усиления роли МВД в повышении безопасности дорожного движения. Министерство внутренних дел необходимо определить центральным исполнительным органом по обеспечению безопасности движения. Для решения этих задач, а также чтобы наша местная практика соответствовала резолюции Генассамблеи ООН по дорожному движению, у нас готовится проект нового Закона «О дорожном движении в Республике Казахстан». Это не будет что-то новое в правовой базе. По своей сути это будет консолидированный закон, единый правовой акт нашей страны о дорожном движении, который объединит все регламенты, нормы и требования по данным вопросам. В том числе в него войдут и действующие Правила дорожного движения.
– Сегодня автомобилисты активно обсуждают ожидаемый переход на новые водительские удостоверения. Говорят, что даже водителям мопедов придётся теперь получать специальные права. Это так?
– Да, в законопроекте предусматривается переход на новые водительские удостоверения в соответствии с требованиями Конвенции ООН о дорожном движении. Они будут иметь семь основных категорий: А, В, С, D (традиционные – от мотоциклов до автобусов), а также BE, CE, DE для эксплуатации того же транспорта с прицепами. ВЕ – это легковые автомобили, используемые с прицепами, СЕ – грузовые (автопоезда), DE – автобусы с прицепом или полуприцепом (в обиходе называемые «гармошкой»). Также будут введены шесть дополнительных подкатегорий: A1, B1, C1, D1, С1Е и D1E. Расшифрую. В последние 8–10 лет на дорогах Казахстана появился транспорт, который по своим характеристикам не подпадал под существующие категории водительских прав. Теперь он тоже регламентирован так же, как и во всём мире. К подкатегории А1 относятся всевозможные скутеры, мопеды, квадроциклы, трициклы и им подобные моторизованные транспортные средства. К категориям B1 – D1 относят всевозможные одно- или двухместные мини-куперы, мини-грузовички и прочие мини-машины различного назначения, подкатегории с индексом «Е» в конце означают аналогичные транспортные средства с прицепом. Все эти средства передвижения требуют соответствующих навыков управления, к тому же они развивают такую же скорость, что и автомобили. Позволять и дальше по старинке, как при СССР, ездить на них без прав начиная с 14 лет нельзя. Мы регистрируем высокий травматизм, растёт смертность детей и подростков при ДТП на тех же скутерах, квадроциклах. Из-за незнания Правил такими горе-водителями возникают критические ситуации на дорогах. Теперь мы приведём регулирование дорожного движения в Казахстане к международным требованиям. Исчезнут разновидности автодорожного транспорта, не охваченные соответствующей водительской категорией.
– Не все у нас знают, что автоинспекторы на дороге призваны не только выявлять нарушения, но и помогать водителям. Об этом у нас почему-то не говорят. А есть примеры, когда сотрудники дорожной полиции оказывали помощь водителям в экстремальных ситуациях, например, вызволяли транспорт из снежного плена, организовывали сопровождение. Много ли таких примеров в вашей практике?
– Помощь на дорогах – не подвиг и не личная инициатива, это профессиональный долг наших сотрудников. Только в январе – марте текущего года с участием дорожных полицейских из снежного плена вызволено более 700 транспортных средств и эвакуировано свыше 1700 граждан. Другой вопрос, что в одиночку это все выполнить не всегда возможно. При тяжёлых авариях, например, необходима совместная работа экстренных служб – полиции, спасателей, «скорой». В инструкциях наших дорожных инспекторов здесь есть обширный комплекс задач. В рамках новой законодательной базы мы намерены эти обязанности систематизировать. Одна из стратегически важных задач дорожной полиции – совершенствование системы оказания помощи пострадавшим при ДТП. Главное здесь – максимально сократить время прибытия соответствующих служб на место. От обеспечения быстроты, слаженности наших действий со службами Минздрава и МЧС зависят жизни людей.
– Берик Байбулович, не так давно комитет сообщал о планах оптимизации государственных услуг дорожной полиции. Действительно ли это реально в наших условиях – сделать так, как в Европе, где купленный автомобиль регистрируют и выдают номера за десять минут?
– Это вполне реально. Для упрощения и ускорения оказания наших услуг МВД совместно с рядом заинтересованных ведомств (Министерством связи и информации, местными исполнительными органами) сейчас готовятся к открытию специальных сервисных центров по оказанию государственных услуг населению. Там мы будем, в частности, проводить приём экзаменов, выдачу водительских удостоверений, регистрацию и перерегистрацию транспортных средств, оформление залога на движимое имущество, регистрацию лиц, управляющих автомобилем по доверенности. Первый пилотный проект такого центра скоро будет запущен в Караганде. Должен сказать: перед нами действительно поставлена задача максимально приблизить все оказываемые здесь услуги к международным стандартам. Для этого специально анализировался опыт развитых стран. Наши специалисты ездили в Евросоюз, изучали местные системы регистрации. Их технологии на самом деле обеспечивают скорость и простоту. Например, при оформлении автомобиля: от подачи электронного заявления до получения номерных знаков и документов проходит всего несколько минут. Отдельные успешные наработки мы решили взять из опыта Грузии. Традиции, привычки и менталитет населения там похожи на наши, но при этом грузины смогли очень хорошо организовать механизм предоставления госуслуг, практически сведя на нет коррупционный фактор.
Тимур Мамашаев