Включите JavaScript в настройках браузера.
20 марта 2021
Сейчас читают:

Мастер из Усть-Каменогорска с помощью бензопилы "извлекает" из деревьев леших и ёжиков в тумане

Сергей Шим умело управляется с бензопилой и "слышит" дерево. Из-под его легкой руки на свет выходят забавные сказочные персонажи, вполне реалистичные лесные жители и всеми любимые мультяшные герои. Мастер рассказал корреспонденту YK-news.kz о том, как работать с цепным инструментом и как бывшие пеньки становятся друзьями человека.

Зимой 2021 года во дворе на улице Протозанова, 1, словно из ниоткуда возникла деревянная фигура. Необычный, но очень забавный сказочный персонаж с большими лапами и выразительным лицом привлек внимание горожан. Прохожие наперебой фотографировали фигуру и делились находкой в социальных сетях.

Автором деревянного изделия оказался Сергей Шим. К слову, его работы устькаменогорцы могли наблюдать и в других частях города. Сказочные персонажи из древесного массива, вышедшие из-под рук мастера, украшают входные группы ресторанов, территории детских садов и базы отдыха. А минувшей зимой изготовленный Сергеем "ледяной" трон с совой был установлен в фотозоне на площади Республики.

Взял юрист бензопилу...

Направление, в котором работает Сергей Шим, называется резьба по дереву бензопилой. По иному — карвинг (Ка́рвинг — искусство художественной резки (из овощей, фруктов, по дереву и т. д.). Но в это ремесло мужчина пришел не сразу. Долгое время он работал в сфере, далекой от творчества.

— По специальности я юрист, в этой сфере и работал. В детстве я окончил художественную школу, наверное, тогда и зародилось желание творить, — объясняет мастер. — Спасибо интернету, который помог мне найти свое направление. 

Сергей рассказывает, что именно в интернете впервые увидел фигуры, которые иностранные специалисты выпиливали при помощи одной лишь бензопилы. Посмотрел — и сразу захотел взять в руки инструмент и вступить в схватку с самым большим деревом.

— Бензопила — это быстрый топор. Она позволяет за пару часов создать фигуру, которую раньше мастера с помощью топоров и стамесок создавали месяцами, — с восхищением говорит собеседник. — Моя самая первая работа — медведь. Такой популярный и банальный персонаж. Испокон веков люди из дерева медведей делали. Но я взялся за самого большого, хотел сделать фигуру размером два метра. Фигура получилась непонятной: то ли медведь, то ли обезьяна, смотря с какой стороны глядеть. Все смеялись над этим медведем, и я в том числе. Но друзья и родственники поддержали мои начинания, за что им большое  спасибо.

После первой попытки Сергей уже не захотел выпускать пилу из рук.

— Сейчас работаю как индивидуальный предприниматель в направлении "резьба бензопилой". Изготавливаем любые фигуры: начиная от портретов и шаржей, заканчивая ежиками и зайчиками, — перечисляет мастер. — Счет выполненных работ уже идет на сотни. Помогают подмастерья.

Работает мужчина специальной пилой для скоростной резьбы, которую он заказывал в Германии. С виду это обычный инструмент, но при этом он имеет различные насадки, с помощью которых можно выполнять почти ювелирную работу. Например, вырезать человеческий глаз в натуральную величину. К слову, вес бензопилы составляет примерно  четыре килограмма.

— Выпиливаю детали, держа инструмент на весу. А иногда и самому приходится буквально висеть. Например, для одного кафе мы делали шестиметрового жирафа. Выпиливали по дереву на корню. Устанавливали строительные леса, залезали на них. Но это довольно опасно. Надо и маленькие детали выпилить, и себе ничего не отрезать, — говорит резчик.

Деревянная душа

Дерево вызывает у мастера особенные эмоции. Оно, по ощущениям Сергея, живое и отзывчивое.

— Дерево мне ближе к душе, с ним можно общаться. Оно, в отличие от камня и железа, живое и податливое. В процессе работы даже может подсказать, где сымпровизировать. Допустим, если я что-то придумал и начал делать, задумка может измениться, когда я попаду "внутрь" дерева. Деревья растут десятилетиями, внутри можно встретить всякое, от дупла до арматуры и камней. Правда, клада мы так и не нашли, — смеется собеседник.

Самые любимые работы у Сергея те, которые он делает по наитию, когда появляется вдохновение. А приходит оно часто после знакомства с работами иностранных мастеров.

— Такое, как делают они, я повторить не могу. Все упирается в материалы. У них там есть огромные секвойи и баобабы. Из них не то что фигуры, из них целые композиции делают, по нескольку фигур сразу, — восхищается мужчина. — Посмотрю на их работы, а потом спускаюсь с небес и делаю то, что позволяют возможности. Например, это может быть ежик в тумане. Вот нравится он мне и все, ну красивый. И мне он нравится даже не как персонаж. Скорее, линии в нем нравятся. Другие, может быть, посмотрят и скажут, что его надо было сделать более курносым, иголочки по-другому выпилить. Ну а для меня он красивый.

