В ВКО люди вынуждены пользоваться недешёвыми услугами такси из-за запрета на работу общественного транспорта
В связи с пандемией коронавируса в ВКО не ходят пригородные и междугородние автобусы. Исключение сделано лишь для нескольких маршрутов. Поэтому жители мелких населенных пунктов пересели на такси и теперь ежедневно пользуются услугами частных извозчиков, чтобы попасть на работу в областной центр. Но такая альтернатива не радует восточноказахстанцев ввиду высокой стоимости проезда и низкого уровня эпидемиологической безопасности.
Добраться любой ценой
Анастасия живет в Бобровке. Небольшой поселок по праву можно назвать придатком областного центра. Работы там нет, как и крупных магазинов. Поэтому жителям приходится регулярно ездить в Усть-Каменогорск.
Настя работает в областном центре и, как многие ее знакомые, приезжает в город почти ежедневно, за исключением праздничных и выходных дней. Машины у нее нет, поэтому вынуждена пользоваться общественным транспортом. Но если раньше она тратила на дорогу приемлемую для нее сумму, то теперь расходы существенно возросли. А все из-за того, что на фоне ограничительных мер был введен запрет на движение пригородных автобусов.
По словам девушки, сейчас попасть в город можно только с помощью частных извозчиков, которые берут 300 тенге лишь за то, чтобы довезти пассажиров до Согры. Чтобы оказаться в центре города, нужно делать еще одну пересадку, а это дополнительные расходы.
Кроме того, таксистов, которые ездят из Бобровки в областной центр, крайне мало, а спрос на их услуги высок. Порой Насте приходится стоять на холоде и ждать машину часами.
Лотерейный билет
Как сообщили в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог, запрет на междугородние автобусные пассажирские перевозки на всей территории области был введен 16 октября 2020 года. Эта мера направлена на недопущение распространения коронавирусной инфекции среди населения. 10 ноября 2020 года запрет был продлен постановлением № 24 главного государственного санитарного врача Восточно-Казахстанской области.
Исключение сделано лишь для маршрутов, обслуживающих поселки Касым Кайсенов Уланского района, Опытное поле и Белоусовка Глубоковского района. Но откуда такая избирательность? В ведомстве отмечают: точечное разрешение на работу некоторых автобусов введено в связи с обращениями жителей пригородных поселков. Люди, которые пользуются разрешенными ныне маршрутами, не могли добраться до работы вовремя и недорого, поэтому вынуждены были просить главного санитарного врача ВКО пересмотреть ограничения.
Таким образом, некоторые восточноказахстанцы получили прямо-таки лотерейный билет… на автобус! Ну а жители других поселков все еще находятся в затруднительном положении.
"Почему какие-то отдельные районы? В других деревнях люди не живут? Им в город не надо и дел нет? У нас только Глубокое и Опытное поле существуют?" — возмущается один из жителей области в социальной сети Instagram в ответ на новость о выборочном послаблении запрета. И подобных жалоб немало.
Безопасность на уровне?
Стоит отметить, что огромное количество курсирующих по области и привязанных к областному центру маршрутов обслуживает ТОО "Усть-Каменогорский автовокзал". Его услугами всегда охотно пользовались жители как пригородных деревень и поселков, так и других городов. Сейчас деятельность вокзала приостановлена. Предприятие закрыто на неопределенный срок, и никаких четких прогнозов по возобновлению его работы представители власти не дают. Без обеспечения общественным транспортом остались жители Тарханки, Бобровки, Березовки, Глубокого и многих других населенных пунктов.
— К нам, конечно, обращаются люди. В первый день закрытия люди собрались и начали проявлять недовольство. Но мы ведь выполняем постановление главного государственного санврача, — комментирует ситуацию директор ТОО "Усть-Каменогорский автовокзал" Алмаз Бейсенгазин.
Несмотря на то что вокзал закрыт, восточноказахстанцы не перестали ездить в город и из города. И связующим звеном между населенными пунктами и Усть-Каменогорском стало такси. Если опустить вопрос цен, которые на порядок выше стоимости проезда на рейсовых автобусах, возникают и другие острые вопросы. Неужели услуги частных извозчиков безопаснее общественного транспорта? По информации очевидцев, многие таксисты не требуют от пассажиров использования масок, не имеют санитайзеров и перчаток, не проводят дезинфекцию салона. О соблюдении социальной дистанции в случае поездки на такси и вовсе речи быть не может. Водители просто набирают полный салон и отправляются по нужному маршруту.
Руководство усть-каменогорского автовокзала, в свою очередь, ввело на предприятии различные меры безопасности еще в период первой волны коронавируса.
— Процесс дезинфекции у нас контролируется, — информировал в мае руководитель предприятия Алмаз Бейсенгазин. — Проводится глубокая обработка здания, подвижного состава, прилегающей территории и сопутствующих объектов — туалетов, столовых и буфетов. Словом, всех помещений, где находятся люди. Все дезсредства мы приобретаем у официальных поставщиков, дезинфекцию проводит фирма, которая имеет лицензию на такой вид деятельности.
Помимо этого, в здании автовокзала даже работала собственная медицинская бригада, в состав которой входил и врач-эпидемиолог.
Сотрудники предприятий, которые осуществляют перевозки пассажиров из Усть-Каменогорска в город Алтай, тоже недоумевают. Они считают, что вероятность подхватить COVID-19 в такси гораздо выше, нежели в микроавтобусах, где пассажиров можно рассадить в шахматном порядке.
От редакции: еще один удручающий момент — судьба самих организаций, которые обеспечивают область общественным транспортом. Междугородние перевозчики Алтая рискуют потерять свой бизнес, ведь их микроавтобусы сейчас не приносят прибыли.
Директор усть-каменогорского автовокзала признается: из штатной численности сотрудников, составляющей около 200 человек, на сегодняшний момент удалось сохранить не более половины. Предприятие столкнулось с массовыми увольнениями.
— Сейчас, если нам дадут разрешение работать, у нас даже работников нет, — сообщает Алмаз Бейсенгазин.
Елизавета Седых