А потом такие персонажи отправляются в новый дом — к покупателям. И за свои работы Сергей переживает как за детей. Всегда заботится о том, чтобы в процессе доставки деревянный олень или орел не сломался. Переживает о том, будут ли за деревом правильно ухаживать. Но, как правило, покупают деревянные фигуры такие же ценители материала, как и сам Сергей.

— У нас есть любители дерева. Вот из Алматы звонили недавно. Я смеюсь над ними, говорю: "Вы же не любите дерево, для вас дерево — это дрова". В ответ мне отправляют фотографии — деревянные дома и беседки. Люди любят этот материал и хотят благоустраивать территорию именно деревянными изделиями. У них участок большой, вот понемногу украшаем. Но они сказочных персонажей не любят, предпочитают классические национальные сюжеты, например волков и орлов, — делится мастер.

А для некоторых покупателей деревянный персонаж — это потенциальный друг и собеседник.

— Звонила бабушка из Петропавловска. Нашла меня в интернете. Попросила волка из мультика, который говорит: "Ну ты это, заходи, если что". Сказала, что этот волк — это ее детство и она хочет на кухне сидеть и из окошка на него смотреть. Я ей отвечаю: "Так это и мое детство тоже!" — рассказывает Сергей. — Но там казус получился. Я думал, что она из деревни Петропавловки в Восточном Казахстане, а оказалось, что она в Петропавловске живет. И как к ней отправить тяжелую деревянную фигуру?

Мастер отмечает, заказчиками выступают совершенно разные люди: начиная от бабушек-пенсионерок, которые любят проводить время на даче, и заканчивая крупными предприятиями, которые хотят благоустроить свою территорию или базу отдыха.

И несмотря на то что Сергей занимается окрашиванием изделий, его частенько просят не разрисовывать работы.

— Как я уже говорил, деревянные изделия имеют дух и настроение. Если подходишь к каменному изделию, кроме холода ты ничего не почувствуешь. Пластик, соответственно, мертвый материал. По­этому многие просят сохранить внешний вид дерева. То есть не закрашивать его. Чтобы было ощущение, что фигура живая, словно только что из леса пришла, — заключает собеседник.

Сказку себе и окружающим

Идея украсить сказочными персонажами собственный двор пришла Сергею спонтанно. Об этом он задумался, когда понял, что на территории запланировано благоустройство.

— Во дворе проходило благоустройство и там спиливали тополя. А я уже чувствую, когда где-то тополя пилить собираются. Ну все, переговорил с КСК, попросил не отпиливать деревья под корень. Зачем некрасивый пенек оставлять? Здесь бабушки сидят все лето на лавочках, я что-то тут для них изображу, — с улыбкой вспоминает резчик.

В результате тополя спилили, оставив пару метров от корня. Вот только руки у мастера до них не доходили два года. Но в один прекрасный день, вдохновившись хорошей погодой, он взял сына и отправился за бензопилой.

— Думал, что начну пилить и соседи придут на звук. Пришли. Я попытался узнать, чего жильцы хотят, вдруг сейчас что-то сделаю, а им не понравится. Но все говорили: "Делай что хочешь", — объясняет Сергей. — А двор у нас проходной, сюда часто заезжают посторонние. Появилась идея сделать охранника — дворового. Так как дерево раздвоенное, у дворового надо было с тыльной стороны большой кусок отрезать. Мне стало жалко просто так материал выбрасывать. Решил второй персонаж сделать. И так как тыльная сторона ствола повернута на лавочки, где бабушки сидят, решил сделать героя с большим ухом, который будет их подслушивать, но немого, чтобы рассказать ничего не мог.

Второй тополь расположен на детской площадке. Сергей намерен в ближайшее время взяться и за него, сделать фигуру на радость детям.

— Появилась идея изобразить сидящего мишку, чтобы дети могли к нему на колени забираться. А на спине у медведя, может быть, Маша поместится. Будут Маша и Миша, — делится задумками Сергей.

О том, что дети любят лазать по деревянным фигурам, мастер знает не понаслышке. Он сам — отец двоих детей. И если сын-подросток интереса к сказочным героям не питает, то дочка в силу возраста проникается к ним особенной симпатией.

— Ей нравится. Если она приходит ко мне на базу и там есть готовые фигуры, она не успокоится, пока не полежит и не посидит на них. С некоторыми фигурами она обнимается, — улыбается собеседник.

На вопрос о том, планирует ли он брать учеников или передавать свои знания детям, Сергей отвечает отрицательно. Мастер уточняет, резьба бензопилой относится к специфичным видам творчества. Кроме того, это довольно опасно и сложно.

— Многим интересно, но не всем это ремесло подходит, — считает Сергей Шим. — Со стороны кажется, что все очень просто. Люди смотрят, как я работаю, а потом приходят и просят научить. Я всем советую научиться для начала работать с бензопилой. Люди ее в руки берут, вроде ничего сложного. Потом включают, слышат этот рык… Некоторые, когда пила начинала газовать, просто пугались и бросали инструмент.

Елизавета Седых
Фото из личного архива Сергея Шима

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней